Болдинская зима

Родина пушкинского вдохновения как маршрут выходного дня

Накануне путешествия муж отпустил тематическую шуточку: «Если заяц дорогу перебежит, вернемся обратно!» Я сначала похихикала, и лишь потом вспомнила, что пресловутый заяц вернул суеверного Пушкина с дороги из Михайловского, не дав попасть поэту на Сенатскую площадь с друзьями-декабристами. А в Болдине его задержал не ушастый трусишка, а эпидемия холеры и карантинные кордоны по всему пути до Москвы. Стало ясно, что школьно-институтские знания изрядно потускнели и освежить их, побывав в знаменитой золотым вдохновением вотчине предков поэта, самое время.

В пользу именно этого маршрута из числа возможных в зимние каникулы сработал еще один, уже прозаический, аргумент – информация о том, что в Рождество все экскурсии и экспозиции в Болдине будут бесплатными. Мы же высоко ценим все бесплатное как редкий, исчезающий вид, достойный Красной книги. Цены в музее-усадьбе не разорительные: 150 рублей стоит билет для взрослых и 100 для детей, и тем не менее...

Увлекшись этим соображением, мы в своей автоэкспедиции слегка недооценили другой фактор – расстояние. По прикидкам получалось от Коврова до Болдино километров 250-300, на деле вышло больше 400 в один конец. Диву даемся, как это в самом начале 19-го века сам Александр Сергеевич добирался из Москвы сюда всего … за трое суток! Поэтому совет всем, кто отправится тем же маршрутом: выезжайте пораньше, не позднее 7 утра, если хотите управиться за один день. Еще один совет – запастись объемистым пакетом с провизией и термосом кофе, поскольку общепит в Болдине ну совершенно ненавязчивый. В ресторане «Лучинник» девушка, в которой ничто не выдавало официантку, огласила: «На первое у нас… ничего нет, на второе картофель жареный, рыба, гуляш». Уж лучше домашние бутерброды...

Когда длинная дорога осталась позади, на въезде в Большое Болдино нас встретил летящий пушкинский профиль на огромной стеле и приветствие племени младому, незнакомому.

Надо сказать, что пушкинские цитаты в этом населенном пункте встречаются на каждом шагу, украшают улицы и дома и порою курьезно смотрятся в соседстве с изречениями иных эпох. На одном здании - надпись «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», а рядом лозунг «Превратим Болдино в образец высокой культуры и образцового порядка». Воистину, Болдино - город контрастов, хоть это и обычный, заурядный российский райцентр.

Незаурядным делает его именно память о поэте. «Наше всё» бывал в Болдине, принадлежавшем его отцу Сергею Львовичу пополам с дядей Василием Львовичем, трижды, и по причинам вполне практическим. Первый раз в 1830-м году ему нужно было заложить выделенное отцом село Кистенево, чтобы раздобыть денег для семейства невесты на подготовку ее приданого. Рассчитывал управиться за месяц, но из-за эпидемии холеры, которую в письмах именует чумой, задержался на все три, с начала сентября до конца ноября. Многое тревожило его накануне осени 1830 года – правительственный надзор, журнальные нападки, светские сплетни, проволочки со свадьбой. Но уже в первую неделю, проведенную здесь, настроение Пушкина меняется. В письме Плетневу он делится первыми впечатлениями о Болдине: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов».

Так оно и вышло: осень выдалась необыкновенно урожайной. Одно за другим появляются произведения различных жанров, в стихах и прозе. Создается давно задуманное, завершается уже начатое, созревают новые замыслы…. Последние главы «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «История села Горюхина», около тридцати стихотворений... Кроме того, осенью 1830 года в Болдине были написаны «Сказка о попе и о работнике его Балде», шутливая поэма «Домик в Коломне».

Творческие результаты трех месяцев «болдинской осени», вероятно, удивляли самого поэта: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уж не писал», - признается он Плетневу. Не было бы счастья, да холера помогла.

Не случайно, стремясь снова обрести здесь вдохновение, Пушкин приезжает в нижегородское имение три года спустя, осенью 1833-го, завершая поездку по местам, связанным с событиями Пугачевского восстания. Ищет вдохновения и находит его; вторая болдинская осень (неполные шесть недель) тоже оказалась исключительно плодотворной. Добравшись до места 1 октября, он приступил к переработке черновой рукописи «История Пугачева» и через месяц завершил ее.

Параллельно создавался «Медный всадник». Работа шла стремительно, хотя над поэмой Пушкин трудился с предельной напряженностью и взыскательностью к себе. В это же время он пишет поэму «Анджело», повесть «Пиковая дама», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», делает переводы баллад А.Мицкевича.

В следующую осень, когда он опять оказался в Болдине, ему уже не удалось «расписаться» здесь. Отвлекали другие заботы: в середине сентября 1834 года Пушкин пытался привести в порядок сильно расстроенные дела отцовского имения, управление которым поэт временно принял на себя. Он был рад снова оказаться здесь и надеялся, что, кроме хозяйственных дел, будет иметь время для литературных трудов, взял с собою черновики «Капитанской дочки». «Написать что-нибудь мне бы очень хотелось. Не знаю, придет ли вдохновение», - писал Пушкин жене. В следующем письме он жаловался: «Скучно, мой ангел. И стихи в голову нейдут; и роман не переписываю... Погожу еще немножко, не распишусь ли; коли нет - так с богом и в путь». В этот раз здесь была написана только «Сказка о золотом петушке».

