Владимир сквозь кинокамеру

Молодые киношники сняли фильмы о городе

Жителей Владимирской области киносъёмками удивить трудно – не зря Суздаль носит неофициальное звание «русского Голливуда». Но в этот раз повод выдался особый – в течение трёх недель во Владимире базировалась международная летняя киношкола ВГИК. Этому проекту пять лет, и до Владимира в поле зрения молодых документалистов из разных стран были Ярославль, Казань, Азов и Светлогорск.

Суть киношколы в том, что в течение 20 дней студенты различных кинематографических школ мира, массово выехав в провинциальный город, создают о нём свои короткометражные документальные ленты. Поддержку молодым творцам оказывают руководители киношколы, и в частности её худрук режиссёр Владимир Фокин, а также маститые документалисты, которые дают мастер-классы и показывают свои фильмы.

Сами участники – начинающие режиссёры, операторы и продюсеры, которые составляют небольшие творческие группы. Но если про деятельность первых двух всё предельно понятно, то присутствие продюсера, казалось бы, - зачем?

Наша задача была в том, чтобы организовывать процесс, помочь найти героев, - рассказывает начинающий продюсер Яна Игнатова. - Ещё нам надо было распределить звукорежиссёров на все группы, потому что групп было семь, звукорежиссёров пять, а комплектов техники – три. Потом нашли четвёртый, что нас и спасло. Ну и конечно, подгоняли наших режиссёров, чтобы они в срок доделали фильм.

Будущие продюсеры предостерегают: не стоит их воспринимать исключительно как ответственных за организационную сторону. Они – тоже творческие люди и вносят свой идейный вклад в дело.

Важно, что в киношколе взаимодействуешь со съёмочной группой. Здесь продюсер – человек, который может непосредственно повлиять на проект и развивать свою идею, направлять режиссёра, и в этом плане здесь гораздо интереснее, чем на каких-то учебных проектах, где занимаешься только организацией, - говорит коллега Яны Егор Савин.

Результат общих трудов – пять десятиминутных документальных лент на тему «Владимир - настоящее как память о прошлом». Героями небольших фильмов стали люди, места, события...

Храповицкий и отроки

В ленте Андрея Феночки «Дом без хозяина» затронута тема, волнующая многих владимирцев, да и не только – судьба усадьбы Храповицкого. Герои короткометражки – муромцевские подростки, которые водят экскурсии по знаменитому замку. Оказывается, слава о них докатилась аж до столицы, и Андрей к ним приезжал целенаправленно.

Владимир Петрович (Фокин, - авт.) нас предостерегал, говорил, что за ними может стоять мафия, что они все деньги кому-то сдают. Хотя мне в это слабо верилось, и эти представления развеял первый же мальчик, которого мы там встретили, - рассказывает молодой режиссёр. - Кстати, денег они с нас не брали, всё-таки съёмки фильма.

Приём контраста: рассказы о былой роскоши усадьбы и видеоряд – развалины, исписанные стены и муромцевские отроки на мотоциклах. А чтобы усугубить впечатление – старые фотографии усадьбы во всём великолепии в качестве сопровождения к финальным титрам. Тем не менее, личное мнение режиссёра отличается от позиции борцов за восстановление замка Храповицкого.

Я не уверен, что усадьбу сейчас возможно реставрировать - очевидно, это потребует колоссальных вложений. А в восстановленном виде, я не уверен, что она вообще кому-нибудь будет нужна. Интерес этого места в его нынешнем состоянии. И мне кажется, в том числе, и в этих мальчишках.

Владимирское многоголосье

Молодой сербский режиссёр Марко Джоржич творчески взглянул ещё одно «культовое» место – Боголюбовский луг. Отправной точкой для сюжета стала легенда о том, что жену-предательницу Боголюбского Улиту заживо уложили в гроб и утопили в озере, которое стало после этого называться Поганым. И решил Марко порассуждать о суевериях. Слышат ли голоса мёртвых местные жители? В помощь участникам киноэксперимента была звукооператорская «пушка». Но даже техника не уловила ничего мистического: только птички, пчёлки, комарики.

Мы тоже ничего мистического не слышали, - говорит Марко. – Единственное, что с нами случилось необычного – на поле встретили парня, катающегося на велосипеде. Мы спрашивали людей, во что они верят, но никто ничего особенного не рассказывал. А этот парень стал рассуждать о суевериях, лохнесском чудовище, Гарри Потере... Он и стал главным героем фильма.

