Бумажный мир Марины Цветаевой

В ознаменование начала Года литературы в Филармонии «судили» Цветаеву

Фото: Геннадий Попов

Год культуры в России завершился. Но искусство из приоритетов жизни страны не ушла: следом наступил Год литературы. Его официальное открытие в регионе пройдёт 23 января, а за несколько дней до этого начало литературной 365-дневке положили в Областной филармонии. Зрителям представили постановку «Откуда такая нежность...» молодёжного Музыкально-просветительского театра.

Музыкально-просветительский театр — молодёжный эксперимент. Под началом художественного руководителя Ларисы Ульяновой и режиссёра-постановщика Романа Захарова труппа создаёт постановки в лучших традициях театрализованных представлений — действа, которым зрителя балуют не так часто. Начало эксперименту было положено несколько лет назад, когда на сцене Филармонии проходили тематические просветительские вечера, сочетавшие в себе музыку, литературу и дозу искусствоведческих знаний. Сейчас это — полноценные постановки, собирающие полные залы.

Труппа молодёжного театра воплощает на сцене биографии выдающихся людей, истории из жизни города. Так, например, целый цикл театрализованных представлений был посвящён историям улиц Владимира.

А на этот раз — Цветаева. Личность противоречивая: великая поэтесса и столь же великая грешница. Кого как не её — закидывать камнями толпе. Кого как не её — судить. И вот они, камни, и вот он — суд. Пункты обвинения более чем серьёзны: измены, роман с женщиной, вина в гибели собственной дочери... Исполнительница роли Цветаевой Оксана Иващук после показа призналась, что находить в себе оправдания поступков и оттенки чувств было непросто.

Очень много эпизодов, и в каждом надо найти что-то новое… Вот, с отцом одна любовь. С Софией Парнок что-то совершенно другое, для людей это непонятно — любовь к женщине. Для меня самая серьёзная тема была — это когда ко мне подносили зыбку с умершим ребёнком. Тут я уже поняла: «Боже, что это? Почему это? Неужели это так было?» У меня есть свой ребёнок, я теперь понимаю это всё, как было тяжело Марине в это время.

Оправдание для своего весьма смелого и жёсткого образа пришлось искать и исполнительнице роли судьи Дарии Сёминой.

Моя роль — неоднозначна, со «вторым дном». Героиня, на самом деле, сопереживает Цветаевой, сочувствует, любит, завидует даже. Но она ничего не может сделать, потому что находится в клетке своего мировоззрения, идеологии, образа жизни, того круга, в котором она родилась. Этот внутренний конфликт я попыталась передать. Может быть, в этом противоречии как раз и есть суть моей роли, и поэтому я для себя приняла её и признала.


Полтора часа нерва, борьбы с собой и обстоятельствами, полтора часа музыки — от штраусовского вальса до отчаянного танго. Безусловно, песни на стихи Цветаевой. И бумага. Много бумаги. Она — и волны Коктебеля, и ослепляющая любовь, и обои — символ бытовой рутины. В бумаге — вся жизнь, весь мир Марины Цветаевой. Финал известен: самоубийство — решение, которое сценический персонаж, сын поэтессы, официально поддержит. И обвинение победит, правда, только формально и уж точно не в сердцах зрителей.

Весь этот год Музыкально-просветительский театр будет показывать зрителям постановки о выдающихся писателях и поэтах. В марте труппа представит постановку об Андрее Вознесенском. Какие премьеры ждут владимирцев во второй половине года, пока не раскрывается.

Ещё одно примечательное литературное событие состоится в Филармонии 23 января. На сцене концертного зала имени Танеева выступит поэт Андрей Дементьев. Его приезд — одна из частей официальных торжеств по случаю открытия Года литературы во Владимире.

Ирина Курочкина