Личное дело

Как создать бизнес и удержать его на плаву

Малый бизнес в России – это «такой предмет, если он есть, то его сразу нет». Несмотря на массовые попытки наших граждан стать предпринимателями, работать на себя, а не на дядю, жизнеспособных проектов в этом секторе экономики у нас появляется не так много. Среди тех, кто пытается создать свое личное дело, есть и совсем молодые люди, и пенсионеры, и те, «кто университетов не кончал», и дипломированные специалисты – экономисты, бухгалтеры, финансисты, менеджеры... Разоряются и те, и другие. Становятся успешными бизнесменами – те же. В чем секрет? О том, как создать бизнес и удержать его на плаву, мы беседуем с Юлией Игнатовой, два года назад открывшей во Владимире студию рисования песком.

Юлия Александровна не любит, когда ее называют бизнес-леди. «Я вас очень попрошу в статье не называть меня так, - сказала она при встрече, - Это определение с учетом того, что у нас люди в него вкладывают, ко мне совсем не подходит. Не многие наши клиенты знают, что я руководитель студии, еще меньше знают, что я собственник. В студии я выполняю функции администратора, все остальное – за кадром». Тем не менее, Юлии Игнатовой удалось создать бизнес, который кормит ее семью и дает работу еще нескольким сотрудникам.

Юлия, почему Вы решили заняться именно этим бизнесом?

Каждый, кто хоть раз видел песочное шоу, понимает, что это очень интересно. Когда несколько лет назад эта техника рисования стала набирать популярность, я подумала: «А я смогу?». По образованию я художник-дизайнер, училась во Владимире, на худграфе. Куда бы я могла пойти работать по специальности? Учителем ИЗО? Но это не так интересно, как песочные шоу, как рисование песком. Некоторые выпускники худграфа уходят в чистое творчество, но этот вариант не для меня: творить, не имея стабильных источников дохода, нет возможности – у меня трое детей, их кормить-одевать надо.

А вообще я стараюсь дело, которым занимаюсь, бизнесом не называть – это стратегически неверно для создания атмосферы в коллективе. Может быть, я где-то дома могу почитать умные книжки, поучиться, пообщаться с людьми, понимающими в развитии предприятия, но в стенах студии я стараюсь этого не делать. Потому что нельзя поднять бизнес, не имея помощников-единомышленников, так же, как ты, увлеченных этим проектом. А кто эти помощники? Это твои дорогие сотрудники. Если они будут думать о том, что результатом их труда станет твое и только твое благосостояние, то работать они станут спустя рукава.

Задача руководителя всем своим поведением, словами, делами доказать подчиненным, что это общее любимое дело.

И тогда люди и после работы останутся – доделать, придумать новое, поупражняться, и самосовершенствованием займутся. Для них работа станет творчеством!

Конечно, не все зависит от личности работодателя, но надо избавляться от некомандных игроков. К нам приходили такие соискатели вакансий. Их логика: я пришел, отвел занятие и ушел, и главное для меня получить деньги. Я спрашиваю: «Погоди, а как ты рисуешь-то?». Отвечают: «А, нормально, пойдет». Не пойдет! Я таким «работникам» сразу и безвозвратно говорю до свидания.

Создание коллектива, команды – это не первый, хотя и очень важный этап. А с чего начинается бизнес?

Я считаю, что любой бизнес начинается с идеи, с энтузиазма. Меня увлекло рисование песком, я стала думать, как можно это все организовать. На мой взгляд, если само дело, которым ты занимаешься, тебе очень нравится, то и бизнес пойдет. А если все затевается, исключительно ради прибыли, обогащения – это еще вопрос. Возможно, в каких-то отраслях ориентация на получение дохода и сработает, но не при реализации творческих проектов. Да, в определенный момент я почувствовала, что мне не хватает чисто экономических знаний и пошла учиться, но первоначально все-таки был интерес.

Вы считаете, что бизнесом может заняться любой человек? Или к этому должна быть склонность?

Склонность. Хотя, как говорили в одном советском фильме, для человека с интеллектом нет ничего невозможного. Но, согласитесь, заниматься нелюбимым делом – это каторга, еще страшнее – заниматься тем, к чему нет способностей. Обязательное условие: или врожденная купеческая интуиция, или детальный бизнес-план, разработанный специалистами. Пусть бизнес не уникальный, товары не уникальные, но в этом случае уникальным должен быть сам человек или его бизнес-план. Если у тебя нет ни того, ни другого – выходом может стать работа по франшизе. Предложений франшизы сейчас очень много, но нужно уметь выбрать подходящее предложение.

Что такое франшиза?

Это готовый бизнес. Владимирская студия рисования песком «СэндПРО» тоже работает по франшизе. Я бы такого сама придумать не могла. Все программы, которые нам предложила Москва, разрабатываются в институте психологии им. Л. Выготского. Это серьезные и уникальные разработки, и во Владимире их просто нет. Это наше конкурентное преимущество.

