Как из города сделать арт-объект?

Нужно на это решиться

В 180 километрах от Владимира в Нижегородской области есть заводской город Выкса с численностью населения менее 60 тысяч. Город ничем особо не примечательный, если бы не одно «но» — четвёртый год подряд в июне в нём проходит фестиваль новой городской культуры «Арт-Овраг». На нём и побывала небольшая делегация из Владимира.

Родом из оврага

Фестиваль новой городской культуры «Арт-Овраг» появился в Выксе 4 года назад. Всё начиналось действительно с оврага, в котором располагались площадки разнообразных направлений. За прошедшие годы фестиваль в небольшом городе перерос в событие всероссийского масштаба и даже пересёк границы страны: в «Арт-Овраге» принимают участие европейские и американские дизайнеры и архитекторы. Их творческими силами в городе появился Международный парк скульптуры и башен.

Здесь стоит упомянуть, что гордость Выксы — водонапорная башня, в конце XIX века спроектированная инженером Владимиром Шуховым — тем самым, что создал и знаменитую телебашню на Шаболовке в Москве. Собственно, фантазии дизайнеров на «башенную» тему и стали первыми экспонатами музея под открытым небом.

Сегодня в Выксе стены типовых панельных пятиэтажек и технические постройки расписаны картинами граффитистов из разных городов России.

«Выход к людям»

Своей целью организаторы «Арт-Оврага» ставят создание новой среды и превращение Выксы в город, вдохновляющий на творчество. За четыре года здесь было создано более полусотни арт-объектов. Среди них, например, площадка для паркура и воркаута, расписанная в виде пятиэтажек.

В этом году идеей фестиваля было не просто создать что-то оригинальное, но и полезное жителям города. Поэтому нынешний «Арт-Овраг» прошёл под девизом «Выход к людям» и состоял из разнообразных мастер-классов для всех желающих.

Пока в доме культуры артисты цирковой группы Славы Полунина «Три Апельсина» учат детей основам циркового мастерства, а актёры и режиссёры столичного «Театра.doc» создают с местными подростками документальный спектакль «Жизнь замечательных детей глазами котов города Выксы», в парке работают открытые площадки. На каждом клочке земли — танцуют брейкданс и танго, поют, жонглируют, расписывают стены, готовят, катаются на скейтбордах, творят из любых подручных средств, например, из разноцветных крышек от пластиковых бутылок. После лекции о творчестве Джексона Поллока слушателям предлагают самим создать «шедевр» в стиле художника с помощью резиновых груш.

В шатре столичного Музея современного искусства «Гараж» дети и взрослые из пупырчатого полиэтилена и цветного скотча создают всё, что приходит в голову — мультяшных героев, короны, мечи, животных. Это один из вариантов мастер-класса, основанного на творчестве современных художников.

Партизаны в городе!

Московская брасс-банда «1/2 orchestra» — частый участник всевозможных неформальных фестивалей, российских и мировых. Коллектив примечателен тем, что каждый участник в новых композициях придумывает свою партию сам, на ходу. Вот так, импровизируя, а потом, слегка подчищая получившееся, музыканты и творят свежие произведения.

Зрители пританцовывают в такт музыке. Пританцовывают, не переставая играть, и сами исполнители. И даже играют в догонялки в толпе — опять же, продолжая исполнять очередную композицию. Публика в восторге.

Не все ещё просекли, что кроме вокальной музыки бывает инструментальная — что мы в первую очередь из себя и представляем, — поэтому многие организаторы боятся везти инструментальный коллектив, думают, что это будет скучно! — позже рассказал саксофонист Роман Шилепин. — Конечно же, это зависит, в первую очередь, от администрации города и, главное, от их культурного, вкусового, интеллектуального уровня. Во многих городах городские фестивали проходят под лозунгом «напейся и подерись», так сказать, развлекуха для местного населения, которое администрация этого городка считает «культурно не развитым» (не буду говорить это слово, ну, вы поняли). Поэтому приглашает всевозможных звёзд российской эстрады, у которых в творчестве не присутствует глубоких и тайных смыслов.

По словам Романа, фестивалей, подобных «Арт-Оврагу» по наполнению и интеллектуальности, в России немного. Хотя наиболее благодарная публика, открытая новому, — именно в провинции. Москвичей уже трудно чем-то удивить.

Тем не менее, именно из столицы часто приходят новые веяния. Вот и в Выксе московские «партизаны» стали своеобразными собирателями свежих идей. На их площадке проходили лекции по преобразованию городской среды.

Почему «Партизанинг»? Мы во многом работаем как уличные художники. Я почти лет 15 делаю разнообразные работы на улице, начинал как граффитчик, — рассказывает идеолог движения Илья Поносов. — Всё это было несогласованно, нелегально. Но постепенно мы перешли к тому, чтобы создавать какие-то более осмысленные работы, а потом начали делать какие-то более социально ориентированные вещи, больше вовлекать людей, обсуждать какие-то городские проблемы, стараться их решить, делать какие-то художественные высказывания. И 2,5 года назад мы организовали такой проект — «Партизанинг». Изначально это был сайт, на котором мы собирали различные примеры того, как во всём мире стараются преобразовать города как раз партизанскими способами — несогласованно, нелегально. Это какие-то могут быть интервенции в город, то есть, взлом городской среды, может быть, какие-то немножко провокационные, шокирующие вещи. Потом так же начали делать акции в таком же стиле.

Далеко не у каждого города есть своё «лицо», говорит Илья. Хотя аутентичность можно найти всегда, другое дело, что на её поиск порой нужно потратить много времени. Как сделать свой город особенным — это, конечно, забота его жителей. И в этом вопросе интерес должен быть двусторонний.

В первую очередь, нужно находить активных и инициативных людей. И им пытаться выходить из тени, потому что нужно больше говорить о том, что необходимо, о том, что тебе нравится, что ты можешь сделать для города, для людей. Так в Москве сейчас и происходит — появились новые люди в городском Правительстве, которые научились замечать инициативных людей. Они активно вовлекают и нас, в том числе. Хотя мы, в принципе, работаем в партизанско-подпольном формате, но мы никогда не ставим себя как оппозиция Правительству. Мы сотрудничаем с различными департаментами и ведомствами. Наверное, и во Владимире нужно так делать.

И всё это вовсе не означает, что организаторы не сталкивались с известными проблемами. Например, таблички в парке повествуют печальную историю арт-объекта «Большой Джинни», созданного американским архитектором Джоном Пауэрсом: деревянная скульптура не раз подвергалась атакам вандалов, которые, в конце концов, сожгли её дотла.

Вместо постскриптума

Владимир трудно назвать центром современной городской культуры. Нет смысла спорить со значением и величием Золотых ворот или Дмитриевского собора. Но неужели все достижения города в прошлом?

В городе есть колледж культуры и искусства, музыкальный колледж, институт искусств, но нет площадных действ, крайне редко можно увидеть уличных музыкантов. Во Владимире появляются новые микрорайоны, которые ничем не примечательны, в них не предусмотрены парки или скверы. Архитектурные решения и благоустройство не вызывают чувства эстетического наслаждения. Большая часть города – безлика, в то время, как выпускники-архитекторы ежегодно представляют свои оригинальные проекты социально значимых строений. Но эти идеи остаются лишь на бумаге.

Комментарии

Николай Тарасов 25 июля 2014 в 15:33

пол оркестра !