Епархия хочет вернуть музей хрусталя в Гусь-Хрустальном
Разговор о передаче музея, который находится в здании бывшей церкви, ведется давно. В период с 1991 по 1996 годы только музей передал церкви 17 памятников, тогда Георгиевский храм все-таки остался у музейщиков. Рассудили так: уникальной коллекции из 13 тысяч хрустальных экспонатов больше расположиться просто негде.
Однако сейчас этот вопрос похоже снова начинает обретать актуальность. Появилась и реальная юридическая составляющая. Недавно стало известно, что Росимущество обязало Владимиро-Суздальский музей передать здание Георгиевского собора, оно же - музей хрусталя, в безвозмездное пользование Владимирской Епархии.
Музейщики, обеспокоенные таким поворотом событий:
«В музее хрусталя бьется культурный пульс города. Это детский музейный центр, это 15 выставок в год, это прекрасно организованное фондохранилище, это десятки миллионов, вложенных в организацию температурного режима», - рассказала генеральный директор Владимиро-Суздальского заповедника, в который входит музей хрусталя, Светлана Мельникова.
Музей вложил в здание немалую сумму денег - в 1974 году музею церковь досталась в полуразрушенном состоянии, на восстановление понадобилось семь лет.
Что же касается уже переданных церкви памятников, то их восстановление, несмотря на имеющиеся в распоряжении церкви финансы, нельзя назвать планомерным и качественным.
Представители церкви объясняют необходимость передачи тем, что храм, даже если он не используется для богослужений, все равно остается храмом. В добавок, в случае передачи церкви, он будет использоваться по назначению.
Для светского человека такая логика не выглядит убедительной. В советское время во многих храмах и монастырях были склады, крольчатни, тюрьмы. По такой логике получается, что «крольчатня всегда останется крольчатней». Да и ФСИН может затребовать у церкви, например, монастырь - на тех же основаниях - раньше там была тюрьма.
Георгиевский собор был построен в 1892-1903 годах по проекту известного архитектора, профессора Академии художеств Леонтия Бенуа. Внутренний облик храма украшают колонны из лабрадорита, мозаики и огромное (площадью семь на семь метров) полотно Виктора Васнецова «Страшный суд».