Придет серенький волчок
Зачем младенцу пустышка, колыбельная и мамин поцелуй
Наши бабушки пели своим детям потешки, качали их в люльке и давали соски из нажеванного хлеба. Сегодняшним продвинутым мамам все это кажется устарелым, смешным и ненужным. Они читают умные книжки и пытаются применить на практике десятки новомодных методик воспитания, - а потом огорчаются, что их чадо в три года не говорит, предпочитая изъясняться жестами. Между тем современная наука доказала эффективность и действенность народной педагогики. Как избежать роковых ошибок и почему нельзя отказываться от опыта предков, объяснила медицинский психолог Ольга Очнева, зам. директора по педагогической работе Центра патологии речи и нейрореабилитации.
— Ольга Николаевна, это правда, что число неговорящих и плохо говорящих детей в наше время растет? С чем это связано?
— Это так, и причин много разных. В том числе и органических, неявных, которые лечить надо бы пораньше, но многие родители не хотят видеть очевидного и придумывают всяческие оправдания. Вспоминают, что папа ребенка поздно начал говорить, и так далее. Но у папы для этого могли быть одни причины, а у ребенка совсем другие, и если в 3 года он не говорит, надо обязательно обращаться к специалисту. Первым делом к логопеду. Есть проблемы чисто логопедические – плохо сформирован речевой аппарат, мал словарный запас, с ребенком мало говорят или говорят не так, и тут логопед может помочь.
Если же есть другие проблемы, которые вне компетенции логопеда, – тут уже нужен невролог, психиатр. Но у нас родители очень боятся специалистов с приставкой «психо», очень остро реагируют – нет, только не это! И даже когда ребенок явно болен, это отрицается. И в результате время упущено.
Сейчас довольно большое количество детей с аутичным поведением. При этом «чистой», классической картины аутизма мы почти не наблюдаем, это именно аутичное поведение, полевое – как будто ребенок один в чистом поле и ничего вокруг нет.
— Как родителям заметить симптомы аутичного поведения, по каким признакам? И в каком возрасте это будет видно?
— Аутисты рано дают о себе знать, уже в младенчестве, если родители внимательны, то увидят, что в 2-3 месяца у ребенка есть (или нет) комплекс оживления – ребенок радостно реагирует на приближение взрослого, двигает ножками, ручками, улыбается. Он узнал человека, хочет общаться – это первые социальные моменты в младенческом возрасте. Тогда как аутист устанавливает связь только с мамой, остальных членов семьи воспринимает как посторонних, не реагирует на игрушки, выбирает из них только одну, все новое вызывает у него бурный протест, из квартиры он выходить не хочет.
Аутисты очень любят зеркало–общение с самим собой. Или это очень заторможенные дети – куда посадили, там и сидят. Много стереотипных действий. Такой ребенок может часами из стаканчика в стаканчик водичку переливать, а родители рады – тихо сидит, занимается...
Этих детей мы стараемся социализировать с раннего возраста, не отрываем от общества, а стараемся в нем укоренить.
— Но ведь на развитие речи могут повлиять и ошибки в воспитании. Как их избежать? Что совершенно необходимо делать молодым мамочкам, а от чего отказаться?
— Сейчас очень много веяний, в том числе и с Запада. С чем мама столкнулась, что на нее повлияло – бог весть, но зачастую отвергается то, что делали бабушки и мамы. А есть вещи, которые от времени не зависят, есть законы формирования головного мозга, где действует принцип «всякому овощу свое время», есть то, что ребенок обязательно должен получить от своих родителей своевременно.
Грудному младенцу очень важен эмоционально-личностный контакт с мамой. С самого начала очень важно, чтобы мама уделяла ему как можно больше внимания – брала на руки, улыбалась, разговаривала, песенки пела соответственно его возрасту. Берем то, что дошло до нас из устного народного творчества – попевки, потешки, колыбельные. Тот же «серенький волчок» - вроде бы страшилка какая-то. Но кроме лексического значения, которое младенец просто не поймет, тут есть определенный звукоряд с большим количеством щипящих и свистящих – они успокаивают, а также определенный ритм и строй.
— Значит, укачивать ребенка все-таки нужно? А некоторые считают, что это баловство, незачем качать, положил – и пусть засыпает сам!
— Надо укачивать! Наши бабушки-прабабушки не зря качали своих малышей. Люлька привешивалась к потолку, мать спала рядом на лавке и качала свое дитя.
