Общество 

Археологи воссоздали историю позднесредневекового посада Владимира

Ученые из Института археологии РАН исследовали территорию древнего торгового посада города Владимира, где с начала 17 века стояла Пятницкая церковь и находилось кладбище — работа археологов позволила воссоздать облик этой части города, лучше понять её быт.

«Мы смогли погрузиться в жизнь позднесредневекового русского города, мы видим его часть, с храмом, с погребениями вокруг, который живет какой-то своей жизнью», — говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов, ведущий научный сотрудник ИА РАН, который курировал архитектурную часть работ.

Экспедиция под руководством сотрудника Института археологии, кандидата исторических наук Сергея Милованова вела исследования на улице Большой Московской в исторической части Владимира, которая называлась Новый город. Здесь, недалеко от Торговой площади, располагалась церковь Параскевы Пятницы, впервые упомянутая в летописях в 1625 году.

Великомученица Параскева считалась в Древней Руси покровительницей торговцев, поэтому храмы, ей посвящённые, ставили рядом с рынками во многих древнерусских городах. Пятницкий храм оставался деревянным до 1770 года, когда на его месте была поставлена каменная церковь, основной престол которой был посвящен Знамению Пресвятой Богородицы, а Пятницкий придел с юга сохранил посвящение древней церкви. В конце XVIII века, после ряда перестроек, храм обрел почти окончательный облик, в котором он «дожил» до XX века. В 1929 году храм был закрыт, его превратили в клуб, какое-то время тут размещалась филармония. Но в мае 1960 года, в период инициированной Хрущевым последней волны разрушения церквей, памятник был снесен.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в советское время.

Общий вид раскопок

На этом месте долгое время был пустырь, теперь здесь планируется поставить памятник князю Владимиру Святому и новый храм. В связи с этим и потребовалось провести на этой площадке охранные археологические раскопки.

Работа археологов позволила восстановить всю историю этого места. «В домонгольские времена здесь было пусто, впервые жить здесь стали в XV веке», — говорит Седов.

В XVI веке этот участок отводится под кладбище (было найдено более 100 погребений).

«В поздних могилах мы находили нательные кресты, а в ранних могилах их нет, кресты, видимо, были кожаные или деревянные».

На рубеже XVI–XVII века на территории кладбища строится деревянная церковь в честь Параскевы Пятницы, остатки её алтарной части были открыты в раскопе: это нижние венцы бревен, положенные на основании, сложенном из валунных камней и обломков белокаменных надгробных плит. Храм два раза был уничтожен пожарами, после второго пожара возводится каменная церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

Ученые раскопали большую часть стен и фундамента каменной церкви, они хорошо сохранились: было найдено от 4 до 12 рядов кирпичной кладки на известковом растворе, покоящиеся на глубоких валунных фундаментах (4-6 рядов валунов). С юга к основному храму примыкает продолговатый объем Пятницкого придела, заканчивающегося с востока полукруглым алтарем. К западу от основного четверика сохранились отдельные части притвора.

«Весь комплекс представляет собой образчик так называемой посадской архитектуры второй половины XVIII века. Найденные нами остатки храма имеют несомненную историко-культурную ценность», — отмечает Седов.


Кроме того, ученым в ходе раскопок удалось найти множество предметов, связанных с повседневной жизнью горожан: игрушки, нательные кресты, инструменты, фрагменты керамики и многое другое.

Обращает внимание идентичность колоколен храмов Параскевы Пятницы во Владимире и Богоявления в Коломне. Вероятнее всего они возводились по проекту одного архитектора. Два полностью идентичных храма — явление уникальное, символически объединяющее два крупнейших духовных, туристических центра Владимир и Коломну.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.