Мэр без галстука
Сергей Сахаров — о городе, «Блинчиках» и велосипеде
В конце мая глава города Владимира Сергей Сахаров отчитался перед депутатами о проделанной работе. Мы же решили поговорить с мэром о городе не языком отчётов и цифр, а неформально, поэтому попросили дать интервью не в кабинете. Сергей Владимирович охотно принял предложение и пригласил на велосипедную прогулку.
— Как дела?
— Всё хорошо. В городе, вроде, чистота и порядок.
— И часто вы ездите на велосипеде?
— Два-три раза в неделю — обязательно. Нужно где-то с 8 до 10 вечера уложиться, чтобы потом вернуться на работу, пока светло. Мне было интересно вернуться в тот спорт, с которого я начинал в 8-9 классе. Потом я ушёл в лёгкую атлетику — выступал за сборную политеха, а вот начальным как раз был велоспорт. Едешь — и какое-то дежа-вю. Запах... Тот же запах, та же обстановка, та же нагрузка. Будто ты резко вернулся назад, в детство.
— Мэр Лондона ездит на велосипеде на работу... Мне кажется, это прекрасная пиар-акция — ездить в мэрию на велосипеде, а не на представительской чёрной машине...
— Нет, на работу я еду на своей машине. Сажусь утром за руль, еду к мэрии, оставляю машину и после рабочего дня возвращаюсь так же домой. Служебной машиной пользуюсь только для перемещения непосредственно в рабочие часы. Ездить на работу на велосипеде — нерационально начинать рабочий день: придётся потратить уйму времени на умывание-переодевание... Лучше вечером спокойно дать организму нагрузку, которая полагается спортсмену.
Город детства
— Возвращаясь во времена вашего детства: каким был Владимир тогда?
— Советским. Очень спокойным городом, достаточно развитым. То, что касалось сферы услуг и общепита, конечно, как во всём Советском Союзе, — хромало. Очереди. Колбаса, вместе с сыром — достаточно редкое явление, сгущёнка или шоколад — вообще лакомства. Но то, что касалось детского, юношеского творчества, спортивных школ и секций, то их было в достатке. Можно было записаться в любую спортивную школу. И музыкальная школа, хоть и была платной, но всё равно доступной. Я, кстати, окончил первую музыкальную школу по классу фортепиано.
— Что с тех пор изменилось — в лучшую сторону или в худшую?
— Во-первых, что сразу бросается в глаза, город сильно вырос в высоту — появились высотные дома. Второе — количество машин, которое появилось на улицах, и их современный вид. Безусловно, рекламные конструкции изменили город. Но в тоже время мы не растеряли наши уникальные памятники. И люди сохранили дух добродушия и гостеприимства. Люблю владимирцев.
— А вы насколько коренной владимирец?
— По маминой линии я полностью коренной, а папина семья приехала из города Фурманова Ивановской области, но папа с малых лет жил здесь.
— Вы когда-нибудь представляли, что будете главой города?
— В детстве — точно нет. В Законодательном Cобрании, когда первый раз избирался — не думал. А вот после третьих выборов, мысли такие появились...
— На встрече с учащимися Промышленно-коммерческого лицея вы рассказывали, что работа занимает почти всё ваше время. Оно того стоит?
— Да! Это очень интересная, увлекательная работа. Созидательная, хозяйственная и политическая. Чувствуешь нерв города, чем живут люди, чего они хотят. Одновременно решаешь сложнейшую задачу: как найти средства на проекты, о которых говорят горожане, каким образом решить ту или иную проблему.
— А согласны ли вы с таким утверждением, что власть развращает?
— Ни в коем случае. Всё зависит от конкретного человека. Нет! Речь идёт о доверии людей, которое получено, и это — бесценный багаж. Важно помнить, что кресло главы города — это не наследуемый царский трон, это приходящее и уходящее.
— Есть мнение, что во владимирском горсовете как-то уютно, спокойно...