Но надо укачивать ласково, по-доброму, любя. А вот трясти со злостью - нельзя! Швырять ребенка - нельзя! Иначе – инсульт головного мозга. У младенцев очень хрупкие сосуды, и микроинсульты у них случаются не реже, чем у людей пожилого возраста. Очень часто. Просто никто этого не замечает. Ну плакал ребенок, утрясли его, и он спит, спит очень долго, 4-5 часов, и все рады – дома тихо, мама все дела переделала. А там микроинсульт. Ни в коем случае нельзя этого допускать. Тогда как укачивание дети очень любят, и на качелях качаться, и кружиться до головокружения – все это им необходимо.
— А пустышки, много раз разруганные, тоже зачем-нибудь необходимы? Или можно обойтись без них?
— Абсолютно разное отношение к этому предмету. Стоматологи ругают, говорят, что пустышка вредит прикусу. Но с точки зрения формирования головного мозга она нужна. Сосание – это ритмизация. Когда ребенок спит, он не двигает руками и ногами, но пустышку подсасывает, и это дает зарядку головному мозгу. Пустышка нужна до 1 года, когда ребенок спит. Если вспомним домострой – соска тогда была, ребенку давали жеваный хлеб в тряпице.
Помимо головного мозга, соска формирует речевой аппарат, развивает его мышцы. В год плюс-минус два месяца от пустышки надо отказаться, отучить самим, не оставляя это неприятное дело на воспитателей в детсаде. В это время ребенок уже пробует твердую пищу, жует – это развивает другие мышцы речевого аппарата, язык. Но сейчас в плане пищи – тоже перекос: появился блендер, и детей подолгу оставляют на жидкой пище. Одно дело протирать пюре вручную, и совсем другое – нажать кнопочку на блендере. Теперь воспитатели в садиках жалуются, что 3-летние, а то и 5-летние дети не умеют жевать твердую пищу, давятся. И речевой аппарат у них тоже не развит.
— То есть благо цивилизации, которое облегчает жизнь взрослым, идет во вред развитию ребенка?
— Да, и блендер тут не единственный враг. Про памперсы говорят много, но, наверное, не лишне повторить: пользоваться ими надо дозированно, ночью или во время прогулок. В противном случае ребенок не приучается к горшку, у него не сформирован рефлекс, он часто страдает энурезом. И еще один нелюбимый мною предмет, тоже очень удобный для мамочек – это ходунки.
— А они чем плохи?
— Тем, что ребенок благодаря ходункам минует стадию ползания, а она совершенно необходима, значение ползания трудно переоценить.
Возьмем очевидное – развитие опорно-двигательного аппарата. При ползании развиваются совсем другие мышцы, чем при ходьбе. Но главное – развитие мозолистого тела в мозге, которое соединяет оба полушария. От мозолистого тела зависит быстрота мыслительной деятельности. Ползание как раз и запускает развитие мозолистого тела. Для этого надо, чтобы работали одновременно оба полушария головного мозга, то есть должны работать одновременно, но по-разному и левая, и правая половина туловища. При ползании так и происходит: движется левая коленка и правая рука, правая коленка и левая рука.
И третий момент – у ребенка при ползании формируется внутренняя карта пространства, необходимая для ориентирования. Когда мы идем, все видим, когда ползем, многое не видим и должны мысленно «сфотографировать» окружающее пространство, чтобы доползти куда надо и ни во что не врезаться.
Родители гордятся: «А наш совсем не ползал, сразу пошел!» И очень плохо, что сразу. Доказано, что не ползавшие дети впоследствии испытывают трудности с изучением геометрии, черчения, где необходимо пространственное воображение, путают лево и право, особенно в зеркальной проекции, страдают так называемым «топографическим кретинизмом».
— Спасибо, что объяснили, а я-то думаю, откуда у меня этот топографический кретинизм... Оказывается, ползать надо было!
— Одним из методов нейрокоррекции является ползание. Он применятся для формирования разных отделов головного мозга. Дети и под стульями проползают, и «донесение» несут, прижав одну руку. Очень хороший метод.
— Давайте вернемся к развитию речи. Когда ребенок начинает говорить на своем ломаном детском языке, родители должны с ним говорить так же? Все эти «бух», «топ», «ням-ням». Или надо обращаться к ребенку по-взрослому, без сюсюканья?
