Происшествия 

Европротокол пока не для владимирцев?

Ежедневно на дорогах области происходит от 100 до 140 ДТП без пострадавших. Въехавшие друг в друга граждане звонят в ГИБДД и вызывают сотрудника для оформления аварии. По словам замначальника ГИБДД области Алексея Башкирова, среднее время ожидания сотрудника дорожной полиции составляет от пяти до восьми часов. Конечно, если авария произошла на главной магистрали, приедут раньше — чтобы не создавать пробки.

Удивительно, но при этом водители у нас проявляют огромное терпение — многие граждане ездят на новых, дорогих, купленных в кредит автомобилях, так что на фоне стресса и мыслей о страховых выплатах время ожидания дорожного полицейского проходит незаметно.

Однако, из ряда буржуазных стран к нам пришел способ оформления протокола без участия сотрудника ГИБДД под названием «европротокол». В правилах дорожного движения он значится под пунктом 2.6.1. Участникам аварии, если их всего двое, нужно оформить схему аварии, договориться о том, кто виновен, определить сумму ущерба (она не должна превышать 25 тысяч рублей) и сделать несколько фотографий пострадавшей техники. После этого документы сдаются страховщикам, и те в течение месяца выплачивают сумму ущерба. В идеале. В реальности — все не так гладко, и европротоколом сегодня пользуются не больше пяти процентов водителей.

О том, почему европротокол не популярен, сможет ли он помочь разгрузить сотрудников ГИБДД, и что необходимо изменить в самом европротоколе вчера (26 июня) в пресс-центре регионального МВД поговорили руководители областного ГИБДД, представители автошкол и страховых компаний, а также члены общественного совета при МВД области.

Разговор с самого начала уперся в принципиальную проблему европротокола — при оформлении ДТП гражданами возможны как серьезные ошибки, так и мелкие недочеты. Страховые компании, гораздо лучше водителей подкованные в юридических вопросах, не прочь зацепиться за не вовремя поставленную запятую, чтобы отказать в выплате. Кроме того, страховщики обычно требуют показать им вторую машину, чтобы убедиться, что водитель не сам нанес своему автомобилю травму.

Не то, чтобы страховщики такие плохие, но законы рынка никто не отменял: если можно не платить, лучше не платить. При желании, в интернете можно найти тысячи душераздирающих историй о том как граждане, попробовав европротокол однажды, твердо решили дожидаться инспектора в последующем. Особенно часто фигурирует в историях название нашей самой крупной страховой компании.

Замдиректора учебного центра «ДЮК» Михаил Дюковский рассказал, что порядка 60% выплат в случае ДТП с участием инструкторов центра, профессиональных водителей, приходится выбивать через суд. Что уж там с обычными гражданами, говорить не приходится.

В этом контексте поднять популярность «европротокола», по его мнению, можно только с помощью так называемых аварийных комиссаров. Юристов, которые будут выезжать на место ДТП и оформлять европротокол по всем правилам, без ошибок. Сейчас во Владимире есть люди, которые занимаются подобной деятельностью. За свои услуги они берут порядка 1500 рублей, иногда, правда, со страховой компании. Подробнее о них можно узнать на сайте strahovka33.ru. Михаил Дюковский даже предложил страховщикам самим сообщать телефон таких работников.

Представитель страховой компании «ВСК» Александр Лобанов на это возразил, что если они будут сообщать клиентам телефон аварийного комиссара, на них сразу же нажалуются в Роспотребнадзор за навязанные услуги. По той же причине советовать вызвать комиссара не будут и в ГИБДД. Алексей Лобанов посоветовал собравшимся не уповать на помощь комиссара и больше уделять внимание обучению будущих водителей правилам оформления европротокола.

Михаил Дюковский в этом его полностью поддержал и пригласил сотрудников страховых компаний самим приходить и обучать будущих водителей. Он предположил, что для страховщиков это будет хорошей возможностью лишний раз прорекламировать свою фирму. Страховщики приняли предложение без энтузиазма.

С другой стороны, на обучение оформлению европротокола много времени не выделишь, а вероятность, что будущий водитель хоть что-то запомнит, а затем блестяще применит в стрессовой ситуации — мала.

Еще одним предложением, которое обсуждалось на встрече, было рекомендовать поднять возможную сумму ущерба для оформления европротокола от 25 до 50 тысяч. Это позволит водителям, которые сомневаются в сумме ущерба, выставлять большую сумму и оформлять ДТП самостоятельно. Негативной стороной повышения суммы ущерба будет увеличение количества мошенничества.

Обсудив европротокол и потерявшись в его противоречиях, участники обсуждения решили отложить его обсуждение на будущее, а пока не направлять в органы власти никаких рекомендаций.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.