Общество 

Пешеходная зона, 270 миллионов и психиатр

Вчера по инициативе Общественной палаты во Владимире прошли общественные слушания по наболевшей теме – организации пешеходного центра. Несмотря на активное обсуждение проблемы, на слушаниях зарегистрировались меньше 300 человек. Выступать заявились больше сорока...

Защитники и критики

Начинались слушания чинно и благородно. Наталья Юдина, модератор мероприятия, предложила ограничить время выступления пятью минутами и вести мероприятие «так, как подскажет совесть».

Главный архитектор Владимира Андрей Быков, представлявший основной обсуждаемый проект, выступал долго – около 20 минут. Говорил запутанно и пространно. В целом его выступление было посвящено тому, что город развивается по Генеральному плану, который был принят в январе. И по этому документу исторический центр должны освободить от личного транспорта. Дословно:

«Предусмотрена от Золотых ворот до бывшего ресторана Нерль – улица пешеходно-транспортная, то есть предусматривается создание пешеходных зон и допускается движение общественного транспорта. Движение частного автотранспорта не предусматривается Генпланом».

В проекте городской администрации на настоящий момент – три пешеходные или частично пешеходные зоны, создающие единый комплекс: участок Большой Московской, Девическая и Георгиевская улицы. Собственно, это всё.

Первой высказывать мнение относительно проекта горадминистрации вышла гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

Золотые ворота входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО, — напомнила Светлана Евгеньевна. — Представленный кусочек дороги попадает в буферную зону, а это значит, что проект пешеходной улицы должен быть рассмотрен на достаточно высоком уровне - как минимум, министерства культуры.

Также, по мнению Светланы Евгеньевны, нужно учитывать не только интересы туристов, но и интересы горожан. Да и приезжающим пешеходная Большая Московская доставит больше неудобств, чем радости:

Мы часто говорим о туристах, которые приезжают на автобусах. Но статистика такова, что больше 65% туристов сегодня — люди, которые приезжают на индивидуальном транспорте. Возникает вопрос, куда его девать. Это нужно учитывать. И чем сегодня эта пешеходная зона будет интересна для приезжающих туристов?

Мнение Светланы Мельниковой: пешеходную зону нужно организовать на улице Георгиевской. И неплохо бы провести конкурс проектов, чтобы рассмотреть различные варианты.

Советник губернатора Алиса Аксёнова тоже высказалась против «пешеходки» на Большой Московской и за вариант с Георгиевской. Алиса Ивановна очень поддерживает инициативность Светланы Орловой («Я давно говорила, что нужен в области сквозняк. Он появился»). А в сложившейся ситуации виноваты транспортники и работники ГИБДД, которые побоялись сказать губернатору правду о транспортных проблемах.

Когда была прогулка со Светланой Юрьевной, абсолютно девственно чистой была Спасская улица. Она такой никогда не бывает! Девическая улица — там невинно стояли три машинки — и тоже чиста. Это какая-то подстава человека!

Первым за проект пешеходной зоны на Большой Московской выступил хормейстер Эдуард Маркин. Сказав, что он не только музыкант, но ещё немножечко и архитектор, он перечислил проекты реконструкции, к которым приложил руку — мощение Георгиевской и восстановление дома купца Куликова. По словам Маркина, из-за транспорта, едущего по Большой Московской, трясутся и разрушаются здания, и если улицу не перекрыть, город погибнет.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Коробушин высказал опасения бизнес-сообщества относительно перекрытия центральной улицы. По его словам, многие предприниматели против — они боятся, что потеряют покупателей. Кроме того, бизнесменов, вероятно, обяжут принимать финансовое участие в создании пешеходной зоны. А они и так платят большие налоги и арендные выплаты.

Кандидат психологических наук, член Общественной палаты Сергей Цветков рассказал о результатах опроса, который провели студенты Владимирского филиала РАНХиГС 18 апреля и участниками которого стали 327 респондентов. Из них 41% высказался за пешеходный центр (правда, в опросе не уточнялось, о какой улице идёт речь), 46% против, а 13 процентам «всё равно».

Бывший сенатор Евгений Ильюшкин, выступивший как экс-глава троллейбусного парка, призвал сохранить электрический транспорт в центре города и высказался против Лыбедской магистрали, которая будет построена фактически на воде. Взамен он предложил рассмотреть возможность строительства трассы, параллельной Большой Московской.

Декан архитектурно-строительного факультета ВлГУ Сергей Авдеев не высказывался ни за, ни против, но предложил всё-таки опираться не на эмоции, а на цифры, графики и таблицы.

Были и два конкретных альтернативных проекта. Бывший главный архитектор области Евгений Бирюков предложил устроить пешеходную зону на отрезке от Студёной горы до старой аптеки, создав несколько привлекательных для горожан и туристов зон. Он считает, что на Большой Московской можно было бы расширить правый тротуар, а для общественного транспорта оставить по одной линии в каждую сторону.

Один из авторов волонтёрского проекта «Владимир. Город для людей» Евгения Романова представила ещё одно видение пешеходной зоны во Владимире. По её мнению, таковым мог бы стать маршрут: Козлов вал – Георгиевская - Девическая – Княгинин монастырь.

