Вопрос веры… в фейки
Вопросы доверия к информации в мире, где информация правит бал, сейчас стали основными. Мы все каждый день слушаем, читаем, смотрим – традиционные и онлайн СМИ, социальные сети и чаты. И волей-неволей ежедневно, ежечасно, ежемоментно, находясь в потоке информации, играем в игру «верю - не верю». Безобидна ли эта забава? Разбираемся с экспертами.
Сначала немного статистики. 97% пользователей интернета знают о существовании фейков. 63% - считают, что недостоверная информация из соцсетей, представляет опасность. 5% - источником слухов, не имеющих под собой никаких реальных оснований, называют друзей, родню и знакомых. Эти данные собрали автономная некоммерческая организация «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий в ходе онлайн-анкетирования. В опросе участвовали более 3000 россиян, в том числе и жители региона-33.
Опрошенным чаще всего встречались фейки, связанные с политической ситуацией в России и шоу-бизнесом, чуть реже – со здравоохранением, экономикой и финансами. Но именно последние особенно опасны. Вранье про чудо-лечение, золотой дождь из дивидендов и призов дорого может обойтись доверчивому гражданину.
Фейки ведут к нищете
- Владимирцам нужно быть осторожнее с фейками, особенно, если это касается сферы финансов, - говорит Евгений Гаврилюк, эксперт по кибербезопасности Отделения Владимир Банка России. - Мошенники начинают завлекать граждан на фишинговые (поддельные) сайты выгодными предложениями, повышенным кешбэком, розыгрышами или просто необоснованно низкими ценами. Люди покупают товар, переводят деньги, однако посылка так и не доходит до получателя. На поддельных сайтах происходит кража персональных данных и платежных карт.
Есть несколько типичных признаков таких сайтов, продолжает эксперт.
- Адрес сайта-подделки похож на официальный сайт бренда, но с заменой одной буквы или добавлением слов (pay, cashback и т.д.). Часто у него отсутствует SSL-сертификат ("замочек" в адресной строке рядом с названием сайта), - перечисляет Евгений Гаврилюк. - Сам дизайн сайта может быть устаревшим или некачественным: чрезмерно яркая реклама, всплывающие кричащие заголовки, а иногда даже и орфографические ошибки. Возможно отсутствие полных контактных данных, позволяющих идентифицировать компанию. Кроме того, фишинговый сайт может выдать его недавняя регистрация, дату которой можно проверить на одном из сервисов по проверке домина.
Только за январь-ноябрь 2021 года Роскомнадзор заблокировал 2,5 тысячи сайтов, содержащих недостоверные сведения о деятельности кредитных организаций. Это почти в 7 раз больше, чем за весь 2020 год.
С 1 декабря этого года начал действовать закон, по которому сайты, используемые для совершения мошеннических действий в финансовой сфере, могут блокироваться без решения суда за нескольких дней - раньше эта процедура могла занимать месяцы и все это время мошенники выкачивали из кошельков россиян деньги.
Ложь под маской правды
Но еще более серьезный урон могут нанести фейки про здоровье. Лечение припарками от всех болезней и теории заговоров были и раньше, но с началом пандемии поток недостоверной информации полился на интернет-пользователей, как из рога изобилия.
Какие версии только не выдвигали «эксперты» о появление коронавируса! Некоторые вообще договорились о его… отсутствии.
Можно было бы, конечно, над этим и посмеяться, но… Уже сейчас аналитики и социологи фиксируют, что ложь, хорошо упакованная «под правду», привела к негативным последствиям. Например, отразилась на уровне вакцинации населения.
Как бороться?
Фейки дезориентируют граждан (так считают 28% опрошенных) и создают панику (11%), порой их не отличить от правды. Как с ними бороться? Думается, что без личной бдительности каждого тут не обойтись, но и без нужных законов тоже.
В России уже не первый год действует пакет законов, которым установлен запрет на публикацию недостоверной, но общественно значимой информации. Но на прошлой неделе комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи начал изучать ее применение на практике и при необходимости подготовит поправки. Логичный шаг: «фабрика фейков» модернизируется, должен быть и симметричный ответ законодательства.