В имении Храповицкого начались предпроектные работы
Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова собрала сегодня журналистов, чтобы поделиться несколькими радостями, касающимися имения графа Храповицкого и его семьи.
Во-первых, после того, как музей стал работать над восстановлением имения, во «Владимиргражданпроекте» и госархиве обнаружились 12 томов документации — проектов восстановления парка и каскадных прудов.
— Конечно, документация старая, 70-х годов. Но в любом случае, здесь находятся обмерные чертежи, здесь очень много бесценной информации, которая будет крайне необходима для тех проектировщиков, которые возьмутся делать проекты восстановления имения Муромцево сейчас, — считает Светлана Мельникова.
Светлана Евгеньевна рассказала о том, что ВСМЗ заявился на оформление свидетельств регистрации права получения в оперативное управление пяти объектов: дворца, музыкального и лодочного павильонов, конного и скотного дворов, а также двух земельных участков с парковой зоной. Документы на три объекта будут получены 8 мая, весь процесс оформления музейщики надеются завершить к концу июня.
Ещё одна хорошая новость — посильную лепту в восстановление усадьбы внесёт «Внешэкономбанк». В этом году финансовая структура планирует выделить средства на предпроектную подготовку и технико-экономическое обоснование для последующих проектных работ по восстановлению имения. По словам гендиректора музея-заповедника, к выполнению уже приступили сотрудники «Центральных научно-реставрационных проектных мастерских» из столицы. Планируется привлечь и владимирских специалистов.
— На этом поприще работы хватит всем. Чем больше мы погружаемся в проблему Муромцева, тем больше осознаём масштаб бедствия, который пережила эта усадьба, и как много надо сделать, — говорит Светлана Мельникова.
Предварительно Светлана Евгеньевна оценивает стоимость предпроектных работ в 2-3 миллиона, и они коснутся не только объектов, которые переходят в распоряжение музея.
— Там много жилых домов. Там остался каретник, который мы не можем упустить. Разве можно не делать на него проект восстановления? Там остался домик станционного смотрителя. Там есть церковь Владимирской епархии. Что, восстановить дворцовый комплекс и не заняться восстановлением храма? Они будут делать работу на всё. Это будет очень большой проект, включающий в себя все сохранившиеся здания. А дальше будут заключаться охранные обязательства, и те люди, которые живут в бывшем каретнике, принадлежавшем Храповицкому, подпишут охранные обязательства — что не имеют право менять крышу, менять оконное заполнение на пластиковое и т.д.
Завершить создание предпроектной документации нужно успеть к сентябрю — тогда велика вероятность, что «Внешэкономбанк» в будущем году выделит деньги на создание проекта (или его части) восстановления имения — в рамках своей благотворительной программы.
«На сладкое» Светлана Мельникова и замдиректора ВСМЗ по науке Марина Родина рассказали о весточке, пришедшей из французского города Ментон. Сотруднице местного муниципального архива удалось найти в документах упоминания супруги графа Владимира Семёновича Храповицкого — Елизавете Ивановне. Она провела годы эмиграции, вплоть до своей смерти, на Лазурном берегу вместе с Николаем Пуном, которого всем представляла как своего племянника. Благодаря найденным документам, стала известна дата рождения (24 марта 1857 года) и дата смерти (1 мая 1935-го) Елизаветы Ивановны. Также была уточнена её девичья фамилия — Чоглокова. Марина Родина, которая недавно вернулась из поездки в Ментон, рассказала, что ей удалось найти дом, в котором жила графиня. А вот место захоронения Елизаветы Ивановны установить не удалось.
Журналистам рассказали лишь часть обнаруженной информации. Все полученные открытия музейщики опубликуют в специальном альманахе.