Среди основных неплательщиков налогов ЧОПы и частные клиники
25-30% — это приблизительный процент доходов бюджета области, который регион недополучает из-за зарплат «в конвертах». Такую цифру назвал сегодня на пресс-конференции в «белом доме» главный финансист региона замгубернатора Вячеслав Кузин.
Политика федеральных властей сейчас меняется в сторону уменьшения финансирования регионов. Если в этом году участвуя в федеральных программах область давала только 40% денег (60% из федерального бюджета), то совсем скоро это соотношение может измениться в обратную сторону — 60 к 40% федеральных денег. Если помощь регионам в социальной сфере уменьшится не менее, чем на 5%, то в остальных может сократиться и на все 15.
Это подстегивает область более пристально посмотреть на те налоги, которые она недополучает и те долги, которые она имеет.
Долг нашего региона сегодня составляет около 13% от размера годового дохода, при этом безопасным считается положение дел, когда долг не превышает 50%. Однако, это не значит, что регион будет копить долг и дальше. Долг формируется из-за недополученных доходов и здесь есть как минимум три проблемных места.
Первое: негибкая налоговая политика по отношению к крупным фирмам.
Около 60 предприятий области (а к концу года число вырастет до 70-ти) имеют прибыль более 1 млрд в год. Тем не менее даже в этом секторе 12 плательщиков, имеющих доход порядка 40 млрд рублей, налог на прибыль вообще не платят. Пять плательщиков, имеющих доход порядка 30 млрд рублей, имеют налоговую нагрузку в 0,1% от выручки. 11 плательщиков с выручкой порядка 44 млрд рублей этот налог имеют от 0,1 до 0,5%. При рентабельности предприятия порядка 15%, налог на прибыль должен быть порядка 3%. В среднем по области налоговая нагрузка предприятий составляет 0,9%.
Второе: крупные должники.
Среди крупных должников Сергей Кошелев назвал предприятие «Инстанта рус», «Владимирский моторно-тракторный завод», «Жилищный трест», «Тепловые сети» в Александровском районе, «Муромский машиностроительный завод» и другие.
Сейчас готовится областной законопроект, по которому предприятия-должники не смогут претендовать на государственную поддержку.
Относительно недавно налоговая служба выиграла дело с ВКС. По словам Сергея Кошелева, в формировании себестоимости участвовала фирма-однодневка и фирма, подконтрольная данным структурам. На счета были загружены свои же деньги, имущество выкуплено по конкурсу за копейки, а в основные генерирующие организации передавалось за большие деньги, опять же свои. Проще говоря, тратили они фактически рубль, а в тариф включали тысячу. Ряд подобных дел сейчас находится в суде. В процессе дела по «Межрегионгазу» и «Облгазу».
Третье: зарплаты в конвертах.
Есть некоторое количество фирм, которые указывают зарплату своих сотрудников буквально на уровне тысячи рублей в месяц. Это около 100 частных клиник, 93 ЧОПа, 59 добывающих фирм (где за тысячу рублей трудятся суровые ребята, добывающие тонны песка и щебня), 15 лесничеств и около 90 стройфирм.
Налоговики обещают таким предприятиям как минимум штрафы, зарплата в 1000 рублей сама по себе незаконна по трудовому законодательству, а в перспективе пристальное внимание Следственного комитета и прокуратуры.