— Взрослый говорит с ребенком взрослыми словами, при этом задает эталон речи. Как собачка кричит? Ав-ав. Ребенку трудно сказать «собачка», но легко «ав-ав». И это нормально как первый этап развития, как счет на пальцах перед тем как научиться считать в уме. Некоторые дети могут целую сказку рассказать на своем детском языке – дед, баба, ко-ко, бух... Он говорит осмысленно, понимая, что хочет сказать. Но когда ребенок уже говорит, недопустимо взрослым разговаривать с ним «детскими словами».
— А если он «застрял» на этой стадии? Когда пора забеспокоиться и обратиться к логопеду?
— Некоторые родители жалуются, что к логопеду не берут до 5 лет. Действительно не берут детей с нарушениями звукопроизношения, когда ему плохо даются сонорные, шипящие звуки. Нет смысла брать – это или само проходит, или артикуляционный аппарат еще не готов. Все меняется очень быстро: сегодня не говорил «р», а завтра пришел из садика и зарычал. Кстати, пребывание в детсаду очень стимулирует речь – надо же общаться!
Это не касается тяжелых дефектов: полное отсутствие речи, каша во рту, слишком медленная или слишком быстрая речь, заикание. Здесь надо начинать занятия чем скорее, тем лучше, особенно в случае заикания. Логопедическая помощь возможна с младенченства.
— А с какого возраста можно начинать читать ребенку книги? Когда не слишком рано?
— С какого угодно. Рано можно все – брать в бассейн, на выставку абстрактного искусства, на концерт. Посадила в слинги – и с собой. Эти впечатления не пропадут, никуда не уйдут, в свое время на эту информацию ляжет другая, и процесс развития пойдет быстрее.
А у книжек есть странички, картинки, это один из предметов окружающего мира, и он очень интересен. Чтение обогащает словарный запас. К тому же у детей очень развит механизм подражания. Мама читает – и я буду читать. Можно даже запустить речь у неговорящего ребенка с помощью «договаривания». Мама читает любимую книжку – делает паузу – ждет, когда ребенок закончит фразу.
Маленькие дети любят по многу раз слушать одно и то же, это особенность возраста, не надо раздражаться, что, закончив книжку про Незнайку, ребенок опять просит про Незнайку. Ему надо до-понять смысл, до-усвоить новые слова, а для этого услышать не по одному разу. А может быть, в книжке есть герой, которому хочется подражать, который ассоциируются с ним лично.
— Но дети просят почитать им, даже когда сами уже умеют. Моя дочь научилась читать в 5 лет, но каждый вечер ритуал «почитать!» соблюдался неизменно...
— Именно - ритуал. Он хорош для установления эмоционального контакта. Мама и ребенок вместе погружаются в одну и ту же книжку, до дыр зачитанную, вместе вспоминают, на чем остановились в прошлый раз. Ребенок рядом с мамой, уютно устроившись, прижавшись к ней. Все маленькие дети кинестетики, им важно ощущать мамино тепло, запах, чувствовать, как его гладят по голове.
Не для того, чтобы нормально себя чувствовать, а просто выжить. Ребенку нужно сесть к маме на колени, прижаться, обнять, нужно, чтобы мама его целовала и ласкала. Контакт глаз, когда мама смотрит с любовью. Не это вот – «в глаза мне смотреть!», а именно с любовью. Им это жизненно необходимо.
Я нередко рекомендую родителям детей в сложном подростковом возрасте, когда теряется эмоциональный контакт, как раз читать им вслух. Это работает. Эмоциональный контакт – фундамент воспитания. Если рушится он – рушится все остальное, но многие загруженные мамы, искренне любящие своих детей, никак не проявляют свою любовь, считая, что подарков и покупок вполне достаточно. Знаете этот грустный анекдот – «до пяти лет я думал, что меня зовут «отстань!» И здесь в нашем учреждении мы часто наблюдаем это отсутствие эмоционального контакта между детьми и родителями.
За эмоциональный контакт всегда отвечают родители. Взрослый может за себя постоять, ответить, уйти. Ребенок не может. Ребенком быть трудно, поэтому я всегда на стороне детей.
P. S. Каждый ребенок – индивидуальность, и в одной статье невозможно осветить все нюансы и дать универсальные рецепты. Ольга Николаевна пообещала, что на вопросы читателей Старт33 ответит лично. Единственное условие: заочно, не видя ребенка, она не консультирует. Если есть вопросы – записывайтесь на прием по телефону 21-68-69. Кстати, в Центре патологии речи и нейрореабилитации (ул. Комиссарова, 65) есть не только логопед, но также медицинский психолог, психиатр, невролог. И все консультации здесь бесплатные.