При чем здесь дети?
Слезинка ребенка на весах большой политики
«Закон Димы Яковлева» - самая обсуждаемая новость после конца света, который, к счастью, не наступил. Может, потому, что в России совпал с празднованием дня энергетика, а они отключение света считают исключительно своей прерогативой, а может, потому, что отпущенные на это мероприятие деньги как всегда разворовали.
За день до принятия Думой означенного закона прошла «большая» пресс-конференция Путина. Я слушала, отчасти даже смотрела по ТВ. Интересно было сравнить, поскольку на одной такой «большой» и последней у Путина-президента предыдущего срока я присутствовала лично. И сейчас поразил контраст. Тогда в ТАКОМ тоне с Путиным говорить не рисковал никто, тогда ТАКИЕ острые вопросы отсекались заранее, тогда было чересчур много восторженных девочек, норовивших всучить ВВП свою «валентинку», ибо проходила конференция в день всех влюбленных, и тогда уж точно невозможен был нынешний диалог президента с дальневосточной журналисткой «Садитесь, Маша» - «Спасибо, Вова». Что-то изменилось в датском королевстве, однозначно.
Что именно изменилось, показала огромная часть вопросов, так или иначе касавшаяся «закона Димы Яковлева». Спрашивали президента очень нелицеприятно. И если вначале ВВП играл мышцами в привычном стиле мачо и клеймил Америку, то ближе к завершению мероприятия немножко сбавил тон. Показалось даже, что он и задуматься, и передумать мог бы. Но 20.12.2012 – в самую красивую дату тысячелетия - прошла эта «большая» пресс-конференция, а уже 21-го, когда майя пророчили конец света, на заседании Госдумы закон приняли-таки в последнем чтении. Впрочем, его еще должен подписать президент, у которого еще есть шанс из роли мачо перевоплотиться в образ «отца нации»…
Дима и Таня
Закон неофициально назвали именем погибшего в Америке российского ребенка. Дима Яковлев, 2006 года рождения, был помещён в Псковский областной Дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. Российских усыновителей для него не нашли, передали в США, где он получил имя и фамилию Чейс Хэррисон. И погиб он под этим именем 8 июля 2008 года, через 4 месяца после усыновления. Обычно в садик Чейса возила приемная мать, но в тот злополучный день она не смогла этого сделать. И на своей машине его туда повез новоявленный отец Майлз Хэррисон. В дороге ему позвонили по срочному делу из офиса, и мужчина помчался решать рабочие проблемы, забыв, что не завез мальчика в ясли. Ребенок остался в запертой машине на солнцепеке, и когда спохватились, было уже поздно. Диагноз - тепловой удар.
Майлза арестовали, но свидетели - соседи, сослуживцы, родственники, работники сада и агентства по усыновлению, подтвердили под присягой, что Хэррисоны души не чаяли в приемном сыне. Суд, после долгих раздумий, принял вердикт "не виновен", сочтя происшедшее несчастным случаем.
Случай действительно ужасный, и если бы «эмоциональная реакция» российских депутатов последовала именно тогда, по горячим следам, общество отнеслось бы к ней совершенно иначе. Но нет, тогда промолчали.
А теперь, когда говорят про Диму Яковлева (царствие небесное безвинному малышу!), вспоминается другое имя - Джессика Лонг, она же Таня Кириллова. Это американская звезда паралимпийского спорта, обладательница 18 мировых рекордов. На прошедших в Лондоне Паралимпийских играх она получила 8 медалей по плаванию, из них 5 золотых и 2 серебряных, и установила новый мировой рекорд. Эта самая Джессика родилась в России, и 20 лет назад в роддоме города Братска от девочки Тани отказалась родная мать. У девочки были врожденные увечья, ноги пришлось ампутировать. Через год малышку удочерила семья из США — мама Бетт и папа Стив. Они дали ей новое имя, заботу, любовь, медицинскую помощь. И вот когда Джессика стала богатой и всемирно известной, именно тогда, а не раньше, российская мама нашлась и открыла ей свои объятья.
Две судьбы, Дима – Чейс и Таня-Джессика. Чья важнее? Если верить думцам, трагедия Димы. А что думают о спорном законе наши земляки? Мы решили спросить их самих.
Дух и буква закона
Но прежде чем комментировать, давайте все же посмотрим, о чем конкретно идет речь в федеральном законе «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Первые три статьи предусматривают запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека и санкциях при его нарушении, и о приостановлении на территории РФ деятельности НКО, живущих на американские деньги. Острую реакцию общества вызвала ст.4. Приведем ее полностью.
Статья 4
- Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.
- В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.
