Высокие крыши города
Знакомство с владимирским руфером «Архангелом»
В 2010 году появился документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», показывающий всемирно известных граффитчиков за работой, а также интервью с ними. Фильм обрел бешеную популярность, получив рекордное для документального, количество одобрительных отзывов критиков и зрителей. Выдвигался на «Оскар» и пробудил устойчивый интерес к тому, что называется стрит-артом.
Среди тех, кто занимается стрит-артом, есть руферы (от англ. roof — крыша) - те, кто забирается на крыши, чтобы сделать фото, нарисовать граффити.
Старт33 решил побеседовать с владимирским руфером «Архангелом», создателем группы ВКонтакте «Высокие крыши Владимира».
— Привет. Откуда такой ник, кстати?
— Ник «Архангел» придумал в 2008 году, для игры в «Бойцовский клуб». Это нечто светлое. К религии отношения не имеет.
— С чего все началось: с крыш или фото?
— Вообще, лазил по крышам еще с детства. В 2006 году появился телефон с камерой, тогда начал фотографировать с крыши. Потом появился фотоаппарат, сначала «мыльница», потом «зеркалка». Последние семь лет жил в Москве. Фотографировал столицу. Полгода назад вернулся во Владимир. Сейчас работаю недалеко от областного центра, занимаюсь туризмом.
— Как много фотографируешь?
— Если есть вдохновение, могу ползать весь день и всю ночь в поисках интересных кадров. Обычно, делаю сразу много, чтобы потом выбрать. Получается где-то треть, из которой выбирается то, что пойдет на обработку.
— Ты готовишься к «восхождению»? Что берешь с собой?
— К фотографиям особо не готовлюсь. Был случай зимой. Когда я увидел, что из подъезда высокого дома вышел мужчина с собакой, я быстро собрался и, когда он возвращался, зашел с ним в подъезд. Забрался наверх и начал фотографировать. Был январь, я фотографировал минут 20, отогревался, потом опять фотографировал.
Кроме теплой одежды на крышу я беру музыку в плеере. Чтобы не было скучно. Иногда можно просто пойти послушать музыку, ничего не снимать.
— Как попадаешь на крыши?
— Фотографировал из дома «лесенкой» на Студеной. Крыша была закрыта, но на каком-то этаже была открытая квартира и там были ремонтники. Я, не спрашивая, зашел в квартиру, прошел на балкон с серьезным видом, начал фотографировать. Никто слова не сказал. Потом вышел.
Еще был случай осенью. Шел с работы в костюме. Увидел интересную крышу. Пробрался через открытую дверь, не в подъезд, где квартиры, а в отдельное пожарное помещение. Там одно окно на два этажа. Забрался на самый верх, перед выходом на крышу услышал голоса. Подумал и рискнул войти. Зашел на крышу, а там таджики что-то делали, замолчали, посмотрели на меня – а я в костюме, ботинках, с фотоаппаратом. Минутная пауза, после чего они все бросили и убежали работать. Я залез на крышу, пофотографировал, слез, попрощался с этими ребятами и ушел.
Вот недавно ночью пошел гулять, был фотоаппарат под рукой. Позвонил другу. Тогда мы полезли на градирни ТЭЦ. Перед тем, как туда залезть, мы видели сделанные оттуда дневные видео, фотографии. За месяц до того, как туда залезть, я встретил человека на крыше, который не фотографирует, а рисует граффити. Он сказал, что бывал на градирнях, рассказал, как туда попасть. Все там, в принципе, доступно и открыто, смотря с какой стороны идти. Также наткнулся на группу ВКонтакте, посвященную заброшенным местам во Владимире. Там тоже рассказывалось, как забраться. Сначала решили лезть на красные трубы, но там все жестко, забор с колючей проволокой, охрана вокруг по периметру, камеры. Решили пойти на градирни, там никого не было, все тихо.
— Не страшно было?
— На ТЭЦ было лезть страшновато. Там труба кверху шире становится и, соответственно, лезешь под откос. Вообще, спускаться всегда страшнее, чем лезть наверх.
— А был ли проблемы с охраной, полицией?
— Как-то увидел высокий дом, захотел на него залезть, минут 15 ждал, пока кто-то выйдет из подъезда, зашел. Времени было где-то полдвенадцатого ночи. Там сидела консьержка, которая мне что-то говорила, но я был в наушниках и ничего не слышал. Прошел в лифт, поднялся наверх и залез на крышу. Спокойно пофоткал, часа через полтора слез, погрелся на чердаке. Тогда даже подумал, посидеть до рассвета, чтобы сфотографировать его, но раздался шум. На крышу ворвался отряд полиции, это уже было полвторого. Сказали, что два часа ищут меня по всему дому после обращения консьержки.
Вывели меня, посадили в машину, попросили написать объяснение. Написал, что залезал на крышу с целью фотографировать. Сказали, что это закрытое помещение, лазить туда нельзя и отпустили. Я там не курил, не пил, наркотики не употреблял и ничего не портил, так что в принципе, это не запрещено.
— Фото выкладываешь в первозданном виде или обрабатываешь?
— Сам процесс съемки – малая часть работы над фотографией, может половина. Когда снимаешь, стараешься поймать момент, а на компьютере уже пытаешься этот момент выразить. Иногда не получается сразу словить то, что у тебя было в голове.
Часто в ночных фотографиях много красного или желтого, стараюсь такие вещи править. Со штативом по крышам неудобно ползать, иногда приходится ставить фотоаппарат на что-то не особо горизонтальное, потом выравнивать в программе горизонт.
Я сохраняю все фотографии только в оригинале. В обработке выкладываю в интернет, а из компьютера удаляю. Исходники оставляю, потому что к ним можно потом вернуться по настроению.
— К кому себя относишь, к фотографам-любителям или профессионалам?
— Я отношу себя к любителям, потому что профессионал – это тот, у кого фотография главное дело, кто этим зарабатывает. Для меня это хобби, я не могу сказать, сколько это занимает у меня времени в месяц, в неделю, потому что зависит от настроения.
— Не задумывался о том, чтобы этим зарабатывать?
— Не задумывался, но предлагали. Вот недавно от одного мобильного оператора поступило предложение сделать несколько снимков с крыш. Сделал, заплатили за работу, залили в интернет.
— Ты общаешься с владимирскими фотографами?
— Общаюсь, но мало. Те люди, которые ползают по крышам, стараются не привлекать к себе внимания.
— Где хотел бы побывать?
— Не был на башне на Всполье. Она охраняется, там стоит видеокамера на саму лестницу. Я пробовал подойти туда, меня не пустили на территорию. Не знаю, что это за организация. У меня была даже идея устроиться туда на работу.
В принципе, периодически на нее кто-то ползает. Встретил человека, который рисует граффити, он сказал, что был там уже четыре раза. Как туда добраться, правда, не стал говорить. Однажды его там засекли, когда спускался. Но он успел перелезть через забор и убежать.
Я лазил однажды на подобную вышку, но в области. Доехал до нее на велосипеде, залез. Но наверху не особо удобно фотографировать – башня заметно шатается из-за ветра.
— Где тебя можно найти в интернете?
— Сначала выкладывал фотографии на свою страничку ВКонтакте. Позже, созрела идея создать группу, где бы собирал все фотографии в одном месте, привести в порядок то, что было разбросано по компьютеру.
Группу создавал для себя, но потом народ подтянулся, дело закрутилось, люди стали просить выкладывать больше и больше. Есть фотографии, где по 200-300 лайков.