Очереди исчезнут? Это вряд ли!
Проездные для льготников по-владимирски
Причина очередей за проездными - формирование электронной базы данных, - заявил 1 марта в эфире ГТРК представитель владимирской мэрии и пообещал, что уже через две недели база будет сформирована и очереди исчезнут. Свежо предание…
Оставим пока в стороне вопрос о степени обоснованности оптимизма чиновника. Зададимся другими: а почему так спешно потребовалось эту базу создавать, почему ее не было раньше и отчего это дело делается «в ручном режиме»?
Вообще-то электронной базой льготных категорий граждан должно располагать соответствующее ведомство, а именно департамент социальной защиты населения обладминистрации. А сейчас, насколько известно Старту33, речь идет о сверке данных льготников. Именно так называется письмо №01/02-16-970 за подписью первого вице-губернатора Конышева и вице-губернатора Мартынова, поступившее органам МСУ области: «Об осуществлении сверки льготников». В нем содержится требование «…ежемесячно, начиная с января 2013 года, проводить сверку ведомостей продаж месячных социальных проездных билетов (списков граждан, приобретавших указанные билеты) по муниципальному образованию с данными регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в государственных казенных учреждениях социальной защиты населения, путем организации электронного взаимодействия». Все обратили внимание на слово ежемесячно?
Почему это письмо появилось? История весьма поучительная. Невольным «виновником» и одновременно пострадавшим является ковровское МУП «Управление троллейбусного транспорта». Как известно, месячные социальные проездные как мера социальной поддержки были введены постановлением губернатора №700 от 15.06.2010 и касались примерно 20 категорий льготников. Этим постановлением была предусмотрена компенсация из областного бюджета перевозчикам недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан. Однако областная власть, принявшая это решение, с компенсациями не спешила. Долги перевозчикам накапливались годами и достигли весьма внушительных сумм. В конце концов, терпение у перевозчиков лопнуло: ковровское МУП УТТ истребовало выплату долга через суд.
Это прецедент:
Общая сумма исков – порядка 73 млн. Администрация области всячески оспаривала заявленную сумму, пыталась ее уменьшить, но арбитражный суд иск удовлетворил. Решение суда состоялось в июле 2012 года. Но денег МУП УТТ не получило ни в июле, ни в августе, ни в сентябре. Ждали до последнего, а 26 сентября вновь обратились в суд на предмет неисполнения ответчиком решения суда.
После очередного, в пользу УТТ, вердикта Фемиды деньги наконец-то пришли. А практически одновременно, или даже чуть раньше, в троллейбусное управление пришли многочисленные ревизоры, бдительно проверившие заполненные вручную списки льготников, купивших билет, и вычеркнувшие оттуда множество фамилий, не нашедшихся в той самой «электронной базе данных». Строго говоря, погрешности при такой организации работы неизбежны – кто-то из льготников живет в Коврове и пользуется местным транспортом, а зарегистрирован, например, в Норильске, у кого-то фамилию написали неразборчиво, и так далее.
А потом пришло уже упомянутое письмо.
И сотрудникам УТТ мало не показалось, да и льготникам тоже. Граждане теперь обязаны ежемесячно при покупке проездного предъявлять и паспорт, и подлинник документа, дающего право на льготы. А транспортники – составлять электронный реестр этих граждан. Только в Коврове около 50 тысяч льготников, социальные проездные покупают порядка 5 тысяч. Билеты продают не только в УТТ и филиалах некоторых банков, но и в почтовых отделениях, где компьютеров элементарно нет, ведомости заполняются от руки. Сводный регистр приходится составлять экономистам троллейбусного управления. 15 работников предприятия в начале месяца – во время подготовки отчетов и начисления зарплаты – бросают все эти дела и садятся за сверку. В аналогичной ситуации оказались все пассажирские транспортные предприятия области.
Подводных камней выявляется множество. Далеко не все федеральные и областные льготники есть в базе данных городского отдела соцзащиты. «Провисли» иногородние граждане, живущие и покупающие билеты в городе. Или же человек, имеющий несколько льготных категорий, купил билет как почетный донор, а в ЦСЗН он числится как ветеран труда. Плюс «человеческий фактор»: при заполнении от руки цифру 3 в номере удостоверения сложно отличить от цифры 8, а букву «И» в фамилии от буквы «Н», фамилии с буквой «Ё» программа и вовсе не читает. В результате за месяц «отбраковалось» порядка 1,5 тысячи человек из 5 тысяч. В отчаянии экономисты готовы уже поквартирный обход "сомнительных" граждан организовывать…
Вот так мило и ненавязчиво областная власть переложила свои обязанности на перевозчиков.
Власть сама обязана организовать и профинансировать эти мероприятия. Но не делает этого, а страдают в конечном итоге те самые граждане, о которых вроде бы заботились: льготники, люди по определению заслуженные и немолодые, томятся в многочасовых очередях. И это сомнительное удовольствие отнюдь, вопреки заверениям, не закончится через две недели.
По мнению специалистов ковровского УТТ, наилучший выход из сложившейся ситуации – введение электронных проездных билетов за счет средств областного бюджета. Такое предложение было озвучено, но не было услышано. Интересно, почему бы это? Ведь власти нашей области так любят всякого рода электронные карты, некоторые из них прямо рекламируют, очень много говорят об электронном документообороте. А тут вдруг – тишина…