С улицей Радищева, но без Константино-Еленинского храма
В конце минувшей недели, впервые с апреля, во Владимире собралась на заседание топонимическая комиссия. На повестке дня всё тот же болезненный вопрос: переименование остановок общественного транспорта.
Напомним, около года назад в областном центре решили создать реестр всех остановок, а для этого нужно было устранить путаницу в их названиях. Топонимическая комиссия приступила к работе… Результат трудов членов комиссии устроил далеко не всех. Самые горячие споры среди горожан вызвали переименования остановок «Сакко и Ванцетти» в «Юрьевскую заставу», «Факел» в «Марьинку» и «Поликлиника заводов «Автоприбор» и «Точмаш» в «Константино-Еленинский храм». В октябре список был представлен на рассмотрение профильного комитета Горсовета, но, подвергнутый критике, был отправлен на доработку. С тех пор состоялось несколько заседаний. На одном из них члены комиссии запутались, где в Добром какая остановка и решили выехать на местность. Удалось сделать это лишь в июне…
В плане — 10 остановок, почти все из которых находятся в Восточном районе. Под председательством заместителя главы городской администрации Виталия Давидова и в сопровождении начальника отдела транспорта и связи Юрия Иванова, в микроавтобусе, топонимисты отправились на выездное совещание.
— А горячее питание будет? — с долей сарказма спросил член комиссии, журналист Валерий Скорбилин
— Неподготовленные! — ответил Давидов. — Надо было бутерброды и термосы с чаем с собой брать!
Улица белых гаражей
Первым делом отправились на остановку «Сбербанк», которая расположена на улице Соколова-Соколёнка. Её планировалось переименовать в «Школу дзюдо». На месте оказалось, что спортивная школа к этой остановке географически не имеет отношения.
— До неё метров 700, — оценил расстояние Виталий Давидов.
— О-го… Далеко… — отозвались члены комиссии.
И тут депутат Кирилл Ковалёв, который на заседаниях комиссии удивлял всех знанием, сколько метров от остановки до того или иного объекта, раскрыл свой секрет:
— Как по-туристски считать расстояние… Между такими столбами — сто метров. Раз, два... Здесь триста метров, никак не 700. Я это вам говорю как турист с 40-летним стажем. А вот если столб 6-8 метров деревянный, между ними 30 метров расстояние.
Тем не менее, от названия в честь спортивной школы отказались и стали искать хотя бы какие-то новые ориентиры. Из ближайших объектов оказались только гаражи.
— А давайте — «Гаражи на Соколова-Соколёнка»! — пошутили топонимисты.
— Тогда надо уточнить, какие гаражи. «Бело-кирпичные гаражи с красной отделкой с металлическими дверями». Мы сразу войдём в историю, — ответил зампред комиссии отец Варфоломей.
— Да мы уже и так вошли... — заметила зампреду участница собрания Екатерина Лукьянова.
Предложения назвать остановку в честь нового детского сада «Карамелька» или школы №40 были отвергнуты — далеко. Итог: остановка будет называться «Сбербанк на улице Соколова-Соколёнка»
С остановкой «Аптека» (предложение — «Улица Радищева») расправились быстро: как только поняли, где располагается упомянутая улица (точнее, то, что от неё осталось). Недолго размышляли и над остановкой, которую наименовали «Улица 40 лет Октября».
Неправильная «Русь»
На Суздальском проспекте топонимисты переименовывали две остановки: ту, которая с давних времён называется «Кинотеатр „Русь“» и ту, что именуется «Ледовый комплекс „Пингвин“». На первом пункте главным вопросом были языковые тонкости: назвать ли мебельным магазином, либо магазином мебели, либо домом мебели. Остановились на последнем варианте.
На следующей остановке Виталий Давидов заметил, что ледового комплекса здесь сейчас не наблюдается. Поэтому предложение: назвать пункт «Русь-кино». Именно так, потому что «Руськино», как официально называется развлекательный комплекс, — это не совсем по-русски.
— А если нам правильно написать? Пусть у них слитно… А нам написать таким образом, чтобы было и «Русь», и «кино», но правильно. Дефис поставить, — предложил Давидов. Коллеги с ним согласились.
Школа вместо магазина
Вопросы вызывала идея топонимистов сделать своеобразную рокировку: назвать нынешнюю остановку «Спар» «Улицей Растопчина», а нынешнюю «Улицу Растопчина» — «Гостиницей "Князь-Владимир"». Какой логикой руководствовались члены комиссии непонятно, но, к счастью, на месте от идеи отказались. Но возникла проблема: как назвать нынешнюю остановку «Спар», ведь, по замечанию Кирилла Ковалёва, «магазин однажды может приказать долго жить».
Найти адекватную замену существующему названию оказалось сложно: в обозримом пространстве никаких заметных объектов нет.
— Вот, как раз местный житель, — обрадовался отец Варфоломей, заприметив идущую мимо пенсионерку. — Подойдите, подойдите сюда… Куда вы?.. Вы как эту остановку называете?