Сначала - взвешенное мнение юриста Вячеслава Картухина, председателя регионального отделения Ассоциации юристов России, директора юридического института ВлГУ:
«В конце июля 2012 года Государственная Дума РФ ратифицировала Соглашение между США и Россией об усыновлении детей, которое было подписано 13 июля 2011 года в Вашингтоне Госсекретарем США Х. Клинтон и Министром иностранных дел РФ С. Лавровым. Соглашение было разработано по инициативе российской стороны после ряда произошедших в США преступлений в отношении усыновленных детей из России. Соглашением предусмотрены различные меры, направленные на защиту детей, усыновляемых американцами в России. В соглашении закреплено, что оно действует еще год, после того как одна из сторон решит его денонсировать и уведомит об этом вторую сторону.
В соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка страна-участник может принять любое решение в интересах ребенка. Российские депутаты обосновывают предпринимаемые меры многочисленными нарушениями прав детей, усыновлённых американцами.
С правовой точки зрения, с учётом наличия оснований, Россия может принять такого рода Закон, в дальнейшем приведя в соответствие с ним действующие нормативные правовые акты. В будущем данное решение может быть пересмотрено.
В данном вопросе много решается на усмотрение конкретного государства, Россия действует, как считает нужным».
А вот почему Россия действует именно так, и почему он лично голосовал «за», нам объяснил владимирский депутат ГД от ЛДПР Виталий Золочевский, чье высказывание оставим без комментариев:
«Вопрос это политический, как бы ни пытались перевести его в бытовую плоскость. Закон надо было принять уже давно, поскольку многие годы идет прессинг со стороны США, развивается система ПРО, и власти США не дают юридических гарантий, что она не направлена против России. В Грузии во время абхазского конфликта были американские техника и оружие, Америкой ведется планомерная работа по уничтожению наших традиций, культурных ценностей, российского менталитета, предпринимаются попытки влиять на внутреннюю политику России, финансирования оппозиции и развития «оранжевого» сценария. США ведут политику тотального захвата власти, что мы видим на примере Ирака, Сирии, Ливии, и Россия – единственная страна, которая может противостоять этой политике. Я считаю, что нам надо реагировать более жестко.
А в вопросе с усыновлением сложилась не очень хорошая ситуация. Государство выделяет усыновителям деньги на содержание детей, и многие берут детей не из-за любви к ним, а по корыстным соображениям. Я считаю, что нам надо больше использовать исторический опыт. При Дзержинском беспризорников не было, были учреждения, где дети жили дружными лагерями, учились, занимались строевой подготовкой. Те условия, в которых дети содержатся сейчас, далеки от идеальных. Как депутат, я был в коррекционном детском доме и заметил, что дети научены все время что-то просить, давить на жалость. А наша задача – сделать так, чтобы люди с ограниченными возможностями не были ограничены в своих правах, не были ущербными. Поэтому, я считаю, сначала надо было принять комплекс соответствующих социальных законов, а потом уже вводить закон Димы Яковлева».
Наведите порядок дома
А вот общество отреагировало на думскую инициативу болезненно, о чем можно судить и по нашему мини-опросу.
Депутат ЗС Виктор Шохрин был категоричен: «Это глупость самая натуральная с печальными последствиями. Напоминает большевистскую кампанейщину».
Михаил Буянов, редактор газеты «Томикс», того же мнения:
«Я однозначно против превращения в политиканство проблемы усыновления. Этот закон нанесет большой вред репутации нашей страны, приведет к непоправимым последствиям в виде эскалации холодной войны и, хуже того, потерянных жизней детей с тяжелыми заболеваниями, для лечения которых в нашей стране просто нет возможностей. Вижу в этом лукавство президента, который прикрывается депутатским корпусом во имя реализации своих политических амбиций».
Александр Кирюхин, главврач городской поликлиники №1 г.Владимира, в очередной раз подтвердил свою репутацию мудрого человека:
«Что касается списка Магнитского, наверное, какие-то ответные меры должны были быть приняты. Но мне, честно говоря, непонятно, что это за список и почему лично я должен переживать за этих людей, которых теперь не пускают в Америку. Не пускают – ну, наверное, это их проблема, и им ее решать. Почему за это должны отвечать тысячи российских сирот, которые теперь не попадут на усыновление в семьи? Да, были дети, которые попадали к неадекватным усыновителям, но большинство-то попадало к адекватным! И в первую очередь надо бы посмотреть, кто именно в России отдавал сирот психически нездоровым иностранным усыновителям, как и почему, разобраться с ними. Давайте сначала наведем порядок дома! Давайте создадим условия, чтобы интернатные учреждения не бедствовали! Хотелось бы, чтобы государство принимало не только запретительные решения, но и другие. Дети с ДЦП, которых часто усыновляют американцы, прекрасно адаптируются в условиях семьи. Приемная семья даст им намного больше помощи, чем казенное учреждение, где ребенок навек обречен. Если это прекратится – беда. Вот это очень беспокоит – судьбы детей.
С другой стороны, я не очень понимаю тех же американцев, зачем им надо было принимать этот список. Если они кого-то не хотят к себе пустить, и так не пустят, без отдельного закона. Возможно, мы не знаем каких-то тайных пружин внешней политики, которые знают в Кремле и потому так сильно реагируют».
