Личное дело
Как создать бизнес и удержать его на плаву
Малый бизнес в России – это «такой предмет, если он есть, то его сразу нет». Несмотря на массовые попытки наших граждан стать предпринимателями, работать на себя, а не на дядю, жизнеспособных проектов в этом секторе экономики у нас появляется не так много. Среди тех, кто пытается создать свое личное дело, есть и совсем молодые люди, и пенсионеры, и те, «кто университетов не кончал», и дипломированные специалисты – экономисты, бухгалтеры, финансисты, менеджеры... Разоряются и те, и другие. Становятся успешными бизнесменами – те же. В чем секрет? О том, как создать бизнес и удержать его на плаву, мы беседуем с Юлией Игнатовой, два года назад открывшей во Владимире студию рисования песком.
Юлия Александровна не любит, когда ее называют бизнес-леди. «Я вас очень попрошу в статье не называть меня так, - сказала она при встрече, - Это определение с учетом того, что у нас люди в него вкладывают, ко мне совсем не подходит. Не многие наши клиенты знают, что я руководитель студии, еще меньше знают, что я собственник. В студии я выполняю функции администратора, все остальное – за кадром». Тем не менее, Юлии Игнатовой удалось создать бизнес, который кормит ее семью и дает работу еще нескольким сотрудникам.
— Юлия, почему Вы решили заняться именно этим бизнесом?
— Каждый, кто хоть раз видел песочное шоу, понимает, что это очень интересно. Когда несколько лет назад эта техника рисования стала набирать популярность, я подумала: «А я смогу?». По образованию я художник-дизайнер, училась во Владимире, на худграфе. Куда бы я могла пойти работать по специальности? Учителем ИЗО? Но это не так интересно, как песочные шоу, как рисование песком. Некоторые выпускники худграфа уходят в чистое творчество, но этот вариант не для меня: творить, не имея стабильных источников дохода, нет возможности – у меня трое детей, их кормить-одевать надо.
— А вообще я стараюсь дело, которым занимаюсь, бизнесом не называть – это стратегически неверно для создания атмосферы в коллективе. Может быть, я где-то дома могу почитать умные книжки, поучиться, пообщаться с людьми, понимающими в развитии предприятия, но в стенах студии я стараюсь этого не делать. Потому что нельзя поднять бизнес, не имея помощников-единомышленников, так же, как ты, увлеченных этим проектом. А кто эти помощники? Это твои дорогие сотрудники. Если они будут думать о том, что результатом их труда станет твое и только твое благосостояние, то работать они станут спустя рукава.
И тогда люди и после работы останутся – доделать, придумать новое, поупражняться, и самосовершенствованием займутся. Для них работа станет творчеством!
Конечно, не все зависит от личности работодателя, но надо избавляться от некомандных игроков. К нам приходили такие соискатели вакансий. Их логика: я пришел, отвел занятие и ушел, и главное для меня получить деньги. Я спрашиваю: «Погоди, а как ты рисуешь-то?». Отвечают: «А, нормально, пойдет». Не пойдет! Я таким «работникам» сразу и безвозвратно говорю до свидания.
— Создание коллектива, команды – это не первый, хотя и очень важный этап. А с чего начинается бизнес?
— Я считаю, что любой бизнес начинается с идеи, с энтузиазма. Меня увлекло рисование песком, я стала думать, как можно это все организовать. На мой взгляд, если само дело, которым ты занимаешься, тебе очень нравится, то и бизнес пойдет. А если все затевается, исключительно ради прибыли, обогащения – это еще вопрос. Возможно, в каких-то отраслях ориентация на получение дохода и сработает, но не при реализации творческих проектов. Да, в определенный момент я почувствовала, что мне не хватает чисто экономических знаний и пошла учиться, но первоначально все-таки был интерес.
— Вы считаете, что бизнесом может заняться любой человек? Или к этому должна быть склонность?
— Склонность. Хотя, как говорили в одном советском фильме, для человека с интеллектом нет ничего невозможного. Но, согласитесь, заниматься нелюбимым делом – это каторга, еще страшнее – заниматься тем, к чему нет способностей. Обязательное условие: или врожденная купеческая интуиция, или детальный бизнес-план, разработанный специалистами. Пусть бизнес не уникальный, товары не уникальные, но в этом случае уникальным должен быть сам человек или его бизнес-план. Если у тебя нет ни того, ни другого – выходом может стать работа по франшизе. Предложений франшизы сейчас очень много, но нужно уметь выбрать подходящее предложение.
— Что такое франшиза?
— Это готовый бизнес. Владимирская студия рисования песком «СэндПРО» тоже работает по франшизе. Я бы такого сама придумать не могла. Все программы, которые нам предложила Москва, разрабатываются в институте психологии им. Л. Выготского. Это серьезные и уникальные разработки, и во Владимире их просто нет. Это наше конкурентное преимущество.
