Культура 

Режиссёр фильма «Географ глобус пропил» ни разу не смотрел свою ленту

Киноклуб «Политехник» продолжает отмечать четвертьвековой юбилей. В рамках празднования прошла встреча с Александром Велединским — режиссёром фильма «Географ глобус пропил».

Роман «Географ глобус пропил» был написан Алексеем Ивановым в 1995 году, но опубликовали его впервые только семь лет спустя. Экранизировать историю Виктора Служкина, «лишнего человека», который мечтает «жить как святой» начали в 2011 году. Получившаяся лента уже имеет целый ряд наград российских и зарубежных фестивалей, фильм с успехом идёт в прокате. Так что встреча с режиссёром и для владимирцев в целом, и для «Политехника» в частности, действительно — подарок. Афиша грядущего события быстро разошлась в соцсетях, и Актовый зал ВлГУ был забит.

Приехал Александр Велединский во Владимир, как оказалось, не случайно.

— Чем для меня этот город дорог… Во-первых, мы соседи. Я сам из Нижнего Новгорода, сейчас живу в Москве. Раз в полгода навещаю свой родной город, проезжаю ваш, — говорит режиссёр. — Но для меня он важен вот ещё чем. В 81-м году, когда я уже был взрослым человеком, приехал во Владимир с семьёй и зашёл в Успенский собор. Вошёл туда атеистом, через 2 часа вышел другим человеком...

Перед просмотром режиссёр подчеркнул, что фильм снят по мотивам романа, и на время показа «ушёл погулять» (по словам Велединского, он ни разу не смотрел свою ленту). Но после вернулся и ответил на вопросы зрителей. Владимирцы его, в основном, благодарили — за приезд и за фильм, а также спрашивали о работе над лентой. Александр Велединский поведал, что съёмки длились всего лишь 34 съёмочных дня. Работа проходила в Перми, и школьные сцены были сняты именно там, где учился автор романа Алексей Иванов. В роли школьников – реальные пермские подростки. Объявление о кастинге разместили в соцсетях, и на пробы пришли около полутора тысяч человек.

—Требований было три: чтобы ребята не боялись камеры, были свободными, то есть, в меру наглыми. При этом они бы были всё-таки послушными, чтобы могли слушать режиссёра. И не боялись бы Хабенского — чтобы они себя чувствовали с ним на равных. Костя для этого сделал очень много. Хотя когда в первый день только он появился — и сразу: «Можно с вами сфотографироваться?» Побежали к нему. Я говорю: «Стоп-стоп, друзья. Во-первых, Костя в принципе не любит ни с кем фотографироваться. И потом, вы же с ним в одной картине. Скриншот сделаете — всем покажете».

Как рассказал режиссёр, на роль Служкина искали не просто актёра, а личность. Когда составляли список претендентов (а он получился не то что бы очень длинным), возраст решили во внимание не брать (Служкину по книге 28 лет). Когда дошли до фамилии «Хабенский», сомнений ни у Александра Велединского, ни у продюсера фильма Валерия Тодоровского, не было — надо брать. Хабенский согласился, не раздумывая, и сценарий был «подправлен» под него.

Был вопрос из зала и про современность: действие перенесено из девяностых в наши дни. Поэтому на экране появляются мобильные телефоны, Булкин превращается из коммерсанта в чиновника, а завуч школы использует по отношению к директору выражение «эффективный менеджер».

Только я прочёл роман, решил, что буду делать про наше время, — объясняет постановщик. — Какой смысл делать исторический уже фильм, если этот герой живёт среди нас, здесь и сейчас.

Был вопрос из зала, почему в фильме нет "обнажёнки" (режиссёр объяснил, что в данной картине не посчитал это необходимым), а также — какие сложности возникали в процессе съёмок, ведь там было немало «экстремальных» моментов.

— Самая страшная сцена лично для меня — когда Служкин с Машей стоят на горе, — говорит Александр Велединский. — Там 100 метров обрыв, и они стоят на краю, да и не только они, а вся группа. Мы туда добирались после дождя по верёвкам, которые нам натянули каскадёры. Я пришёл туда, увидел и сказал, что никогда снимать здесь не буду - не хочу, чтобы у меня хоть один актёр погиб. В итоге вся группа сидела молча, пока я ходил орал, топал ногами. Ну, они меня знают уже. Я проорусь и всё сделаю правильно... В итоге сказал: «Хорошо, давайте вешаем тросы на актёров – страховку – и будем снимать». Начали снимать, после второго дубля Костя говорит: «Мне со страховкой играть неудобно, я без неё сделаю это лучше». Анфиса Черных ,которая играла Машу, говорит: «Я тоже». Я махнул рукой. Сняли без страховки несколько дублей с нескольких точек. Потом мне слилось неделю, что я стою на краю обрыва и вот-вот упаду вниз.

Были рассуждения и об образе главного героя — Служкина сравнивали с вампиловским Зиловым, с Алёшей Карамазовым, с Обломовым. Спорный вопрос — всё-таки удалось главному герою жить, как святой, или нет. Мнения разделились. Женщины сосредоточились на любовной линии Служкина и ученицы, где герой поступил по-джентльменски. С мужской точки зрения, какая же это святость — когда он не исполняет главного — материально не обеспечивает свою семью? Режиссёр, в свою очередь, сказал, что будет защищать Служкина ото всех нападок: это — герой безвременья, он не сделал зла, а значит, уже сотворил добро. И суть того, что снято: так жить нельзя.

В целом встречей обе стороны остались довольны. Зрители получили ответы и смогли подискутировать с постановщиком. А режиссёр остался доволен атмосферой и вопросами. Провожали Александра Велединского аплодисментами. И стоя.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Комментарии

Кирилл Васильев 11 декабря 2013 в 21:00

А во Владимире фильм шел (идет)?

Ирина Курочкина 12 декабря 2013 в 15:17

Шёл или идёт. В Киномаксе.