Вам шашечки, или ехать…
Трудовые будни извозчика без прикрас
Больше века назад (а именно, 22 марта 1907 года) на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками «таксиметрами». С тех пор индивидуальный городской транспорт называют такси, а 22 марта извозчики всего мира отмечают свой профессиональный праздник.
На просторах Владимира сегодня работает более двух десятков таксомоторных фирм. Как во всякой сфере обслуживания, есть и тут специфические секреты мастерства. О них нам поведал один «матерый» извозчик, пожелавший остаться неизвестным...
— Стаж в такси у меня уже 10 лет, я, правда, и не планировал здесь работать. Бизнес рухнул, деньги закончились, а жить-то надо на что-то? Вот и пошел возить. Да так и остался. Вообще, тут разные люди работают. У кого-то просто неприятная ситуация в жизни произошла, без работы, например, остался, а кроме как водить, больше ничего не умеют. Знаю многих водителей с хорошим образованием. У нас даже один врач-офтальмолог трудится. Есть и такие таксисты!
Тем, у кого с нервами не все в порядке, кто с людьми не может работать — тем лучше вообще в такси не соваться. Бывает, что водителей увольняют просто, потому что жалоб на них много. Ну и наоборот, премировать могут, если клиенты довольны твоей работой.
Что отрадно водителю: никаких бюрократических заморочек (в виде инструктажей по ТБ, заключения договоров подряда и т.д.) в такси нет. Покажешь водительское удостоверение, да стандартную медсправку — и в путь. Но и о соцгарантиях даже речи не заводите: их в такси нет. Так что вчерашним инженерам, учителям, милиционерам, офицерам, сидевшим ранее на твердом окладе, это поначалу не нравится, но все быстро привыкают. Такси – не тетка, хозяин – не дядька, пирожка не дадут!
Каждому таксисту хозяин устанавливает план – скажем, 600 рублей за смену, то есть 1200 в сутки. Все, что сверху — твое, но эти деньги, коли уж вышел на линию, отдать обязан. В неудачный день можно «в ноль» выйти — то есть смену отпахать за так. А самой выгодной сменой считается праздничный день или ночь — особенно новогодняя. Тариф сразу же увеличивается вдвое, заказов море, только успевай поворачиваться, и карман к концу смены приятно оттопыривается.
Вот сейчас таксометры обязали поставить, а большинство пассажиров — против. Поездили мы с этими счетчиками. Вроде как нам, водителям, лучше должно быть: попал в пробку в час пик, а он тикает, деньги капают. Или по пути пассажиру обязательно пивком надо затариться, а там очередь, а счетчик щелк да щелк — кому понравится? Клиенты постоянно недовольны, жалуются, что цены возросли. Ездит с нами человек 10 лет, знает какие цены, а тут раз – чуть ни на 100 рублей дороже. Покатались мы с ними пару месяцев, да и сняли, толку потому что вообще никакого. Ни нам, ни вам, что называется. Было бы в городе всего 3-4 компании, было бы еще ничего, а тут что? Да проще вызвать другое такси, где дешевле будет и все. Так и теряем клиентов, вот и вся «выгода».
О бомбилах
Никогда мы не избавимся от бомбил, никогда! Их-то понять можно: работаешь на своей машине, не платишь бешеных налогов, не надо лицензию получать, по большому счету сам цены на перевозку устанавливаешь. Купят себе «петуха» (фонарь с шашечками для установки на крышу машины) и ведут себя, будто уже с лицензией. Встал такой в городе где-то, ну не драться же с ним? Работает, ну пусть работает. Для разборок с ними государство есть. Кстати, таких ГАИшники останавливают часто, документы проверяют. Тоже не каждому клиенту понравится, я думаю. Но это все не наша забота, а государства. Да, есть вроде как штрафы на работу без лицензии, но не штрафуют же. Иначе, почему у нас столько бомбил?
Кстати, если даже по ценам смотреть, у нелегального таксиста всегда будет дороже. Пусть на 20-30 рублей, но дороже, а ведь часто получается и 50-100 ни за что по большому счету. Хотя бы с этой точки зрения лучше вызвать через диспетчера машину.
Все бабы как бабы, а диспетчер - богиня
«Королевой такси», безусловно, является диспетчер. На смене их две (женский график помягче). У диспетчера не голова, а …персональный компьютер: перед ней стационарный телефонный аппарат и несколько мобильников, в минуту бывает до 5-6 заказов, и всех надо удовлетворить. Во многом заработок зависит от этих девчонок: выгодный заказ — их прерогатива. Но если хозяин узнает о «симпатиях» диспетчера, выгонят с работы без разговора.
Во многих диспетчерских на телефонах стоят определители. Поэтому если человек вызвал машину, а сам не вышел, и ситуация эта повторяется, его адрес просто заносят в «Черный список». Машины туда больше не отправляют. И эти моменты тоже решают диспетчеры.
Они же помнят все «злачные места» и заранее предупреждают, где может таиться опасность (наркоманский притон, драка в кафе, цыганский угол и т.д.) Поверьте, эта забота дорогого стоит! Не случайно в пересменку шофера часто заваливают их сладостями, сувенирчиками.
Еще в диспетчерской бывает медичка из наркодиспансера - тож слабый пол. Слабый-то слабый, но желательно, чтоб она с полуслова, с полужеста угадывала вчерашний «выхлоп». Честно сказать, в большинстве мелких фирм, медосмотр — чистая фикция. Хозяева скупятся на договор с ЛПУ и сами визуально или кинестетически (по амбрэ) определяют состояние водителя. Со всеми вытекающими: бывало, что даже наркоманы по 2 недели подрабатывали в такси, пока их не вычисляли ...сами пассажиры.