Там в два раза больше исторических объектов, архитектурных памятников, — считает Евгения. — Это не принесёт городу серьёзных проблем с транспортом. И бизнес на этих улицах — кафе, маленькие ресторанчики, магазинчики. Такому бизнесу и нужны пешеходы.

Евгения Романова закончила своё выступление словами: «Мы за любой альтернативный проект, кроме Большой Московской», — и передала Наталье Юдиной петицию, подписанную в интернете тремя тысячами человек.

Глас народа

Волнения в зале начались во время выступления члена Общественной палаты, пресс-секретаря Центра классической музыки Алисы Бирюковой — она является активной сторонницей пешеходной зоны на Большой Московской. Вот несколько её аргументов:

«В сказанном много противоречий, и мы уже не понимаем, чего хотим. Понимаем, что ничего не хотим. Мы подумали о бизнесменах, мы подумали о тех людях, которые должны ездить, мы подумали обо всём, только не подумали о стратегической судьбе города».

«Есть несколько моментов, которые просто коробят. Когда всё время повторяется рефрен о логике развития города как вечном Владимирском тракте. Думается, что это утверждение крайне спорное. Неужели в этом историческая предопределённость Владимира? И неужели её нельзя побороть для дальнейшего развития города? Неужели мы всегда будем проезжим трактом?»

«Наверное, нам с вами не простят разрушенных Золотых ворот, битых лихими автомобилистами. Нам с вами не простят сохранение исторического центра как проезжего тракта. Нам с вами не простят мещанского выбора в этой ситуации».

Собравшиеся, в большинстве, не поддерживали мнение Бирюковой и шумно это демонстрировали, вследствие чего Алиса Михайловна посоветовала отойти от «истеричного майданного тона» и вернуться к конструктиву.

Вице-губернатор Михаил Колков, взявший слово после Бирюковой, сравнил Большую Московскую не с Арбатом, а с Тверской. В зале раздались аплодисменты.

Подождите аплодировать. Во власти не всё так просто, - отреагировал Колков.

Суть его речи такова: троллейбусов при князе Владимире тоже не было, всё будет обсуждаться, но как здорово, что тема всколыхнула общественность и заставила обратить внимание на инфраструктурные проблемы города.

Прошло уже больше часа, а высказаться хотелось многим. Наталья Юдина вышла в зал с микрофоном.

Девушка! Девушка! – окликнул Юдину один из участников слушаний.

— Меня зовут Наталья Владимировна, и я, слава богу, уже не девушка.

Это комплимент! — нашёлся мужчина. — Меня зовут Игорь Геннадьевич, я имею как бы бизнес на Большой Московской

А почему «как бы»? – спросила филолог Юдина.

— Подождите, сейчас пешеходная зона будет — и не будет бизнеса.

Игорь Геннадьевич напомнил чиновникам, что всё должно делаться не для Орловой, а для всех людей, и предложил сделать Большую Московскую пешеходной только по субботам.

То есть, в субботу выходит господин Маркин и выступает у Успенского собора, народные коллективы выступают у Золотых ворот. Всего 12 суббот летом. В другое время никто там ходить не будет!

Среди других предложений выступавших — обустроить городские парки, обратить внимание на сложившуюся пешеходную зону от Успенского собора до вокзального спуска, создать постоянно действующий общественный совет по проблемам исторического центра, провести референдум по вопросу перекрытия Большой Московской. Кира Лимонова, автор проекта реконструкции исторического ядра, созданного в 80-х, успешно воплощавшегося, а потом забытого за невыгодностью, предложила поднять и рассмотреть документ. А собственник здания по улице Ильича поведал о проблеме, которая возникла в связи с размещением новых дорожных знаков.

Сегодня утром мы увидели, что стоянка на этой улице запрещена. Неожиданно. У нас там 4 административных здания, в них, в основном, находятся арендаторы – множество юридических фирм, частных предпринимателей. Когда здание сдавали в эксплуатацию, архитектура требовала от нас наличия машиномест. Сегодня одним махом мы лишились всех этих машинных мест. Арендаторы уже стали писать письма о расторжении аренды и прочее, и прочее. Бизнес страдает. Получается, что в центре бизнес умрёт, потому что там не будет транспорта, а вокруг центра умрёт, потому что транспорт будет там.

Аргументов «за» пешеходную зону на Большой Московской было немного: если сейчас не начать делать «пешеходку», ещё 30 лет её не сделаем; это «интересная штука», и на Большой Московской можно будет проводить массовые зарядки и проложить велодорожки. Защитники проекта горадминистрации получали в свой адрес негативные выкрики, противники – одобрительные аплодисменты.

Зазвучали разговоры о том, что всё уже решено, а открытие пешеходной зону Орлова хочет себе подарить на свой юбилей. Вице-губернатор Алексей Марченко не выдержал, попросил микрофон и в резких тонах высказал всё, что думает:

Светлана Юрьевна сказала, что надо обсуждать развитие города. Настрой мне не понятен. Я бы сказал, немножко маргинальный настрой! Речь должна идти о конструктивном диалоге! Вместе собираемся, рассматриваем. Все здесь эксперты, все здесь общественники. Какие вопррросы? Я не понимаю.