Голосам, но уже живых, посвящена и работа австрийца российского происхождения Алексея Лапина, в итоге получившая приз киношколы за лучшую режиссуру. В своей ленте Алексей соединил пейзажи Владимира с историями горожан. Благодаря соцсетям нашли девушку-фотографа, устроившую для съёмок фотосессию в славянском стиле. А за историями пошли в народ.

В начале съёмок у нас уже был герой-звонарь, который будто смотрит на всех с высоты. А все остальные – дело случая, - рассказывает Алексей. - Начинали с улицы, и часто случалось так, что люди, которых мы встречали, вели нас к своим знакомым, и так постепенно нашлись герои. Хотя человек, который проиграл квартиру матери в казино, – я просто постучался к нему в дверь, и он открыл.

По словам Алексея, работать было непросто: нужно было ждать, пока люди раскроются перед камерой. Большинство говорили, что живут «нормально», а вот вопрос «Вы счастливы?» ставил отвечавших в тупик.

Я увидел во Владимире много маленьких проблем, которые делают людей злыми, - говорит режиссёр. - Ну, например, кто-то снимает скамейки, чтобы люди потом покупали новые - мы много во дворах искали героев, и некуда было сесть. Транспорт – не знаю, как люди… Приходилось долго ждать. Это, конечно, мелочи, и я думаю, со временем всё решится. У меня много и хороших впечатлений осталось, очень мне понравилась эта экспедиция.

«На память» о войне

Немка Гудрун Грубер посвятила свою работу теме, непосредственно касающейся обеих наших стран, - Великой Отечественной. По словам режиссёра, молодое поколение немцев не знает отношения россиян к той войне. Сама Гудрун заинтересовалась вопросом после года, проведённого в Австрии, - стала изучать источники, проводить исследования, касающиеся хода войны и её последствий. В России документалистка решила сосредоточиться на том, что осталось «на память» о войне, и объектом её внимания стало немецкое кладбище в Камешковском районе. Эрлангенцы помогли Гудрун связаться с владимирским историком Виталием Гуриновичем, который и направил режиссёрские стопы. Уже здесь были найдены и герои.

Я встречалась и с людьми очень старыми – из тех, что работали в лагерях, - и с одним молодым человеком, приверженцем национал-социализма. Это очень интересно, поскольку в Германии таких людей нет, и мне было любопытно послушать их размышления, - рассказывает Гудрун. - Мое главное правило – узнавать личное отношение. Меня не столько интересовали факты, сколько личные истории, воспоминания. Но, конечно, далось мне это все непросто из-за незнания языка.

На выпуск фильма было слишком мало времени, сетует Гудрун. За полтора дня нужно было просмотреть весь отснятый материал и выделить самое важное, поэтому, по мнению режиссёра, фильм пока далёк от идеала. В планах немецкой документалистки – доработать ленту, но уже дома. А там, возможно, запустить более крупный проект о ветеранах.

Всемирное равенство

Приз киношколы за лучший фильм отправился в Индию – награду получил Хитеш Лия за ленту «Мой русский дневник». Индийский режиссёр, и он же оператор, в фильме рассказал свои впечатления о пребывании во Владимире, о том, как искал сходства и различия двух стран. От бытовых и языковых проблем - к глубокой философии и глобальной любви: в итоге Хитеш пришёл к выводу, что здесь люди так же, как и в Индии «радуются, удивляются, стесняются камеры, любят, ищут смысл жизни». Красивые виды (через линзу камеры Хитеша Владимир выглядит действительно сказочно), красивые люди, красивые мысли – и позитив зрителям обеспечен надолго. Кажется, и сам режиссёр составил о путешествии приятное впечатление.

До поездки в Россию я слышал всякие истории, - рассказывает Хитеш. - У русских весьма специфический язык. Они довольно закрытые люди. Из-за этих трудностей многие индусы считают, что русские очень неприветливы. Но такое впечатление складывается, если с ними не поговоришь. Что касается моего личного мнения – русские весьма дружелюбны. А такой разрыв происходит, скорее всего, из-за языка. В процессе съёмок я ещё заметил, что русские квалифицированны и культурно образованы.

Хитеш планирует показать ленту студентам киношколы, которую окончил сам, и, может быть, поучаствовать в каком-нибудь хорошем индийском кинофестивале – снимают и показывают в этой стране не только знаменитые в России ленты Болливуда, но и серьёзное документальное кино.

Надеюсь, люди познакомятся с моим видением России. Хочется верить, что они это оценят», - говорит режиссёр.

