Культура 

Пушкинского Германа отправили в помывочную

Владимирский областной академический театр драмы в конце прошлой недели представил на суд зрителей новинку репертуара – спектакль «Пиковая дама» в постановке московского режиссёра Вячеслава Тыщука.

В сценической версии повествовательный текст Пушкина сохранён практически полностью и вложен в уста героев. Но в то же время постановка – сугубо авторская.

То, что у режиссёра есть собственное мировоззрение, чувствуется буквально во всём. Театралам-консерваторам, возможно, будет сложно принять его взгляд. Например, начинается спектакль совсем не по тексту произведения: Герман просыпается в некоем пространстве, которое впоследствии оказывается помывочной. Нет-нет, не стоит думать, что очередной режиссёр в очередной раз поиздевался над классиком, выпятив знаменитое «я так вижу». Всё, что хотел сказать Александр Сергеевич — всё сказано, без искажений. Особое (и, пожалуй, главное) удовольствие при просмотре спектакля — угадывать и разгадывать огромное количество символов и образов, которыми режиссёр наполнил действо. Декорации и костюмы при этом — весьма лаконичны. «Карточная» чёрно-белая гамма дополнена насыщенным синим — это и цвет глубоких раздумий, и цвет надежды, а ещё — неба и вечности. В качестве музыкального лейтмотива — колокольный звон и его «противник» - тяжёлый рок, который исполняют непосредственно актёры на электрогитарах, и пугающая, «загробная» мелодия которого сопровождает появления старой графини.

Азарт — то ли бездна, то ли преисподняя, которой так боится Герман. Толпа игроков, окружающая главных действующих лиц — то ли свора собак, то ли стая ворон, то ли сборище нечисти, пугающейся наступления рассвета. Герман, кстати, совсем не похож на «героя». Это типичный «маленький человек», вместе с тайной старой графини получающий «синдром маленького начальника» — и вот он уже с пером и с приклеенными бакенбардами (образ узнаваем) вдохновенно сочиняет эпитеты заветным тройке, семёрке и тузу.

Нити, которые достаёт «из себя» Лиза, рассказывая о своей мученической жизни, – что это: душа наизнанку или самоуничтожение? Эти же нити – связывают двух влюблённых. Эти же нити — рвутся, не оставляя даже хрупкой надежды. А на кону роковой игры — не что иное, как клетка, в которой — сердце Лизы, при расставании оставшееся в руках Германа. Трактовать образы можно бесконечно долго.

Мнения зрителей разделились. Со стороны старшего поколения в адрес режиссёра нередко звучали обвинения в излишнем самовыражении и неумении работать с текстом. Молодёжь, напротив, приняла образные искания Вячеслава Тыщука. Но оценка творческих работ всегда имеет субъективный характер. Ближайший показ «Пиковой дамы» назначен на начало декабря, и тогда любопытствующие смогут составить собственное впечатление о спектакле.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Комментарии

Кирилл Васильев 26 ноября 2013 в 7:54

вот и я смотрю на фотки и думаю, то ли то, то ли это.. ничего определенного – мнения разделились, образ узнаваем, но собственное мировоззрение чувствуется %|

Валентина Шаханова 4 декабря 2013 в 17:36

Я была на премьере, и в поддержку режиссера скажу, что спектакль удался на ура! Я, со своими одноклассниками, смотрела не отрываясь, буквально впитывали каждое слово актеров, для нас этот спектакль был чем-то новым, захватывающим, нам было по душе смотреть спектакль, потому что постановка была поставлена молодежным стилем. Декораций было мало, но они имели очень глубокий смысл спектакля. Но самое потрясающее было то, что всю пьесу сопровождали звуки электро гитары. Это было очень интересно услышать гитару на сцене театра.