Загадочная улыбка Танеева

Как владимирцы открыли для себя музыку композитора-земляка

Столько музыки Сергея Танеева разом Владимир, кажется, никогда не слышал. Целый недельный фестиваль, открытый не кем-нибудь, а самим Симфоническим оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, был посвящён владимирскому композитору. Завершился музыкальный праздник в пятницу, большим концертом «Танеев-Гала» в Центре классической музыки.

В кулуарах вице-губернатор по социальной политике Михаил Колков признавался, что идеей фестиваля загорелся после прочтения дневников Танеева. А сама мысль явить миру музыку владимирского композитора, судя по всему, произрастает из среды музыкантов.

Cо времён хоровых Танеевских фестивалей прошло больше 25 лет, и за это время были некие ивенты, называемые именем Танеева, но там его музыка либо не звучала вовсе, либо звучала, но в очень редких моментах. Поэтому уникальность фестиваля, в первую очередь, в том, что звучал Танеев, причём не только в музыке — он был просветителем и педагогом, и в программе «Народная консерватория» тоже воплотился, — говорит художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Артём Маркин.

Прекрасный полифонист, автор разнообразных симфонических, вокальных произведений, Танеев считается неразгаданным и непонятым композитором, и даже телеведущий Артём Варгафтик, проводя открытую лекцию для владимирцев, назвал её «Сто лет одиночества». По мнению Артёма Маркина, причина сложной судьбы творчества Сергея Ивановича — его творческая честность и отсутствие стремления угодить публике и моде. Народный артист России Михаил Асафов, принимавший участие в финальном концерте, со своей стороны, считает, что незнание музыки Танеева — недоразумение, которое нужно срочно исправлять.

Это открытие, открытие ещё одного композитора для меня, — говорит актёр, — открытие Танеева для обыкновенных людей, которые знают Чайковского, Прокофьева и Рахманинова, Глинку — можно перечислять много-много прекрасных русских композиторов, но, тем не менее, Танеева знают как бюст, который у концертного зала стоит. А музыку его никто толком-то не знает, а она — великая музыка, великая. Я и на репетициях, и на концерте проникся и понял, что нас обокрали или мы сами себя обокрали, лишив себя этого великого композитора, я не побоюсь этого слова.

Как выяснилось, сочинения Танеева неизвестны даже владимирским музыкантам-профессионалам. На одном из концертов из-за путаницы вместо объявленного квинтета авторства Сергея Ивановича музыканты заиграли квинтет Дворжака…

Хоть бы кто возмутился! — рассказывает Артём Маркин. — То, что происходит что-то не то, кроме меня даже никто не заподозрил. Но был полный зал музыкантов!

Ранее Михаил Колков заявил о желании сделать Танеевский фестиваль регулярным. Совета он спросил и у зрителей финального концерта (те ответили утвердительно), а затем предложил внимательно присмотреться к изображению Танеева на эмблеме фестиваля.

Под усами можно заметить загадочную улыбку в духе Моны Лизы, а в уголке левого глаза —лукавый огонёк.

Это, по мнению вице-губернатора, знак того, что музыка владимирского композитора не последний раз становится поводом собраться.

Артём Маркин считает, что во Владимире стоило бы поставить единственную оперу Сергея Ивановича «Орестея». По мнению дирижёра, это «хитовое» и масштабное произведение, которое прекрасно бы смотрелось на открытой площадке. Власть такое пожелание услышала и, вероятно, обдумает.

Эстафету Танеевского фестиваля в июне примет Музыкальная экспедиция — продолжение масштабного проекта, впервые осуществлённого в прошлом году. Кстати, связь с именем Сергея Ивановича тоже будет — один из концертов проекта, скорее всего, пройдёт в усадьбе Танеевых «Маринино».

Ирина Курочкина