Льва – нам, а Чебурашку - Китаю

Параллельно с киногруппами, но в Москве, работала и секция анимации. За несколько дней до завершения киношколы её участники приехали во Владимир и тоже представили отчёт о проделанной работе – анимационные тесты (короткие зарисовки в различных техниках) и небольшие мультфильмы. Работы, в основном, были посвящены юбилею киношколы и, конечно, городу Владимиру. Пластилиновый мультипликационный фильм белорусских аниматоров Анны Белоусовой и Фёдора Шурмелёва вообще мог бы стать рекламой региона – тут и лев с герба, и достопримечательности, и по-белорусски позитивный посыл.

Мы изучили историю Владимира, честно, - говорит Анна. - Первые два вечера штудировали Интернет, чтобы не ошибиться, потому что сами знаем: это важно. Когда говорят, что у Белоруссии нет истории или что она такая же, как и у России – это нам очень обидно. Поэтому к вопросу прошлого Владимира мы подошли ответственно.

Наравне с белорусами приз за свою работу получил китаец Гу Цицзюнь, студент ВГИКа. Его мультфильм называется «Дорога во Владимир» и отражает пятилетнюю историю киношколы. Как рассказал начинающий аниматор, Китай первым в Азии выпустил мультфильм – ещё в самом начале XX века. Сейчас, как и во многих областях, китайцы впереди планеты всей – по количеству создаваемой в стране анимации. Это не только собственные ленты, но и мультфильмы, нарисованные по заказу японских и американских режиссёров. А вот интересных идей в стране не хватает, поэтому-то и не знают в мире китайской анимации.

У нас обычные люди, не очень творческие – ну, мозг такой, - говорит Гу. - А русские часто придумывают такие идеи, которые мы не смогли бы. Кстати, сейчас Китай приобрёл права на персонаж – Чебурашку, и будут сниматься свои фильмы о нём. В Китае такая традиция – усердно работать. Можем трудиться без выходных, точно ко времени всё сделать. Поэтому мультфильмов много по количеству, но, мне кажется, ещё надо стараться в плане творчества.

Перспективы для будущего режиссёра-мультипликатора в Китае прекрасны: хочешь мультфильм снять – вот тебе бюджет, хочешь открыть собственную студию – вот тебе государственные дотации. Российским коллегам Гу о таком можно только мечтать...

Мы посещаем разные мастер-классы, встречаемся с режиссёрами - и коммерчески успешными, и с артхаусными, - рассказывает студент ВГИКа, участник секции анимации Михаил Солошенко. - И так получается, что приходит режиссёр типа Тимура Бекмамбетова и говорит: «У меня такой-то фильм, на такую-то аудиторию рассчитан. У меня всё есть, нужно столько-то денег, нужно столько-то заработать». А когда приходит какой-нибудь такой режиссёр... Юрий Норнштейн, например. Понятно, что он снимает шедевры. У него в голове что-то там крутится… Но кто ж ему денег даст? Ходили на «Союзмультфильм»... Живут бедно. И это печально.

Но аниматоры счастливы – им много не надо, - добавляет Михаил.

Так что студент ВГИКа не печалится. Тем более, сейчас в знаменитом вузе готовят не просто режиссёров-аниматоров, а специалистов по мультимедиа, то есть, выпускники факультета смогут снимать не только мультфильмы, но и разнообразные клипы-ролики-рекламы. А может и кино. А уж в этой сфере молодое поколение киношников наблюдает позитивные тенденции.

Российский кинематограф развивается, - считает будущий продюсер Егор Савин. - У нас, к сожалению, в 90-х и 2000-х был кризис кинематографа, когда советская система развалилась, и получилось так, что вся столетняя история нашего кинематографа просто была выброшена в мусорное ведро. Но начались новые ступени развития. Я сейчас говорю не о художественной ценности, только о коммерческой стороне вопроса, потому что без денег, естественно, фильм не снимешь. Эти две позиции, конечно, должны развиваться параллельно, чтобы процесс шёл в правильном направлении. Но я думаю, что мы движемся именно в нём.

Судьбы лент, снятых в рамках киношколы, различны и зависят от работы продюсеров – станут ли те продвигать короткометражки на профильные фестивали. Увидят ли владимирцы то, что натворили молодые киношники и аниматоры, - тоже под вопросом. Но, по крайней мере, диск с работами участников киношколы уже подарен областному Департаменту культуры и туризма.

Автор благодарит за помощь в переводе Екатерину Кокурину.