Общество 

Владимирские школьники знают, как организовать парковки и спастись от жары в доме

Фото: Владимирские ведомости

Летние каникулы — к экватору, и самое время поговорить о том, куда движется наше школьное образование. Во время учебного года такие разговоры ведутся регулярно, только вот текучка не отпускает и слова уходят «планы, уроки, показатели успеваемости».

А надо бы копнуть поглубже, потому как школа — это ведь не только про учителей и учеников и их родителей. Это про общество и перспективы страны.

«Российская газета» на днях опубликовала большую статью Елены Шмелёвой, руководителя образовательного центра "Сириус", сопредседателя Центрального штаба ОНФ. Очень важные и нужные слова наконец-то были произнесены: «необходимо снизить учебную нагрузку на детей в рамках общего образования и снять бюрократический груз с педагогов», «подход к обучению должен быть индивидуальным », «региональные университеты должны стать центрами развития территорий».

В том, что это программное заявление, задающее вектор на ближайшие годы российской системе образование, сомневаться не приходится. Для несведущих поясним: Елена Шмелёва - не только общественник и деятель просвещения, но и входит в пятерку федерального списка «Единой России», то есть однозначно проходная фигура в Госдуму при любых выборных раскладах.

Но деятельность Шмелёвой гораздо шире и глубже партийных рамок. Ее проект «Сириус» - это «то, как должно быть», место, где мир вращается вокруг ребенка, его талантов, его возможностей проявить себя в самых разных сферах. Роль мудрого и знающего наставника в такой системе координат неимоверно высока, поэтому учитель — профессионал высокого уровня не только в методике и педагогике, он владеет предметом, он исследователь.

- Наши дети достойны того, чтобы с ними занимались самые сильные педагоги, ученые, тренеры, деятели искусств и неравнодушные профессионалы из государственных и частных компаний. Такие наставники - это не просто носители знаний, а (может быть, в первую очередь) счастливые люди, - говорит Шмелёва.

А мы читаем между строк: важным для государства являются не только дети, но и учителя, преподаватели и даже воспитатели в детских садах, которые закладывают потенциал развития ребёнка.

Именно по таким принципам работает федеральный «Сириус» и его представительства в регионах, в том числе и нашей области. Центр поддержки одарённых детей «Платформа 33» находится во Владимире, на ул. Каманина, 30/18, и в активе у него — более сорока (!) различных образовательных программ. Самого разного формата и тематики. Не останавливаются занятия даже в каникулы. Например, в 2021 году прошло, проходит и будет проходить несколько Летних проектных школ для старшеклассников.

Так, в первой смене ребята обучались по программам: «Персонализированная медицина», «Природоподобные и биотехнологии», «Большие данные и умный город». Особенно важно, что школьники создавали проекты, которые имеют прикладное значение, пригодятся обществу в будущем, облегчат быт, сделают нашу жизнь более комфортной и... более индивидуальной.

- Одна из команд создавала дом, в котором автоматически будут подбираться параметры климатической системы, аудиосистемы под конкретного пользователя, - рассказывает Сергей Пронин, наставник Летней школы, ассистент кафедры «Прикладная математика и САПР» Ковровской государственной технологической академии имени В.А. Дегтярева. -

Как только человек будет входить в здание, сразу будут подбираться его индивидуальные параметры. Такая система в перспективе будет самообучаться.

Ещё один проект - «Умная теплица» с автоматизированным поливом, освещением, удобрением растений. Сейчас автоматизированные теплицы есть, но не с таким богатым функционалом. Например, автоматической подкормки растений удобрением пока нет, а школьники ищут и находят решение!

- Наш проект - «Умная парковка», идея пришла здесь во время занятий, - говорит Андрей Свиязов, ученик ковровской школы №23 и Летней проектной школы. - Ранее я уже занимался машинным зрением, когда компьютер сам видит и определяет предметы. Такая система поможет определять свободные и занятые места на парковочной площадке, как в кинотеатре, где на табло видно занятые кресла.

Скептики скажут: «Вот вы махнули! Это же для одаренных, а не для всех!» Ответим: «А почему вы вешаете ярлыки на детей? Все - талантливые, дайте шанс проявить себя».

Государство этот шанс сейчас дает через центры для развития, через «Кванториумы», через Летние школы. Важно, чтобы этим шансом могли воспользоваться все дети и подростки.

- Каждый ребенок рождается талантливым, и чтобы стать счастливым, этот талант нужно проявить, применить на благо других людей! - пишет Елена Шмелёва и спорить с ней совсем не хочется. Да, собственно, каждый родитель это уже и сам знает.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.