Приходилось заниматься хозяйством, поправлять дела разорявшегося имения: надо было заботиться о стареющих родителях и о будущем детей. Безденежье, материальные проблемы всю жизнь преследовали поэта. Только представить, что он тратил свое бесценное, так скупо ему отпущенное время, вникая в конторские книги и проверяя счета... И жил на сей раз не в самом доме, где шел ремонт, а в «чистой половине» конторской избы.

Этим трем приездам и посвящена развернутая в музее экспозиция. Усадебный дом удивляет современного человека своей скромностью и спартанскими условиями быта. И ведь здание расширено позднейшими пристройками, а в пушкинские времена оно было гораздо меньше. Поэт занимал две-три комнаты в парадной анфиладе дома. Их обстановка воссоздана в нынешней экспозиции — это прихожая, зальце и кабинет.

Подлинные предметы обстановки сохранились в зальце – диван и кресла из ореха, столик красного дерева именно те самые, на которых сиживал Александр Сергеевич.

Интерьер кабинета восстановлен по рисунку самого Пушкина, запечатлевшего место, где ему так хорошо работалось за зелеными ломберными столиками и спалось на жестких и неудобных даже на вид деревянных диванах. Говорят, что этот кабинет он оборудовал себе сам из подручных средств, потому он так не похож на парадные кабинеты того времени.

Интересная вещица – дорожная шкатулка, не несессер с предметами туалета, а именно рабочая. Такой прапрадедушка ноутбука: маленький чемоданчик с листами бумаги, походной чернильницей, перьями, песком для посыпания строчек. Пиши, поэт, где застигла муза – хоть в кибитке почтовой, хоть на постоялом дворе. Вещь нужная, ведь дорога была частой спутницей Пушкина. «Карманный почтовый дорожник» - предшественник атласов автодорог – еще один верный друг путешественника.

И в каждой комнате висят портреты поэта. Разные, в разное время написанные, в том числе и автопортреты – в воображаемой старости, до которой дожить не пришлось, шуточный в виде собаки. Знаменитый портрет работы Тропинина и комплиментарный Кипренского, который поэт оценил с суровой объективностью: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». И еще один, последних лет жизни, где Пушкин, совсем молодой по нашим меркам 36-летний человек, изображен с потухшим взглядом, сгорбленными плечами, поредевшей шевелюрой... Это зеркало уже не заподозришь в лести.

Есть и портрет жены, тот самый, с которым любящий муж не расставался, брал с собой в поездки. Ослепительная Натали была красавицей на все времена, при ее 176-сантиметровом росте, 50-сантиметровой талии и прелестном лице она сегодня стала бы звездой мировых подиумов. А душу твою, писал ей Пушкин, люблю больше твоего лица...

Подлинно пушкинских экспонатов в музее немного. Даже письма и рисунки, как призналась нам простуженная, но очень милая девушка-гид, это только копии на старинной бумаге.

Но сохранилась атмосфера, неуловимое нечто, заставляющее выглянуть в окно: где там Александр Сергеевич прогуливается? Не прогуливается... Но присела на постаменте его бронзовая статуя с ярко сияющим, отчищенным от патины ботинком: всякий турист норовит подержаться за него и загадать желание. Не упустили и мы случая запечатлеться «с Пушкиным на дружеской ноге».

И, конечно, пройтись по парку, красивому во всякое время года, особенно осенью. Но и зимой он хорош, если «мороз и солнце, день чудесный». В наш приезд, увы, было пасмурно, природными красотами во всем блеске насладиться не удалось. И все же здешний пейзаж дышит поэзией дворянских гнезд, навевает образы пушкинских произведений. Возле дома сохранились группы вековых лип и дубов. Прямо перед верандой растет лиственница — по преданию, она была посажена самим Пушкиным в его второй приезд в Болдино.

За домом простирается широкая поляна, по сторонам которой расположились усадебные строения: кухня на берегу пруда рядом с домом, поодаль, за плотиной — банька. Вдоль усадебного забора — конюшня под одной крышей с каретником и амбаром, а неподалеку — людская изба. Подлинные постройки усадебного двора не уцелели, все это было восстановлено на основе сохранившихся документов и археологических раскопок.

Два старинных пруда отделяют усадебный двор от парка. Парк возник в 1830-е годы, а раньше отдельные деревья и кусты ивняка просто росли по берегам прудов. До нашего времени дожила древняя ива на верхнем пруду — ее возраст близится уже, по-видимому, к 230 годам. Когда-то в нее ударила молния, срезала ее вершину, расщепила ствол, развилка которого, надломившись, рухнула в пруд. Но ива не погибла. Самое старое дерево во всей усадьбе, она все равно живет, и каждую весну ее ветви снова и снова покрываются листвой.

В литературно-мемориальный и природный музей-заповедник «Болдино» входят также выстроенные напротив церкви, на так называемом «поповом порядке», музей пушкинских сказок для детей и неподалеку, в деревне Львовка, музей литературных героев. В последнем воссоздана обстановка, в которой жили герои «Повестей Белкина». Честно признаюсь: в Львовку мы не поехали, а сказочный музей не понравился в силу возраста, скорее всего. Детям, наверное, интересно, тем более что здесь бывают всяческие интерактивы с мастер-классами по изготовлению фигурок сказочных героев своими руками. Но в этот день детских экскурсий не приехало, а местные ребятишки праздновали Рождество в храме напротив барского дома, где светила огоньками наряженная елка и куда заходил помолиться Александр Сергеевич.

Болдинская зима оказалась пушистой, белоснежной и очень тихой. Не сезон. Наверное, надо еще раз приехать сюда осенью! Как Пушкин...