Проверкой марьинской свалки займутся депутаты ЗС
Вчера на профильном комитете Законодательного собрания в очередной раз обсуждали «мусорную тему»: закрытие свалки в Ново-Александрово и вывоз всех отходов из Владимира на так называемый полигон близ деревни Марьинка.
Напомним, противостояние Ново-Александрово — Марьинка длится уже не один год. Новый виток истории начался в начале этого года. 11 февраля пресс-служба Белого дома распространила пресс-релиз, в котором Межведомственная комиссия по работе с отходами при губернаторе Светлане Орловой рекомендовала мэру Сергею Сахарову в срок до 17 февраля решить вопрос закрытия свалки в Ново-Александрово.
Вскоре активизировались новоалександровские противники мусорозахоронения у себя под боком и провели пикет. Марьинские активисты написали открытое письмо губернатору. А депутаты Горсовета на заседании решили, что нужно создать рабочую группу по свалке, и направили поручение разработать дорожную карту рекультивации свалки в Новоалександрово, а также план мероприятий по окончательному ее закрытию в адрес администрации города Владимира. С тех пор наступило некоторое затишье, нарушенное вчера.
Вопрос, казалось бы, находится в ведении властей города Владимира — свалка-то муниципальная. Но инициатором слушаний в ЗС выступил депутат Горсовета Альберт Русанен. По его мнению, «мусорный» вопрос затрагивает не только владимирцев, но и жителей целого ряда районов: полигон в Марьинке к эксплуатации не готов, и таит под собой экологическую «бомбу». Плюс нашумевшая история с найденным там нефтешламом, а также процедура банкротства ООО «СпецТехАвто» — владельца и пользователя полигона. Запрос Русанена был удовлетворён, и «мусорный вопрос» был включён в повестку дня.
К Марьинскому полигону у депутатов есть целый ряд вопросов. Например, почему он функционирует с декабря 2011 года, но до сих пор там не установлены необходимые и предусмотренные проектом системы дренажа, отвода биогазов и очистные сооружения. И директор областного департамента природопользования Алексей Мигачёв, и исполнительный директор ООО «СпецТехАвто» Владимир Денисов в один голос говорят: нельзя построить полигон одномоментно, поэтому он и работает, и достраивается. Оба признали, что действительно этих элементов на полигоне нет, и в очередной раз пообещали всё сделать. Дренажную систему — в июне-июле, газоотвод — когда потребуется. Владимир Денисов также пообещал, что в Марьинке появятся мусоросортировочные комплексы.
— Переговоры уже ведутся с инвесторами и с представителями компаний, готовых поставить эту сортировку. У нас на сегодняшний день два предложения — это итальянская фирма и наша тверская, которая работает по шведским технологиям.
Депутаты задали Мигачёву вопрос: выходит, что полигон начал работу, не соответствуя федеральному законодательству? Алексей Алексеевич на это ответил, что акты приёмки подписаны всеми соответствующими инстанциями, и с документами всё в порядке. Тем не менее, в прозрачности возникают сомнения.
— В проект полигона внесены изменения, — говорит Владмир Сипягин, перед заседанием побывавший на обеих свалках с рабочими визитами. — И вчера, будучи там, попросил дать мне проект, чтобы я понял, что да, есть изменения, я рассмотрю их, сделаю какой-то вывод... К сожалению, никто мне проект так и не дал.
На обвинения в отсутствии должного радиационного контроля Владимир Денисов гордо продемонстрировал паспорт дозиметра. Впрочем, как позже пояснил Старту33 главный эколог города Владимира Сергей Сухопаров, прибором, использующимся на полигоне в Марьинке невозможно проверять приезжающие машины. Для этих целей используют не ручные дозиметры, а геологоразведочные поисковые приборы, но они на порядок дороже.
Нарушение, которое признал и Алексей Мигачёв — мусор на Марьинке не пересыпается грунтом. Иными словами, просто вываливается и разравнивается. Ни о каком захоронении речи не идёт. Тем не менее, глава департамента природопользования говорит о том, что на полигоне имеют место быть технологические нарушения, а системных проблем нет.