Сколько стоит франшиза?

Франшизы стоят по-разному: от десятков тысяч до десятков миллионов рублей. Кстати, во Владимире очень многие выбрали этот путь ведения бизнеса. Зайдите, например, в «Мегаторг» - очень высокий процент отделов, организованных по франшизе. И сферы деятельности очень разные – общепит, одежда, центры услуг, медклиники...

Когда я начинала, франшиза «СендПРО» стоила 500 тысяч рублей. Сейчас дороже, но люди все равно покупают. За два года почти в двух десятках городов открылись студии рисования песком под этим брендом, не только в России, но и за рубежом – Астане, Белграде, Алма-Ате, Праге.

Кстати, если вы думаете, что обязательные траты заканчиваются покупкой франшизы, вы сильно ошибаетесь.

Требования практически всех франшиз – общий стиль отделки помещения. Есть обязательства по оборудованию, площади, подготовке кадров, рекламы. Все это денег стоит. Кроме того, условие франшизы – ежемесячный платеж (рояльти), сумма которого может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

В Вашем конкретном случае, какие обязательства налагает франшиза?

Например, ни одна студия «СендПРО» не может оформить свои залы и кабинеты в холодных тонах. Минимальная площадь помещений – 60 квадратных метров. Местоположение студии – не во дворах, а на виду, там, где большой людской поток. Все художники, психологи, администраторы студии должны пройти тестирование у московских специалистов, и эта процедура обязательна не только при приеме на работу, она проводится ежегодно после прохождения обучения (раньше это называли курсами повышения квалификации) в Москве. Не прошел тест – не получишь сертификат.

Несмотря на то, что мы платим ежемесячно рояльти, руководителям «СендПРО» важно, чтобы специалист в другом городе соответствовал марке – по версии журнала «Форбс», «СэндПРО» входит в десятку лучших студий, детских кружков России, и это первая студия рисования песком у нас в стране. С каждым художником и психологом, прошедшем обучение, подписывается договор о конфиденциальности, потому что мы работаем по эксклюзивным авторским программам.

Серьезные обязательства. Но пока мы говорим только о требованиях франшизы. Есть ли плюсы?

Рояльти – небольшие, за них предоставляют новые программы, ежегодное обучение, бесплатные финансовые консультации, помощь в подборе персонала. Некоторое оборудование можно приобрести с серьезной скидкой. Для всех студий Москва бесплатно разработала сайт, что в век интернета, очень важный элемент продвижения. Но главный плюс – это выверенная стратегия развития бизнеса. Тебе не надо учиться на своих ошибках.

На что нужно в первую очередь обратить внимание при покупке франшизы?

На договор. В серьезных компаниях и договор серьезный. Он регламентирует взаимоотношения «головной конторы» и «филиала», накладывает обязательства на покупателя и продавца. Читать договор надо внимательно. Выполнять в точности.

Если в договоре не отмечена ваша эксклюзивность на данной территории, то стоит задуматься, не окажетесь ли вы в ситуации, когда в вашем небольшом городе вырастут предприятия-клоны, вынужденные конкурировать друг с другом. Пять фирм одинаковой направленности не выживут, элементарно на всех клиентов не хватит!

Как выяснилось, покупка франшизы не дешевое удовольствие... А еще есть риск нарваться на мошенников. Как проверить, стоящее ли дело тебе предлагают купить?

Собрать информацию из разных источников. Мне часто звонят совершенно незнакомые люди из разных уголков России (география обширна – от Мурманска до Кемерова), которые хотят у себя открыть студию рисования песком. Они находят о нас информацию в интернете, и выясняют, действительно, ли мы существуем, как у нас идет бизнес. Эта «разведка» совершенно нормальна. Другое дело, что, несмотря на то, что франшиза одна, условия в городах сильно отличаются. Например, в Мурманске аренда в два раза дороже владимирской, а в Праге за сто квадратов в месяц платят 7000 рублей. Как высчитать, не зная этих нюансов, когда предприятие выйдет на точку безубыточности?

Конечно, финансовые вопросы, которые задают «разведчики» очень важные, но я еще раз подчеркиваю, что важнее, с каким настроем человек берется за дело. Недавно одна барышня заявила: «Я хочу открыть что-нибудь для своих детей, думаю, что студия рисования песком мне подойдет». Мне кажется это не та мотивация, которая бы вывела ее студию на приличный экономический уровень. Кроме того, я в этом тоже уверена, нужно обязательно присутствовать в ежедневной жизни студии.

Я, например, выполняю функции администратора, это позволяет быть в курсе всех дел, я знаю абсолютно каждого клиента – ребенка, взрослого, знаю их потребности, пожелания.

Было пожелание – сделать выставку работ наших учеников. Сделали, подготовили более 90 работ тех, кто занимался и занимается в студии. Это было здорово! А если бы я сидела дома, приходила в студию как гость, разве я бы имела возможность держать руку на пульсе?

