«Голова дорога мне как память»
Валерий Спиридонов, кандидат на операцию по пересадке головы, вернулся из США
Владимирский программист Валерий Спиридонов, страдающий спинальной мышечной атрофией и высказавший желание стать участником первой операции по пересадке головы, вернулся из США, где участвовал в конференции, посвящённой перспективам трансплантации. По итогам поездки Валерий встретился с журналистами.
— Я с детства очень много читал, учился, интересовался способами, как можно помочь самому себе, в том числе. Очень увлекался технологиями трансплантации, в том числе и всего организма целиком. А потом, примерно 2 года назад, когда я увидел интервью Серджио Канаверо — у него уникальная технология, связанная со сращиванием спинного мозга, на чём останавливались предыдущие исследователи, — я подумал, что, наверное, настало время, когда технология должна быть применена.
Валерий Спиридонов предложил себя в качестве волонтёра для участия в эксперименте — для него это единственный шанс жить жизнью обычного человека. Спустя 2 года переписки Канаверо и Спиридонов наконец встретились в американском Аннаполисе на научной конференции. По словам Валерия, доклад итальянского нейрохирурга длился 3 часа. Других участников конференции больше интересовали философские вопросы, нежели технологические аспекты. Но Валерий услышал всё, что хотел услышать и, по его словам, укрепился в мысли участвовать в проекте. В то же время, владимирец говорит, что трансплантация не является самоцелью: он согласится на пересадку только в том случае, если операция будет относительно безопасна и приведёт к улучшению качества жизни.
— Во что бы то ни стало расстаться с головой я не стремлюсь. Она мне дорога как память, — шутит Валерий.
Впрочем, сам Канаверо, по словам Валерия, возьмётся за такую пересадку только если на 99% будет уверен в успехе. Но с тех пор, как о Валерии Спиридонове широко заговорили, у Канаверо появились и конкуренты: на владимирского программиста вышли российские врачи и оказалось, что по ряду аспектов наши медики продвинулись дальше итальянца. Например, российские трансплантологи умеют поддерживать жизнедеятельность головы без тела. Сейчас Валерий Спиридонов пытается объединить врачей из разных стран в единую группу. И цель этого — не как можно скорее самому получить новое тело — Валерий тем самым надеется продвинуть вперёд науку в целом. Пока, по словам владимирца, у западных врачей есть некоторые предубеждения относительно российских коллег. Он надеется, что это удастся преодолеть, и вместе с единомышленниками работает над тем, чтобы юридически операцию можно было бы провести и в России.
По разным оценкам, операция по пересадке головы, которую Канаверо надеется провести уже в 2017 году, может стоить от 7 до 100 миллионов долларов — это зависит от места проведения, команды, оборудования. Пока не собрано ни цента, но отдельные фонды и компании проявляют интерес к этому опыту. В то же время, на поездку Валерия в Америку деньги собирали по друзьям — краудфандинговый проект, затеянный владимирцем, результата не дал.
Пока официальные лица своего мнения об эксперименте с пересадкой головы не высказывают. Валерия Спиридонова поддержала православная церковь и множество людей по всему миру. По словам Валерия, за последний месяц только в одной из соцсетей с ним подружились около 600 человек, и десятая часть из них — те, для кого такая трансплантация тоже была бы единственным спасением. Пишут со всего мира. Есть и предложения отдать Валерию своё тело. Многие просто желают удачи. Удачи пожелали Валерию Спиридонову и журналисты: его успех может стать надеждой для тысяч людей во всём мире.