— Сколько стоит франшиза?
— Франшизы стоят по-разному: от десятков тысяч до десятков миллионов рублей. Кстати, во Владимире очень многие выбрали этот путь ведения бизнеса. Зайдите, например, в «Мегаторг» - очень высокий процент отделов, организованных по франшизе. И сферы деятельности очень разные – общепит, одежда, центры услуг, медклиники...
Когда я начинала, франшиза «СендПРО» стоила 500 тысяч рублей. Сейчас дороже, но люди все равно покупают. За два года почти в двух десятках городов открылись студии рисования песком под этим брендом, не только в России, но и за рубежом – Астане, Белграде, Алма-Ате, Праге.
Требования практически всех франшиз – общий стиль отделки помещения. Есть обязательства по оборудованию, площади, подготовке кадров, рекламы. Все это денег стоит. Кроме того, условие франшизы – ежемесячный платеж (рояльти), сумма которого может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
— В Вашем конкретном случае, какие обязательства налагает франшиза?
— Например, ни одна студия «СендПРО» не может оформить свои залы и кабинеты в холодных тонах. Минимальная площадь помещений – 60 квадратных метров. Местоположение студии – не во дворах, а на виду, там, где большой людской поток. Все художники, психологи, администраторы студии должны пройти тестирование у московских специалистов, и эта процедура обязательна не только при приеме на работу, она проводится ежегодно после прохождения обучения (раньше это называли курсами повышения квалификации) в Москве. Не прошел тест – не получишь сертификат.
Несмотря на то, что мы платим ежемесячно рояльти, руководителям «СендПРО» важно, чтобы специалист в другом городе соответствовал марке – по версии журнала «Форбс», «СэндПРО» входит в десятку лучших студий, детских кружков России, и это первая студия рисования песком у нас в стране. С каждым художником и психологом, прошедшем обучение, подписывается договор о конфиденциальности, потому что мы работаем по эксклюзивным авторским программам.
— Серьезные обязательства. Но пока мы говорим только о требованиях франшизы. Есть ли плюсы?
— Рояльти – небольшие, за них предоставляют новые программы, ежегодное обучение, бесплатные финансовые консультации, помощь в подборе персонала. Некоторое оборудование можно приобрести с серьезной скидкой. Для всех студий Москва бесплатно разработала сайт, что в век интернета, очень важный элемент продвижения. Но главный плюс – это выверенная стратегия развития бизнеса. Тебе не надо учиться на своих ошибках.
— На что нужно в первую очередь обратить внимание при покупке франшизы?
— На договор. В серьезных компаниях и договор серьезный. Он регламентирует взаимоотношения «головной конторы» и «филиала», накладывает обязательства на покупателя и продавца. Читать договор надо внимательно. Выполнять в точности.
Если в договоре не отмечена ваша эксклюзивность на данной территории, то стоит задуматься, не окажетесь ли вы в ситуации, когда в вашем небольшом городе вырастут предприятия-клоны, вынужденные конкурировать друг с другом. Пять фирм одинаковой направленности не выживут, элементарно на всех клиентов не хватит!
— Как выяснилось, покупка франшизы не дешевое удовольствие... А еще есть риск нарваться на мошенников. Как проверить, стоящее ли дело тебе предлагают купить?
— Собрать информацию из разных источников. Мне часто звонят совершенно незнакомые люди из разных уголков России (география обширна – от Мурманска до Кемерова), которые хотят у себя открыть студию рисования песком. Они находят о нас информацию в интернете, и выясняют, действительно, ли мы существуем, как у нас идет бизнес. Эта «разведка» совершенно нормальна. Другое дело, что, несмотря на то, что франшиза одна, условия в городах сильно отличаются. Например, в Мурманске аренда в два раза дороже владимирской, а в Праге за сто квадратов в месяц платят 7000 рублей. Как высчитать, не зная этих нюансов, когда предприятие выйдет на точку безубыточности?
Конечно, финансовые вопросы, которые задают «разведчики» очень важные, но я еще раз подчеркиваю, что важнее, с каким настроем человек берется за дело. Недавно одна барышня заявила: «Я хочу открыть что-нибудь для своих детей, думаю, что студия рисования песком мне подойдет». Мне кажется это не та мотивация, которая бы вывела ее студию на приличный экономический уровень. Кроме того, я в этом тоже уверена, нужно обязательно присутствовать в ежедневной жизни студии.
Было пожелание – сделать выставку работ наших учеников. Сделали, подготовили более 90 работ тех, кто занимался и занимается в студии. Это было здорово! А если бы я сидела дома, приходила в студию как гость, разве я бы имела возможность держать руку на пульсе?
