Общество 

Прошлогодний локдаун не убил владимирскую экономику

Ограничительные меры, которые сейчас ввели по всей России (с некоторыми отличиями по регионам), реанимировали прошлогодние дискуссии о пользе или вреде локдауна. Кто-то доказывает, что введение нерабочих дней — один из действенных способов снизить распространение коронавируса. Другие считают. что опасность экономического провала из-за локдауна гораздо серьезнее чем пандемия. Но так ли страшен локдаун, как его малюют?

Прошлогодний локдаун в российском варианте длился 53 дня, в некоторых европейских странах строгие ограничения (читай — запреты) были действовали чуть ли не по полгода. Да, конечно, можно припомнить «шведскую модель» - в этой стране в 2020 году власти ограничились призывом к жителям соблюдать меры предосторожности.

Швеция не вводила жестких экономических ограничений. Несмотря на распространение инфекции, там продолжали работу предприятия сферы услуг, не закрывались кафе и рестораны, в торговые центры можно было ходить без масок, а школы и детсады не объявляли карантикулы. Жизнь вроде бы шла своим допандемийным чередом. Но кривая заболеваемости шла вверх, и в итоге благополучная Швеция по доле умерших от коронавируса оказалась на 8-м месте в мире. Стоила ли «безмасочная» свобода и открытые кафе человеческих жертв?

Одно из последствий жесткого карантина — сокращение доходов бюджета и возросшие траты из казны на меры поддержки граждан и экономики. Как следствие — необходимость внешних заимствований. Не все государства прошли этот путь без потер. Но для россиян есть хорошая новость: размер госдолга сохраняется на безопасном уровне (ниже 20% ВВП) и остается одним из самых низких в мире даже в пандемию.

Однако более оптимистична другая информация. Прошлогодний локдаун при всем его негативном влиянии на экономику позволил приспособить здравоохранение под новые реалии. И хотя мы до сих пор сталкиваемся с, мягко говоря, несовершенством медицины, пауза, возникшая за счет локдауна, дала шанс на спасение сотням тысяч россиян.

А что с экономикой? Ее прошлогодний локдаун не прикончил? Справедливости ради надо сказать, что экономические спады и кризисы были и раньше, в эру «до ковида». И всегда после этого у экспертного сообщества краеугольным был вопрос: как быстро начнется рост после падения?

Сегодняшняя статистика подтверждает: экономика в 2021 году демонстрирует устойчивый рост и в хорошем темпе.

Например, по данным Владимирстата, индекс промышленного производства во Владимирской области за 6 месяцев 2021 года вырос почти на 8%. В плюсе все основные отрасли экономики, в том числе признанные особо пострадавшими от коронавируса. Общий оборот организаций за полгода увеличился на 26,8%. По промышленности рост — 31,6%. Оборот розничной торговли во Владимирской области вырос на 5,9%. А в том же периоде 2020 года снижение было почти на 2%. Общепит, несмотря на коронавирусные ограничения, за 6 месяцев 2021 года вырос на 38,9%. Всего объем оказанных владимирцам платных услуг за полгода вырос на 14,6% - против снижения годом ранее на 13%.

И вот теперь — новый локдаун. Он, конечно, не сулит большинству отраслей сверхприбылей (хотя положительные примеры и тут найдутся: та же торговля товарами и услугами онлайн), но, согласитесь, жизнь и здоровье людей важнее. И локдаун можно обернуть в пользу. Например, пройти вакцинацию, прививочные пункты продолжают работать.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.