Новости партнеров 

Оформление сертификата системы менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК)– это комплекс мероприятий и инструментов управления, реализация которых позволяет предприятию контролировать качество выпускаемого продукта, а значит, сохранять конкурентные позиции на рынке. Существует стандарт внедрения и использования такой системы в работе, разработанный Международной организацией по стандартизации.Он признаны в большинстве стран мира. Это ISO 9001. В России принят аналог- ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Что такое сертификат ИСО?

ИнтеграцияСМК в деятельность компании включает разработку, внедрение и поддержку по всемнаправлениям принципов контроля качества, которые помогут предприятиям производить товар/оказывать услугу, максимально соответствующих интересам потребителя. Для бизнеса это означает постоянное совершенствование производственных процессов, минимизацию количества брака, снижение непроизводственных издержек.

Сертификат подтверждает, что система управления компанией проверена компетентным сертификационным органом, отвечает рекомендациямстандарта. Потребители могут быть уверены в заявленном качестве товара или услуги.

Для чего оформляется сертификат ISO?

В России и внедряется, и сертифицируется СМК на добровольной основе. Многие предприятия оформляют документ, чтобы получить ряд конкурентных преимуществ, а именно:

  • открывается доступ к новым рынкам, в том числе международным (важно: сертификат по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 действует только на территории РФ, а для зарубежных партеров потребуется провести оценку постандартам ISO 9001);

  • повышаются шансы на участие в тендерах: многие государственные заказчики отдают приоритет участникам с сертификатом ИСО 9001;

  • снижаются риски и издержки за счет согласованности действий отдельных подразделений и сотрудников;

  • повышается инвестиционная привлекательность кампании, улучшается деловая репутация;

  • растет качество выпускаемого продукта и, как следствие, лояльность потребителей;

  • улучшаются общие финансовые показатели бизнеса: в среднем на 5-10%, согласно исследованиям;

  • появляется возможность вступления в СРО (для строительных кампаний);

  • упрощается процесс управленческого мониторинга для предпринимателей.

Наличие сертификата выгодно отличает кампанию-держателя от других представителей отрасли как с точки зрения партнеров (инвесторов), так и с точки зрения заказчиков. Затраты на внедрение СМК многократно окупаются.

Как проходит процесс сертификации СМК?

Перечень процедур, сроки оформления обычно зависят от типа предприятия, вида продукта или услуги, целей сертификации. Однако есть несколько общих моментов:

  1. Выбор организации, уполномоченной проводить процедуру оценки. Необходимо убедиться, что орган имеет аккредитацию и зарегистрирован в соответствующих федеральных реестрах. Выдаватьсертификатвправе только независимоелицо.

  2. Сбор и предоставление в сертификационный центр пакета необходимых документов. В каждом отдельном случае список может изменяться или дополняться:

  • заявление на проведение оценки СМК;

  • уставные, учредительные документы заявителя: ИНН, ОГРН, Устав, выписки;

  • сертификаты, декларации, свидетельства, иные документы, подтверждающие соответствие производимых товаров законодательным актам РФ, техническим регламентам и решениям ЕАЭС;

  • лицензии, если они предусмотрены видом деятельности;

  • технические условия (ТУ), паспорта на продукцию, образцы;

  • организационная схема предприятия и документы, подтверждающие квалификацию сотрудников;

  • техническая документация на используемое оборудование.

  1. Оценка технологических и бизнес-процессов предприятия, анализ существующей СМК, рекомендации по её совершенствованию. Если такая система на предприятии отсутствует, в первую очередь осуществляется разработка «с нуля».

  2. Обучение, аттестация сотрудников, проверка корректности взаимодействия в рамках новой системы.

  3. Внедрение и оценка успешности применения данной модели управления.

  4. Утверждение макета и выпусксертификата ИСО 9001 на официальном бланке, сроком действия до 3 лет.

Сертификация СМК также может включать периодический инспекционный контроль со стороны проверяющего органа.

Какие стандарты ИСО действуют в России для отдельных отраслей?

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 — это переведенный на русский язык, утвержденный к использованию в РФ общий стандарт систем менеджмента качества, то есть адаптация международного документа ISO с учетом российского законодательства. При этом существуют отдельные стандарты для разных сфер бизнеса. Например:

  • менеджмент в сфере экологии, включающий нормативы защиты окружающей среды от вредного воздействия промышленности, регулирует ГОСТ Р ИСО 14001-2016;

  • стандартыохраны труда, защиты здоровья, призванные предотвращать несчастные случаи на производствах, регламентируетГОСТ Р ИСО 45001-2020;

  • систематизирует оценку качества медицинского оборудованияГОСТ Р 13485-2017.

Подробнее о стандартах ИСО в разных отраслях российской экономики узнавайте здесь https://eacaudit.ru/.

Глобальной целью использования СМК является оптимальное расходование ресурсов, снижение себестоимости продукции,устранение ошибок в производственном процессе,повышение конкурентоспособности компании. Речь не идет только о номинальном контроле действий сотрудников. Результатом внедрения менеджментакачества должно быть эффективноеуправление, высокая вовлеченность работников и отсутствие неоправданных издержек.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.