Почта России – комплекс проблем
«По итогам 2012 года мы не можем похвастаться ни объемами, ни зарплатами и что самое обидное – ни качеством услуг», - так начал сегодняшнюю пресс-конференцию директор владимирского филиала ФГУП «Почта России» Владимир Ольхов. Такая ситуация обусловлена целым комплексом проблем.
Во-первых, есть проблема с федеральной логистикой – в России пока только два сортировочных центра: в Подольске и в Санкт-Петербурге. Это означает, что письмо из Китая во Владивосток будет идти через подмосковье. Менять ситуацию вроде как планируют. Федералы говорят о возможности строительства новых сортировочных центров в Ростове и Ярославле (небольшая помощь товарищам из Владивостока), но отмечают, что для их функционирования должна быть изменена не только система почты, но и система таможни.
Во-вторых, большие проблемы связаны с оказанием почтовых услуг на селе. По словам Владимира Ольхова, если бы Почта России работала только в городе – это была бы сверх прибыльная компания. Большое количество издержек почты касается как раз-таки села. Стоимость доставки письма устанавливается на федеральном уровне и сегодня не соответствует себестоимости доставки. Почтальон, который иногда для доставки в село должен преодолеть около ста километров, получает за него… три рубля. Понятно, что за такие деньги никто работать не будет. Владимир Ольхов говорит, что почтальоны (средний возраст которых превышает 50 лет) работают на одном энтузиазме. Государство энтузиазм шлифует – за прошедший год зарплата почтальонов понизилась на 4% Правда, добавляет главный почтальон области, не исключено, что отдельные энтузиасты получают от сельчан «дополнительное вознаграждение». Кстати, в суздальском районе недавно завели дело на почтальона, которого поймали на «взятке». Ему светит до четырех лет реального срока. Отличная профессия получается – почтальон на селе. Реальной зарплаты хватает на кварплату, а за все остальное могут и на четыре года посадить.
На селе, кстати, самым востребованным товаром почты являются не письма и посылки, а продукты и предметы первой необходимости. Сельская почта часто – это единственный магазин и место, где можно обсудить житейские проблемы.
С сельскими отделениями тоже не все гладко – в этом году закрыли 30. Их перевели на т.н. мобильные пункты – автомобили, которые попеременно объезжают населенные пункты. Если в селе на почту ежедневно ходили 150 человек, то машина приедет на 4 часа, если 10 человек – то на 30 минут. Машина, как и почтовое отделение, работает 3 дня в неделю. Владимир Ольхов отрицательно относится к таким мобильным офисам. Кроме неудобства и неодобрения со стороны народа они несут еще одну проблему – при желании открыть отделение почты в дальнейшем возникнут проблемы: где взять здание и кто пойдет туда работать? Вернуть «как было» будет крайне сложно, убежден начальник областной почты.
Проблемы, наконец, есть и в городе. Здесь почта сдает свои позиции по всем фронтам. Энергосберегающие компании отказались работать с почтой, ее тарифы по городу дороже, чем у частных курьерских служб. Это потому что в стоимость доставки по городу вкладывается компенсация за убытки на селе.
Курьерские службы в городе перетянули к себе большую часть бизнеса и судебной корреспонденции. А это, кстати говоря, львиная доля почтового потока. Если не считать новогодние праздники, доля личной переписки – 5-7%, доля бизнес писем – 30%.
С пенсией почте тоже не везет. В городах пенсионеры все чаще доверяют банкам. При чем, какая здесь выгода, не совсем понятно. Очереди в Сбербанке «ни чуть не хуже» очередей в почтовых отделениях.
Каковы же ближайшие планы региональной почты? А планы таковы – оставить все хотя бы на сегодняшнем уровне, предотвратив надвигающийся апокалипсис.
Каковы же пути решения проблем? Их два, и они давно известны. Либо адекватная тарификация (если письмо в село стоит 50 рублей, так пусть лучше гражданин отдаст их по закону, а не будет класть в карман почтальону), либо субсидии государства – если уж постулируется социальная значимость почты, так логично бы ее финансово подкрепить.