— Нет, ни в коем случае. Полемика у нас очень острая по многим вопросам возникает. Единодушия массового нет, и слава богу, ведь в спорах рождается истина. Городской совет сегодня объединил профессионалов разных отраслей, которым люди доверили частичку власти, чтобы они ею очень умело распоряжались. И, уверен, это получается. Никто не боится высказываться, у каждого своё мнение по обсуждаемым решениям. Порой представители одной фракции не единодушно голосуют. И это нормально, потому что в Совете главное — здравый смысл, а не партийные игры.
Если бы я был мэром...
— Многим обывателям кажется, что мэр практически всемогущ. Но ведь это не так?
— Нет, конечно. Всё-таки, очень сильно ограничивают деньги. У нас бюджет развития — около 500 миллионов рублей. Сам бюджет города — 5 миллиардов 275 миллионов рублей, но, как и в зарплате, есть «грязная» часть, а есть «чистая». Минус зарплата, освещение, коммунальные платежи... И то, что остаётся — это бюджет развития. Из-за него как раз идут споры: как и куда потратить. Мы за эти деньги должны сделать всё: и отремонтировать, и построить, и возродить, и пофантазировать, и проекты заказать. Я вам скажу, 500 миллионов рублей в рамках города — это очень небольшие деньги.
— А пришлось ли вам на своём посту отказаться от каких-то идей?
— Конечно, всегда идёт спор. Вот, про депутатов вы говорите. И у депутатов, и у администрации своё видение, что в первую очередь развивать. Какой парк более ценен горожанам — Центральный городской парк или парк за ГДК, например, — куда, в первую очередь, дать дополнительные средства? Что делать с кинотеатром «Художественный» — оставить его в муниципальной собственности и потратить на него около 70 миллионов рублей, либо стараться найти частного инвестора, который это, возможно, с успехом сделает? Поменять само назначение кинотеатра или нет? — вот в чём важный вопрос. Еще не менее важный вопрос: деньги на дворовые территории отдавать из собственного бюджета или ждать трансферта из областного, если его нет, то что мы делаем? Вот где ломка происходит. А идей, которые пришлось загубить на корню, не было. Все идеи — разумные, и если не в этом году, то в ближайшем будущем они обязательно реализуются. Это — благоустройство мест отдыха, открытие новых детских садов, строительство новых школ, ремонт уже существующих.
В хорошую школу приятно войти. Я недавно был в командировке в Череповце, нам показывали две образцово-показательные школы, которые находятся друг напротив друга и построены недавно — меньше, чем 10 лет назад. Входишь в школу — и удивляешься. Везде экраны, радио внутришкольное, инфраструктура сильно развита, спортивные секции, несколько спортивных залов...
— А представьте себе, что вы не ограничены в финансах и законах... Что бы вы сделали, если бы были мэром в идеальном «городе солнца»?
— Первое, надо полагать, что все хотят — это чистоты в городе. Должна быть чёткая разметка на дорогах, обустроенные газоны и клумбы, освещение в тёмное время суток, правильная навигация, благоустроенные скверы, городские парки, фонтаны. И при этом сохранение баланса между стариной и современностью, гармонизация стилей. Очень важная вещь сегодня — это новые парковочные места для автомобилей. Паркинги либо наземные, либо подземные, с таким расчётом, чтобы во дворах машины не стояли на газонах и спортивных площадках, либо друг на друге. Абсолютно не лишними были бы спортивные площадки у каждой школы, это спортивные секции, спорткомплексы, дополнительный ледовый дворец. Также необходимы кружки по месту жительства в полном объёме, городские праздники. Но и общие субботники тоже нужны, мы все должны понимать, что чистый город — это общая забота.
— Это всё и сейчас в какой-то мере присутствует...
— Мы реально к этому двигаемся, это правда. Во-первых, всё большее и большее количество людей выходят на субботники, и идут не из-под палки. Второе — всё меньше людей, которые занимаются хамством, бросают окурки, бросают фантики на улице, с пониманием того, что это твой город. Я каждый раз говорю об этом на встречах с горожанами, особенно с молодёжью. Начни с себя, следи за чистотой на улицах, как и дома.