Не менее пламенной была речь общественника Дениса Привезенцева:

Раньше, в советское время, была высшая комсомольская школа и высшая партийная школа, где руководителей города и области учили, как грамотно решать проблемы. Не взрывать, как губернатор Орлова всех всколыхнула — зачем? Налаживание жизни города — это как работа хорошего врача. Налаживать надо, а не рушить. А вы предлагаете отрезать человеку главную артерию и говорите: «А давайте мы здесь цветочки посадим»! Первое предложение: прекратить говорить о перекрытии Большой Московской. Этим вы снимете всю социальную напряжённость города. Второе – вкладывать систематически деньги города и области в реконструкцию зданий на Большой Московской. Вложить деньги в развитие парков. Четвёртое предложение: прекратите вешать какие-то новые знаки. Вы дестабилизируете обстановку. Собственники сильно возмущены. Вы что, передел устроили, что ли?!

Накал страстей достиг того, что микрофон взял главный психиатр области Александр Берсенев. Зал приветствовал его криками «Ура!», но, кажется, зря…

Дорогие горожане! — начал психиатр. - Вот я смотрю на вас: сидят разумные люди. Выступающие некоторые говорят логически правильные вещи, и у вас возникает какой-то негатив. Вы хлопаете людям, которым минимум нужна консультация психолога! Я вас не понимаю.

Официальная позиция

После нескольких эмоциональных высказываний против пешеходной зоны на Большой Московской, было решено дать слово городским руководителям. Пока Сергей Сахаров и Андрей Шохин поднимались на сцену, слышались крики «Долой!». Сахаров устало-удивлённо поднял брови…

Мэр конкретно против пешеходной зоны на Большой Московской не высказывался, но то, что ему эта идея не нравится — было легко догадаться. Сергей Владимирович начал издалека: пешеходная зона нужна, но всё упирается в аспекты места, времени и денег, а предложенный администрацией проект имеет плюсы и минусы. Итак, плюсы: интересно туристам, хорошо для бизнеса, если народные потоки устремятся на «пешеходку», у города появится «визитная карточка». Список минусов выглядит внушительнее. Во-первых, многократно упоминаемый транспортный коллапс: эксперты так и не объяснили главе города, как большое количество машин будет разъезжаться на узких улочках. Во-вторых, 100 миллионов – это непосредственно благоустройство «пешеходки» на Большой Московской. Вместе с затратами на проектирование потребуется 270 миллионов, а откуда их брать — никто не знает. Опять же, вопросы с троллейбусами: через центр едут 60 машин из 85. Переоборудовать каждую из них для езды без контактных сетей стоит 2 миллиона.

Сергей Сахаров предложил действовать радикально:
— Для того чтобы убедиться, кто прав, а кто не прав, надо постараться, через живот, закрыть исторический центр на 2-3 рабочих дня, ориентировочно 15-16 мая, чтобы убедиться в действенности или бездейственности данного проекта.

Глава городской администрации Андрей Шохин рассказывать о проекте перекрытия Большой Московской не стал. Он посвятил своё выступление ответам на вопросы собравшихся горожан. Первым делом он пояснил ситуацию с изменением схемы движения в центре города:

Ни в коей мере эти два процесса не связаны: установка дорожных знаков и улица Большая Московская, - сказал Шохин, и в зале захихикали. — Можете смеяться, можете плакать… Я вам могу сказать одно: тот, кто там ездит – скажет только слова благодарности. У кого там офисы – да, неудобства. Сейчас будем об этом думать, думать вместе – сто процентов.

По мнению главы горадминистрации, запретить левый поворот подсказывает сама жизнь: «Нигде в цивилизованных странах, которые сделали себе развязки хорошие, нет левых поворотов – это создаёт аварийность».

На опасения Александра Коробушина, что пострадают предприниматели, Андрей Станиславович ответил:

Я честно не понимаю, каким образом бизнес пострадает, если это будет пешеходная зона! [из зала раздалось: «Поймёте!»] Везде площади, сдаваемые в аренду на пешеходных зонах как минимум в два раза дороже обычных площадей в другом месте. Это статистика.

Последним пунктом выступления Шохина был ответ на вопрос про перекрытие центра 2 и 3 мая. И это, оказывается, никак не связано с расчётом транспортных потоков.

Мы прекрасно понимаем, что 2 и 3 числа – это не показатель вообще. Мы хотим посмотреть, каким образом можно насытить улицу Большую Московскую. Что там можно провести интересного. Давайте посмотрим. Может, кому-то понравится, кому-то не понравится. Но любая идея имеет место быть.

На этом сложный трёхчасовой разговор был завершён. Наталья Юдина поблагодарила всех участников и напомнила, что Общественная палата до 25 апреля принимает предложения от тех, кто хочет войти в состав рабочей группы по вопросу пешеходного центра – по телефону 33-53-89. Уставшие граждане стали расходиться.

А я бы ещё посидел, — выходя, заметил один из журналистов. – Пришёл на слушания - и никакого КВНа не надо...

Ирина Курочкина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.