Но местная жительница не знала. Комиссия всерьёз взялась за идею назвать остановку в честь школы №5, которая располагается неподалёку. Тем более, скоро учебному заведению будет присвоено имя Героя СССР Павла Семёновича Маштакова. Так остановку и решили назвать: «Школа №5 им. П.С. Маштакова».
Храм-библиотека-ЗАГС
В этот день рассматривалось и одно из наиболее спорных названий — «Константино-Елененский храм» (нынешняя «Поликлиника заводов „Автоприбор“ и „Точмаш“»). Что примечательно, на месте топонимисты это наименование даже не рассматривали. Их взору предстали другие социально важные объекты: Центральная городская библиотека и ЗАГС.
— Будут задавать вопросы: почему нам не нравится «Поликлиника? — вполне здраво спросил Виталий Давидов.
— Потому что это уже не поликлиника, а 5 городская больница.
Здесь же выяснилось, что остановка, которую так кардинально хотели переименовать, одиночная. А та, что располагается на другой стороне дороги и ведёт непосредственно в поликлинику, составляет пару с другой остановкой и называется «Суздальский проспект».
— Разобраться в этих трёх остановках — тихий ужас, — вздохнул Давидов.
— А если все три по-разному назвать: Суздальский проспект, Горбольница, ЗАГС, — предложил Ковалёв, чтобы впредь никто не мучился.
Но решили действовать иначе: объединить остановку напротив поликлиники и остановку напротив дома №175 по Добросельской и назвать «Городская больница №5». А пункт «Суздальский проспект» оставить односторонним. На возражение, что остановка находится уже на выезде с проспекта, Кирилл Ковалёв заметил:
— Схитрим немножко. Вот, начинается Суздальский проспект. И получается, что эта остановка находится в створе, по сути, красных линий Суздальского проспекта. Поэтому мы не грешим против истины.
— Красные линии — сильный аргумент, — согласился Давидов.
Человеческие слабости
Переезжая с места на место, члены топонимической комиссии разговаривали отнюдь не о предмете собрания.
— Кирилл Юрьевич, вы смотрели футбол? — вдруг спросил Давидов Ковалёва, который сидел в другом конце микроавтобуса.
Депутат, кажется, оказался единственным, кто матч Россия-Алжир не смотрел. Зато остальные заметно оживились. Досталось и футболистам, и тренеру Фабио Капелло, и «свите», которая поехала с нашей сборной в Бразилию.
— А сколько прихлебателей поехало! Сколько денег угрохали! Сколько можно было бы на эти деньги во Владимире построить! — возмущался краевед Андрей Тихонов.
— Ага, каждый остановочный пункт был бы как «Руськино»! — согласился Кирилл Ковалёв.
В дороге обсудили и погоду вместе с синоптиками, которым, как и футболистам, непонятно за что платят, и дом на перекрёстке улицы Дзержинского и Октябрьского проспекта, где, по мнению присутствовавших историков, на чердаке можно было бы найти множество старинных предметов.
Вывод: топонимисты тоже люди.
Отложено до августа
По плану последним пунктом была остановка в районе дома №1 по улице Северной. Её хотели назвать «Поликлиникой завода «Точмаш», но на месте решили, что назовут её «Почайка» — в народе знают это кафе, а кроме того недалеко от этого места много веков назад река Почайна впадала в Рпень.
Здесь же решили расправиться с остальными остановками со спорными названиями, их в списке было 6. «Залом заседания» стал остановочный павильон — в нём как раз хватило места рассесться всей комиссии. Пока заводчане под мелким дождиком ждали автобуса, за их спинами, в потрёпанных и местами дырявых зелёных стенах, решалась судьба наименований остановок.
Со спорными названиями, оставленными «на потом» решили долго не мучиться. «Золотые ворота» оставить «Золотыми воротами» (несмотря на просьбу работников и зрителей театра драмы назвать остановку «Театральная площадь»), «Улицу Спасскую» «Улицей Спасской», «Улица 9 января» — «Улицей 9 января». «Родничок» (который недалеко от «белого дома») стал «Родником» (смеясь, краевед Тихонов предлагал назвать её «СИЗО»). Споры возникли только из-за остановки «Завод „Эталон“»: отец Варфаломей предложил оставить его «как статус-кво». Валерий Скорбилин не согласился: почему остановка называется в честь объекта, которого уже нет. Комиссия поехала на место — искать альтернативу. В итоге решили назвать остановку в честь рынка «Слобода». С чувством морального удовлетворения, комиссия направилась в обратный путь, по пути высаживая желающих.
— Внимание! Остановка «Площадь Победы»! — шутя, объявил Виталий Давидов.
— А её мы не переименовали?.. — с сомнением спросили выходящие члены комиссии.
В Горсовете список наименований рассмотрят в августе. Виталий Давидов попросил нескольких членов комиссии пойти с ним на заседание комитета, чтобы отбиваться от нападок депутатов. Кирилл Ковалёв, который не просто депутат, а ещё и председатель того самого комитета, промолчал. Если предложения пройдут «кордон» комитета, а затем и общий Совет, то с новыми названиями владимирцы будут жить уже с сентября.
Ирина Курочкина