Стало известно, когда во Владимирской области введут электронные паспорта
Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко рассказал о запуске суперсервисов в России
Документы один за другим уходят в онлайн: свидетельство о собственности, трудовая книжка и другие важные документы. Но пока отмена бумажных документов вызывает множество страхов. Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко постарался развеять страхи россиян.
— По сути, суперсервис — это комплекс нескольких услуг, которые требуются человеку в конкретной жизненной ситуации: при поступлении в вуз, оформлении материнского капитала и т. д. С помощью суперсервиса вы сможете решить насущные вопросы и получить нужные услуги «в один клик», без сбора бумажных документов и посещения учреждений, — рассказал заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко. — Один из примеров — суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Он запустился в июне 2020 года, изначально к нему подключились 54 вуза. С его помощью абитуриент может выбрать вузы для поступления, подать заявление, узнать даты дополнительных вступительных испытаний, отследить свою позицию в конкурсных списках и получить от вуза уведомление о зачислении или отказе в нём. В прошлом году через этот суперсервис было подано 70 тысяч заявлений. В нынешнем году вузов будет уже 113, и каждый год их число будет расти. Впереди масштабирование суперсервиса на все российские вузы.
Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде является правом, а не обязанностью человека. По-прежнему всегда можно прийти в МФЦ или орган власти лично, чтобы получить консультацию или обратиться за услугой.
Также зампред правительства считает, что ввод электронных паспортов — мера абсолютно своевременная, имеющая по сравнению со своим бумажным аналогом много плюсов.
— Электронный паспорт — это пластиковая карта формата обычной банковской карточки. На ней будут фотография владельца, его ФИО и дата рождения. Карта будет содержать электронный носитель информации, он нужен для хранения персональных и биометрических данных человека, включая изображение лица, отпечатки пальцев и адрес регистрации. По желанию вы можете установить на свой смартфон приложение — мобильный идентификатор гражданина. Его нужно будет активировать в биометрической кабине, которая есть в МФЦ. После активации приложение будет выполнять все функции паспорта, и вы сами сможете управлять доступом к данным в зависимости от ситуации — при получении посылки в почтовом отделении, при покупке авиа- и ж/д билетов и т. д.
По словам Чернышенко, электронный паспорт будет использоваться на территории России наравне с бумажным, его оформление исключительно добровольное. Но после получения электронного паспорта бумажный будет считаться недействительным. С 1 декабря 2021 г. такой паспорт смогут оформить и получить жители Москвы. В регионах услуга появится позднее — в середине 2023 г.
Физически электронный паспорт намного удобнее в использовании: он компактен и более долговечен. Сейчас при предъявлении бумажного паспорта данные из него приходится перепечатывать или переписывать вручную, снимать с документа копии — всё это очень долго и утомительно. Электронный паспорт нужно будет всего лишь поднести к терминалу — и все данные будут обработаны автоматически. Время, которое тратится на такие рутинные и очень распространённые, частые процессы, сократится в разы.
При желании человек сможет привязать к паспорту свою электронную подпись, это даст ему возможность удалённо подписывать документы и идентифицировать себя. Заверять доверенности, оформлять договоры и сделки, подписывать заявления — всё это можно делать дистанционно с помощью электронной подписи, и электронный паспорт значительно упрощает её использование.
Кроме того, Чернышенко заявил, что электронный формат трудовой книжки упрощает процесс трудоустройства: вы можете выслать работодателю всю информацию о своём трудовом стаже по электронной почте, такую выписку легко запросить в личном кабинете на Госуслугах. Пенсию с электронной трудовой книжкой тоже оформить легко, не нужно будет нести в Пенсионный фонд дополнительные документы — там сами соберут всю необходимую информацию по вашему лицевому счёту. Эта информация хранится на ресурсах ПФР, и риск её утраты оттуда намного ниже, чем риск утраты бумажной трудовой, которая может потеряться или сгореть.
Особое внимание Чернышенко обратил на то, что возможность лично обратиться в госорганы и получить там необходимые услуги и документы никто не отменяет и отменять не собирается. Сегодня у граждан есть три способа взаимодействия с государством: лично в МФЦ, лично в профильном государственном учреждении и онлайн на портале Госуслуг, в электронном виде. Пользоваться электронными сервисами — право, а не обязанность.
Вместе с тем идёт масштабная работа по обеспечению интернетом самых удалённых и малонаселённых уголков страны. В этом году будет установлено более тысячи станций для подключения к интернету небольших населённых пунктов, подключат все социально значимые объекты — школы, фельдшерско-акушерские пункты, органы госвласти и местного самоуправления.