Сторонники Марьинки нашли, в чём обвинить и городские власти. Так, по словам Алексея Мигачёва, рабочая группа Горсовета с февраля так ни разу и не собралась. А Владимир Денисов напомнил, что он был первым, кто предложил государству поучаствовать в работе частного полигона.
— Предложение о создании государственно-частного партнёрства исходило от меня. Но до сих пор пока ни от городской администрации, ни от районной Камешковской, ни от Судогодской – ни от одной администрации конкретных предложений инвесторам не поступало. Говорить об этом можно много, но шагов со стороны администрации я не вижу ни одного.
У законодателей Владимир Денисов попросил помощи в решении дорожной проблемы: мусоровозы не имеют возможности сразу повернуть на Марьинку, и им приходится проезжать дополнительные километры до разворота, плюс большегрузы создают потенциально аварийные ситуации. Денисов, бывший начальник ГАИ, считает, что нужно сделать открытым перекрёсток Марьинка-Пирогово-Москва-Нижний Новгород, и уже даже есть проект, но управление дороги М7 отказалось разговаривать со «СпецТехАвто». А относительно процесса банкротства Владимир Денисов пояснил, что это стало результатом действий приставов («Это был самый настоящий произвол») по делу о нефтешламе. Были заморожены счета компании, и стало невозможным платить лизинговым компаниям за технику. Одна из таких компаний подала в суд, и начался процесс банкротства. Исполняющий директор «СпецТехАвто» также рассказал, что ситуация уже выправилась, и о ликвидации предприятия речи не идёт.
— У кредиторов были вопросы по гарантиям, которые могут дать муниципальные предприятия. Если завтра мусор на полигон не пойдёт, то, естественно, доходов не будет, и кредиторы останутся ни с чем. Поэтому кредиторы, на сегодняшний день, голосуют за нас.
А что же свалка в Ново-Александрово? По решениям многочисленных судов она законна, а проверки и мониторинг состояния окружающей среды, по словам главного эколога Владимира Сергея Сухопарова, подтвердили, что свалка не наносит вреда природе. Тем не менее, Алексей Мигачёв призывает срочно её закрыть и пользоваться полигоном в Марьинке. Его аргумент: «Эта ситуация тянется уже пять лет и ещё пять лет будет тянуться».
— Ничего там [на новоалександровской свалке] страшного нет. Достаточно сейчас сделать пересыпку отходов, чтобы исключить возможность их разлёта. Можно её законсервировать до момента нормальной рекультивации, — считает глава департамента природопользования.
— Если не будут сделаны соответствующие мероприятия, закрытая свалка будет очагом нанесения вреда окружающей среде. Это и крысы, и болезни, и очаг пожаров. Если мы просто присыплем землёй эту свалку, вы гарантируете, что не начнётся различных процессов, о которых я сказал? — интересуется Владимир Сипягин. — Это же не соответствует нормам рекультивации...
— По этому вопросу должны собраться специалисты и принять решение, — уклончиво ответил Мигачёв.
— Если мы сейчас её закроем, то — все мы знаем, как хорошо у нас свалки горят, — позже заметил Мигачёву Сергей Сухопаров.
Позиция городской администрации: свалку в Ново-Александрово действительно нужно закрывать, но делать это по уму. Для этого нужен проект рекультивации, но на него нет денег ни у города, ни у муниципального предприятия «Спецавтохозяйство», которое обслуживает свалку. Сейчас нужно либо каким-то образом делать проект рекультивации, и с ним входить в программу государственного софинансирования на 2016 год, либо пользоваться свалкой до 2021 года — как предусмотрено проектом. Кроме того, до ума нужно довести и полигон в Марьинке, и только тогда свозить туда городской мусор.
По итогам заседания было решено создать рабочую группу из представителей Законодательного собрания, с привлечением специалистов департамента природопользования. Алексей Мигачёв возразил, что это уже третья рабочая группа по «мусорному» вопросу, но депутаты в своём решении были единодушны.