— Мелкий бизнес ноет, что налоги душат...
— Налоги, действительно, очень большие. Причем я даже не знаю, куда они идут, не чувствую, что эти деньги идут на благое дело. На выплаты пенсий? Мне очень интересно, когда говорят: «Мне государство пенсию платит». Не государство, а налогоплательщики, такие, как я, как другие предприниматели, как любой работающий человек, из зарплаты которого вычитают 13%.
Ежемесячно на обязательные платежи (не только налоговые, но и на коммуналку) без аренды и зарплаты у меня уходит порядка 50 тысяч рублей.
— Еще одна проблема - кадры. Как Вы советуете подбирать персонал?
— Испытательный срок – один из механизмов подбора. Он должен применяться для всех без исключения кандидатов.
Бывает, что из-за этого человека мои ноги не идут на работу. Но извините – это мое, они должны идти. И соответственно смотришь, как этот кандидат взаимодействует с администратором, психологом, художником. Если возникает недопонимание, конфликты, каким бы золотым специалистом новенький не был, он уйдет: мне целостность команды дороже.
— В студии рисования песком дресс-код для сотрудников обязателен?
— Поскольку мы работаем с людьми, важно, как выглядит наш сотрудник. У нас нет униформы, но одежда должна быть чистой, и подобрана со вкусом. Эти условия не моя прихоть, а специфика деятельности. 99% процентов наших клиентов – люди консервативные. Они вряд ли захотят, чтобы с их ребенком занимался неформал с серьгой в носу. Вторая, не менее важная часть работы студии – проведение песочных шоу. Художник, как минимум, должен красиво за столом смотреться.
— Вы оказываете специфические услуги. Кто Ваши клиенты? Наверняка, люди состоятельные...
— У нас много постоянных клиентов: есть совсем малыши (от 1,5 лет), есть взрослые. Для всех категорий разработаны особые программы рисования песком и психологические.
Когда говорят, что к нам ходят только дети богатых родителей, это абсолютно не так. К нам приводят ребят из обычных семей. Люди стали понимать, что наши развивающие программы, основанные на синтезе психологии и рисовании песком, - потребность.
Вообще я могу сказать абсолютно точно, что наши занятия - это долгосрочное вложение в детей. Главное - вы должны знать, какую цель преследуете, когда ходите на занятия. У нас всегда есть результат, и вся наша работа (от самих занятий до обстановки в студии, до музыки, которую мы включаем) подчинена тому, чтобы развить, научить, решить проблемы. Так недавно у нас было введено чтение вслух, бесплатное. Ребенка можно привести к нам на час, и мы будем ему читать вслух. Дома ведь сейчас никто практически вслух не читает. Мы перестали ставить какие-то мультики, хотя есть телевизор, дети и так дома часами смотрят.
А что касается отношения людей, то оно разное: кто-то заходит в студию и радуется тому, что во Владимире можно получить такую услугу, а кто-то, даже не выясняя, чем мы тут занимаемся, ради чего работаем, смотрит только на прайс.
— А насколько востребованы во Владимире песочные шоу? Может быть, и в сфере развлечений мы остановились на уровне «пойду схожу на концерт заезжей поп-звезды»?
— Скорее всего, лучше пойду поем на эти деньги. К сожалению, из всех развлечений наши люди предпочитают еду. За котлеты они готовы заплатить хорошие деньги, а песочное шоу – дорого. Но это скорее претензия не к зрителям, а к организаторам праздников, вечеринок, корпоративов. При планировании бюджета они закладывают стоимость песочного шоу, даже не выяснив, сколько это может стоить. Хотят, чтобы за 5 рублей им показали чудо. Чудо у них по прайсу стоит 5 рублей.
Но удивите людей! Пусть это будут не только шарики! Наш художник Елена Свириденко единственный сертифицированный специалист, мастер рисования песком в городе и области. Работа ее уровня, например в Москве или Нижнем, стоит на порядок выше. И дело тут не в столичных замашках.
И искусство, а рисование песком – это искусство, оно тоже стоит денег. Когда мы выезжаем на шоу, люди смотрят на экран, не отрываясь, просто замирают. Они согласны за это платить, и думают, что это стоит гораздо дороже, чем они заплатили. Но заказывают менеджеры – их задача, видимо, сэкономить, а не удивить.
— Юлия, не жалеете, что ввязались в такой хлопотный проект?
— Конечно, нет! Моя студия - не только интересный творческий проект, работа, доход, это мой четвертый ребенок. А детей надо любить и развивать.
Комментарии
Юлия молодец! Мои дети тоже остались очень доаольны.