Мы обратились также к человеку, профессионально занимающемуся защитой детства во Владимирской области – уполномоченному по правам ребенка Геннадию Прохорычеву. Он позиционирует себя как сторонник закона, однако с очень существенными оговорками:
«Если коротко, то я за. Но я против соединения его с актом Магнитского. Этот закон или мораторий должен был быть принят, как только погиб первый ребенок в США. В 2011 году иностранными гражданами было усыновлено 87 детей и только 1 ребенок имел статус инвалида. Гражданами США в 2011 году усыновлено 48 детей. Второе место по усыновлению занимает Италия.
Проводимая во Владимирской области демографическая политика, в т.ч. семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволила обеспечить детям их основное право – жить и воспитываться в семье. Владимирская область занимает в РФ лидирующее место по числу устроенных в семьи детей. Всего 3194 детей находятся в семьях усыновителей. Владимирская область занимает 3 место в ЦФО по числу усыновленных детей-сирот. (в 2011 году усыновлено 173 ребенка, гражданами России 86 детей, иностранными гражданами 87 детей.)
Вышесказанное позволяет говорить о том, что область готова присоединиться к федеральной целевой программе «Россия без сирот».
Совершенно в обратном убеждена Виктория Боровых, председатель Владимирского регионального отделения «Социал-демократического союза женщин», волонтер благотворительного фонда «Виктория:
«Я не могу забыть один чудовищный случай, свидетелем которого была 6 лет назад. В нашей владимирской больнице родная мать отказалась от сына, заболевшего лейкозом. Ребенок родился здоровым, а в 4-летнем возрасте у него обнаружилось это тяжелое заболевание, и мама ушла. Малыш бегал по всему отделению, искал ее, звал… Сейчас он в детдоме. Поэтому у меня нет иллюзий относительно усыновления тяжелобольных детей россиянами. Наше общество не готово к тотальному милосердию, когда чужую боль воспринимают как свою, и, думаю, даже большие материальные стимулы со стороны государства не переломят ситуацию. Конечно, я против этого закона, считаю его как минимум несвоевременным. К тому же я не располагаю статистикой случаев, похожих на случай Димы Яковлева, но произошедших в России».
Убийственные цифры
Статистика, о которой упомянула Виктория, имеется, хоть и неполная. Ее приводит «Новая газета»: «Детский омбудсмен Павел Астахов сообщил депутатам, что за последние 10 лет в США погибли 19 российских детей, усыновленных американскими родителями. За весь постсоветский период американцы усыновили около 100 тысяч детей из России. Говорить о «чудовищных» детских потерях в этом контексте нечестно. Исключить эти потери вообще в принципе нереально — отморозки есть везде.
При этом «криминальная» статистика о российских усыновителях на думском заседании не прозвучала. Однако, по данным шестилетней давности (более поздней статистики найти не удалось), выяснилось, что в России за 15 лет после распада СССР погибли 1220 детей, усыновленных гражданами РФ.
Еще более убийственная информация опубликована на официальном сайте самого Павла Астахова. В частности, сообщается о том, что в России насчитывается 90 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, около 50 тысяч несовершеннолетних объявлены в региональный и федеральный розыск».
И это – если не учитывать случаи гибели российских детей от рук биологических, а не приемных родителей, детей, заморенных голодом, забитых до смерти, закопанных в подполе или выброшенных на помойку в целлофановом пакете…
Астахов сказал еще, что за последние годы американцы усыновляли не больше 5% детей-инвалидов. Это действительно так, и не стоит впадать в крайности, идеализируя альтруизм усыновителей из США. Несколько недель назад мы разговаривали об этом с Ольгой Резюковой, коллегой-журналисткой, которая давно работает в проекте Радио России «Детский вопрос» и сама воспитала приемную дочку. Ольга – крестная мама десятков детдомовцев, которым «Поезд надежды» привез родителей, и тему знает как никто другой.
Так вот, еще недавно она сетовала, что иностранцы, заплатившие немалые деньги за усыновление, пользуются преимущественным правом выбора и в основном забирают голубоглазых блондинок до трех лет (самых востребованных у россиян), абсолютно здоровых.
А сейчас Оля в ужасе от думской инициативы: «Пусть не так много в процентном отношении, но американцы все-таки брали детей-инвалидов в свои семьи. Теперь у определенного количества детей (а в данном случае даже один ребенок - это много) отняли единственный шанс иметь родителей. И это ужасно! Детей лишили шанса. Русские не потянут таких детей, увы».
Кстати, за думскими перипетиями Ольга следит из очередной командировки: пока политики ломают копья, команда «Детского вопроса» продолжает делать свое дело, ищет и находит сиротам приемных мам и пап. И так хочется верить, что все эти детишки попадут к любящим людям, и никто не повторит трагическую судьбу Димы Яковлева. Бедный малыш, неужели он принял мученическую смерть для того, чтобы дать свое имя столь одиозному российскому закону?...