Тормоза не откажут
А вот за исправность такси-машин клиенты могут не волноваться. Опять же все продиктовано прибылью: простои на ремонте никому не выгодны, потому за техникой глаз да глаз с обеих сторон — от хозяина (он оплачивает ремонт и детали полностью) и от водителя. Зимняя резина «здесь и сейчас», регулярный техосмотр, ремонтная база во всех фирмах сейчас на высоте и работают там сплошь «кулибины».
И есть одно «но»... Если ты поцарапал или ударил хозяйскую тачку — платить придется из своего кармана (если не страховой случай). Поэтому сменщику своему доверяй, но тщательно проверяй машину при каждом выезде на линию.
«Cпортивный экипаж»
Извозчичья служба очень рискованная – троих наших в области отправили на тот свет за 2 последних года. Таксист перед отморозками гол как сокол. Есть правило: никогда не сажать «с руки» (за исключением женщин и детей). Наркоманы диспетчерами давно вычислены и внесены в «черный список», и зная это, именно они чаще всего «голосуют». А это чревато...
Обычно после первого же «наезда» в экипаже обязательно появляется либо газовый пистолет, либо баллончик, либо заточка. Мы со сменщиком вскладчину купили …биту (ну, очень эффективное средство). Гайцы (инспектора ДПС), конечно, интересуются: что за прибамбас? Тогда мы тычем им в нос самодельную табличку — «спортивный экипаж», и они все понимают.
«По историческим местам»
О, с заказчиками в такси не соскучишься! Я не про ту пьянь, которая считает, что за 120 кровных рублей таксист музыку должен обеспечить, курить разрешить и даже сигарой угостить (не должны ничего из перечисленного), я о другом. Недели не проходит без «безбашенной» клиентуры. И это, кстати, скрашивает монотонную и изматывающую работу таксиста, поднимает настроение.
Однажды ночью респектабельная дама (подшофе, конечно) заказала обзорную поездку по городу – «Плачу два счетчика! Чтоб как в Питере иль Москве… ». С юмором женщина: мимо тюрьмы едем, напевает «Владимирский централ», мимо танковой части - «А что, не видно там еще Красной Армии?!», и так по всему маршруту тонко острила. Заворачиваю к исходной точке, она возроптала: «Куда?! А на старое кладбище завернуть, бабушка там …». Еле отбоярился: «…Э-э-э, мертвые с косами стоят …». Но рассчиталась все же по совести.
Однажды клиент герой–любовник насмешил. «Командир, у тебя движок сильно грязный? Открой капот…» Я в ступоре: такой просьбы еще не бывало! Да не жалко - открыл. Он белыми холеными пальцами (музыканта?) протер самые масленые места и садится на место. Хоть плачь, хоть смейся: « Как ты не догоняешь?! Жене скажу, что в гараже с машиной до поздней ночи ковырялся… А то не поверит!»
Был случай, когда в машине женщина оставила пакет с мусором. Вышла, хотела, видимо, выбросить, но почему-то так с и села ко мне в машину. А бывало и еще менее приятные подарки оставляли, вплоть до средств контрацепции. Кстати, именно из-за таких подарков, бывало, клиенты отказывались ехать. Но оно и понятно, ты открываешь дверь в машину и на тебе!
Есть, впрочем, и другие клиенты — заказов из серии «играй гормон!» хоть отбавляй. Проблемы секса легко решаются через таксистов. Некоторые из таксеров сами негласные сутенеры, а другие доставят похотливого клиента в любую сауну или к «точке» на трассе М7 (там дело поставлено на поток). В моей практике был случай, когда в 2 ночи пришлось спасать путану из рук «двинутого» молодого человека. Выстрелил ей, понимаешь, из травматического пистолета в … филейную часть, та от боли в чем мать родила выскочила из дома и поймала такси.
И напоследок, Советы бывалого
Если оставили в машине вещи:
— За один месяц у таксиста в машине пассажиры теряют-забывают от 3 до 5 мобильников, до 10 зонтиков, до 5 пар перчаток, вязаных шапок и т.п. Искать их лучше по «горячим следам», иначе… Водитель практически не смотрит на задние сиденья в течение смены, и ваши вещи подбирает другой пассажир (благородство – явление редкое).
Если возникли разногласия по расчету:
— Попросите водителя соединить вас по рации с диспетчером, и она «разрулит» любой денежный конфликт и поставит на место водителя.
Если нужен «личный таксист»:
— Если качество обслуживания по душе, попросите у водителя номер «экипажного» телефона. Помимо «фирменного» номера, у многих водителей есть «доверительный» номер, который предлагается клиентам (это дает водителям дополнительный заработок в отсутствие диспетчерских заказов).
Если завышен пригородный тариф:
— В каждом такси есть «Перечень» пригородных населенных пунктов, расстояние и цена за км. По вашей просьбе водитель его покажет. Не согласны, сомневаетесь – звоните диспетчеру.
Если машина сломалась на полпути:
— Таксист обязан сообщить о поломке диспетчеру, который оперативно пришлет другую машину.
Если в такси другой пассажир:
— На заказ машина подъезжает с одним водителем (который иногда по пути подвозит жену). Если не так, это грубое нарушение. Сообщите диспетчеру, водитель будет наказан. По пути он также не вправе никого подсаживать до конечного пункта.