«Один в один!» по-владимирски
Как из девушки сделать Валерия Леонтьева
Отчего публике так нравится, когда одни артисты пародируют других? Загадка. И, тем не менее, телевизионное шоу «Один в один!» собирало у экранов огромную аудиторию. Но копирование звёзд – это не только очередная придумка телепродюсеров, это ещё и традиционное задание для студентов-театралов. Такие учебные работы представили на экзамене по актёрскому мастерству будущие режиссёры - студенты второго курса Владимирского областного колледжа культуры и искусства.
Для начала стоит разобраться с понятиями. В пародии артист полностью копирует другого человека – во внешности, в движениях, в мимике и даже в голосе. Если подражание лишь частичное (например, воссоздаётся внешний образ, но используется фонограмма), то этот жанр называется синхробуффонадой или имитацией.
Именно имитации и стали заданием для студентов-постановщиков. Звезда для копирования подбиралась по нескольким параметрам. Во-первых – внешнее сходство, во-вторых – похожее телосложение. Ну и конечно, имитируемый артист должен быть известен массам и обладать какими-то особенностями. Студенты констатируют: на российской эстраде с яркими артистами напряжёнка. Большинство – или безликие, или, что ещё хуже, пытаются в манерах копировать западных коллег. А единицы с «изюминкой» уже растиражированы пародистами и другими студентами. Поэтому большинство представленных на экзамене «звёзд» - зарубежные.
Если участников телешоу «Один в один!» окружили своей профессиональной заботой сценаристы, педагоги, хореографы, гримёры и костюмеры, то в помощь студентам – видео-ресурсы и смекалка. В среднем на работу над образами ушло полгода кропотливой работы. Сначала оттачивались отдельные элементы – взгляд, жесты, мимика, походка. А затем всё собиралось воедино. Казалось бы, посмотрел какой-нибудь ролик с выступлением артиста – и скопировал. Но нет. Чтобы сделать номер, нужно досконально изучить не один десяток видео.
— Когда смотришь одно выступление, складывается какая-то картинка, - говорит студентка Екатерина Лисицына. - Потом ты изучаешь ещё одно видео и понимаешь, что что-то ещё нашёл – какой-то новый взгляд, движение. Тут очень важны мелочи. Каждое новое увиденное выступление должно что-то для тебя открывать, а иначе ты откатываешься назад.
Так чем же отличается один артист от другого? Секрет раскрывают студенты колледжа.
Владислав Рябов – Фредди Меркьюри
— В первую очередь, у него взгляд, возвышенный над всеми, гордый, - говорит Влад. - Характерный жест – рука, зажатая в кулак. Даже если в одной руке он держит микрофон (причём, половину стойки, чтобы остальное не мешалось), другой рукой всегда активно жестикулирует. У Меркьюри всё тело натянуто как струна, то есть, даже когда он стоит, у него ноги, можно сказать, колесом, всё тело напряжено, вытянуто, направлено вверх, как ракета, грудь вперёд. Движения резкие, чёткие. Это его наиболее отличительные черты.
Ася Николаева – Монсеррат Кабалье
— Несмотря на объёмы, Монсеррат Кабалье – плывёт, как лебедь, - подмечает Ася. - Она очень возвышенная, одухотворённая, у неё прекрасная улыбка, внутренний огонь. Она может очень быстро повернуться и развернуться обратно – это как прыжки, она как кошка. Технически – она идёт вперёд грудью. Очень тяжело дышит – двигается всё тело. Когда она поёт, активно двигается диафрагма, плечи. И, конечно, работа лицом. Она поёт вживую, без микрофона, поэтому важно знать, как она это делает мимически.
Чтобы создать объёмы, мы использовали четыре подушки, на которых я сплю. Монсеррат Кабалье очень любит массивные украшения, и наш куратор, Тамара Степановна Джулай, велела мне сделать ожерелье. Собирала его из маминых и бабушкиных бус.
Анастасия Курганова – Лорин, Тина Тёрнер
— В мимике Лорин нет ничего неординарного. Но её отличают движения. Иногда они не попадают в такт, но видно, что они идут из неё, изнутри. У Лорин очень пластичные руки. Все её движения – возвышенные, кажется, будто её тянет вверх.
Отличительная особенность Тины Тёрнер – постоянно согнутые колени. На самом деле, долго так ходить очень тяжело – ноги сводит. Скопировать походку помогли туфли – они мне велики, и когда так передвигаешься, они не слетают. Ещё у Тины Тёрнер очень своеобразная мимика, особенно движения губ. Кажется, будто ей противно петь. Брови всегда сморщены. И при всём при этом она улыбается. Что важно – ей уже много лет, а она очень энергичная, выходит на сцену – и зажигает.
Екатерина Лисицына – Валерий Леонтьев, Витас, Шакира
— Леонтьев получился случайно. Я как-то дурачилась, и однокурсники сказали: «Слушай-ка, сейчас мы тебе включим песню, а ты то же самое делай, только под другую музыку». И включили песню Леонтьева. Сказали, что похожа. С этого момента я начала следить за ним, за мимикой, жестами. В Леонтьеве играет большую роль его внешний облик. Это – «крылья», волосы. Тут всё дело во внешности и в его «фирменных» шагах.
Работать над образом Витаса я начала ещё год назад, он у меня долго не получался. Особенность Витаса – его глаза, его взгляд, статичный, проникающий. Я очень долго над этим работала. Ещё – он малоподвижен. И при этом обаятелен, и это обаяние нужно было присвоить себе.
Шакира – женственна, она более мне близка, - говорит Катя. - Внешне она не делает ничего сверхъестественного. У неё главное – пластика, её я старалась копировать досконально. Брала номера и пыталась сделать точно так же. Обычные восточные танцы – это совсем другое, нежели то, как она их понимает.
Как отмечают студенты, самое интересное – работать над образом, который на тебя совершенно не похож. И приблизиться хотя бы на чуть-чуть к оригиналу – это уже большой успех. А вы - не хотите ли попробовать?..