Мелкий бизнес ноет, что налоги душат...

Налоги, действительно, очень большие. Причем я даже не знаю, куда они идут, не чувствую, что эти деньги идут на благое дело. На выплаты пенсий? Мне очень интересно, когда говорят: «Мне государство пенсию платит». Не государство, а налогоплательщики, такие, как я, как другие предприниматели, как любой работающий человек, из зарплаты которого вычитают 13%.

Ежемесячно на обязательные платежи (не только налоговые, но и на коммуналку) без аренды и зарплаты у меня уходит порядка 50 тысяч рублей.

Еще одна проблема - кадры. Как Вы советуете подбирать персонал?

Испытательный срок – один из механизмов подбора. Он должен применяться для всех без исключения кандидатов.

С каким бы резюме не пришел человек, он должен показать себя и как профессионал, и как член команды, и как мой подчиненный.

Бывает, что из-за этого человека мои ноги не идут на работу. Но извините – это мое, они должны идти. И соответственно смотришь, как этот кандидат взаимодействует с администратором, психологом, художником. Если возникает недопонимание, конфликты, каким бы золотым специалистом новенький не был, он уйдет: мне целостность команды дороже.

В студии рисования песком дресс-код для сотрудников обязателен?

Поскольку мы работаем с людьми, важно, как выглядит наш сотрудник. У нас нет униформы, но одежда должна быть чистой, и подобрана со вкусом. Эти условия не моя прихоть, а специфика деятельности. 99% процентов наших клиентов – люди консервативные. Они вряд ли захотят, чтобы с их ребенком занимался неформал с серьгой в носу. Вторая, не менее важная часть работы студии – проведение песочных шоу. Художник, как минимум, должен красиво за столом смотреться.

Вы оказываете специфические услуги. Кто Ваши клиенты? Наверняка, люди состоятельные...

У нас много постоянных клиентов: есть совсем малыши (от 1,5 лет), есть взрослые. Для всех категорий разработаны особые программы рисования песком и психологические.

Когда говорят, что к нам ходят только дети богатых родителей, это абсолютно не так. К нам приводят ребят из обычных семей. Люди стали понимать, что наши развивающие программы, основанные на синтезе психологии и рисовании песком, - потребность.

Рисуют дети

Вообще я могу сказать абсолютно точно, что наши занятия - это долгосрочное вложение в детей. Главное - вы должны знать, какую цель преследуете, когда ходите на занятия. У нас всегда есть результат, и вся наша работа (от самих занятий до обстановки в студии, до музыки, которую мы включаем) подчинена тому, чтобы развить, научить, решить проблемы. Так недавно у нас было введено чтение вслух, бесплатное. Ребенка можно привести к нам на час, и мы будем ему читать вслух. Дома ведь сейчас никто практически вслух не читает. Мы перестали ставить какие-то мультики, хотя есть телевизор, дети и так дома часами смотрят.

А что касается отношения людей, то оно разное: кто-то заходит в студию и радуется тому, что во Владимире можно получить такую услугу, а кто-то, даже не выясняя, чем мы тут занимаемся, ради чего работаем, смотрит только на прайс.

А насколько востребованы во Владимире песочные шоу? Может быть, и в сфере развлечений мы остановились на уровне «пойду схожу на концерт заезжей поп-звезды»?

Скорее всего, лучше пойду поем на эти деньги. К сожалению, из всех развлечений наши люди предпочитают еду. За котлеты они готовы заплатить хорошие деньги, а песочное шоу – дорого. Но это скорее претензия не к зрителям, а к организаторам праздников, вечеринок, корпоративов. При планировании бюджета они закладывают стоимость песочного шоу, даже не выяснив, сколько это может стоить. Хотят, чтобы за 5 рублей им показали чудо. Чудо у них по прайсу стоит 5 рублей.

Но удивите людей! Пусть это будут не только шарики! Наш художник Елена Свириденко единственный сертифицированный специалист, мастер рисования песком в городе и области. Работа ее уровня, например в Москве или Нижнем, стоит на порядок выше. И дело тут не в столичных замашках.

За качество надо платить, высококвалифицированный труд должен быть хорошо оплачен.

И искусство, а рисование песком – это искусство, оно тоже стоит денег. Когда мы выезжаем на шоу, люди смотрят на экран, не отрываясь, просто замирают. Они согласны за это платить, и думают, что это стоит гораздо дороже, чем они заплатили. Но заказывают менеджеры – их задача, видимо, сэкономить, а не удивить.

Юлия, не жалеете, что ввязались в такой хлопотный проект?

Конечно, нет! Моя студия - не только интересный творческий проект, работа, доход, это мой четвертый ребенок. А детей надо любить и развивать.

Комментарии

НК
Николай Кондратюк 18 февраля 2014 в 22:16

Юлия молодец! Мои дети тоже остались очень доаольны.