Места на виду
— А когда вы ездите по другим городам, по другим странам, какие реалии вы присматриваете для Владимира?
— Красивые, уютные местечки для отдыха. Так или иначе, людям нужен отдых и созерцание. Там, где страны или города морские — безусловно, набережная. У нас набережной нет, но есть великолепный заклязьминский луг. Причём, он может обозреваться с различных городских точек , которых мы ещё с вами не знаем — Спасский холм, например, площадь около «Блинчиков». У нас есть уютные скверы, которые до сих пор нами не освоены, где люди могли бы спокойно культурно посидеть, прийти с гитарой, выступить на сцене. Таких мест хочется больше.
— Многие говорят, что «Блинчики» разрушают, и с ними уходит целая эпоха, целый пласт определённой культуры, «антигламура»...
— Тогда бы мы этот весь пласт видели в «Блинчиках» по субботам и воскресеньям, но этого не случается. В любом случае, когда принимаешь какое-то решение, нужно чем-то жертвовать. Либо идти на поводу, либо двигаться вперёд. Я не думаю, что исчезновение кафе «Блинчики» нанесёт какой-то страшный урон облику города Владимира.
— Ну а то, что теперь будем со смотровой площадки наблюдать летом купающихся, загорающих людей... Это никак не идёт в противоречие с видами на Клязьму?
— Я сколько себя ребёнком помню, всегда мы ходили на это место и всегда там купались люди. Раньше, лет 25-30 назад, Клязьма была немножечко почище, но и когда она мелела, под мостом было очень много купающихся. Вспомните наш город-побратим Бари: набережная, купающиеся, а сзади — храм, в котором хранятся мощи Николая Угодника.
— А почему во Владимире нет ничего нового? Все говорят: памятники XII века, Большая Московская... Почему никто не думает сделать какие-то новые объекты, которые были бы интересны туристам, в том числе, и людям, которые здесь живут?
— К нам едут, всё-таки, чтобы посмотреть памятники XII века. Этого достаточно, чтобы привлечь сюда туристов. Конечно, можно мечтать о Диснейленде, но будет ли это новой «фишкой», чтобы турист сюда поехал именно в Диснейленд, а не к соборам XII века — вопрос спорный. Всё сразу мы не сделаем. Вопрос другой: есть ли инфраструктура, которая готова этих туристов принять? Это гостиницы уровневые, это конференц-залы... Вот инфраструктура туристическая очень нужна — чтобы Владимир не был городом одного дня пребывания. Туристы ведь как: приехали, посмотрели Успенский, Дмитровский соборы, Золотые ворота, сели в автобус и ночуют в Суздале — там уютнее, спокойнее. Вот в чём вопрос. Это многослойный фактор.
— А появление каких-то новых, современных элементов в городе — это должна быть инициатива власти или горожан?
— Это процесс двухсторонний. Главное слышать, что говорят. Услышал — постарался реализовать. Либо наоборот: если тебе это приснилось — заручись поддержкой людей.
— С 2011 года, когда во Владимире прошёл пикет за отмену результатов выборов в Госдуму, наблюдается определённая гражданская активность: протесты, митинги, петиции... Это ново для Владимира? И как вы к таким явлениям относитесь?
— Да, это школа. В советское время такого не было — за инакомыслие наказывали по-разному: от психушки до тюрьмы. А теперь есть полемика. Если это в рамках закона, если человек высказывает своё мнение, пусть публично, пусть при помощи одиночного пикета или митинга — это же не возбраняется. Вопрос в другом: власть должна вовремя услышать протест, если она заруливает не туда. Но и люди должны понимать, что бастовать или митинговать по любой яме на дороге — тоже неправильно. Объясняю почему: слишком маленький бюджет развития. Представьте: семья из 5 человек, хозяин получает некоторый уровень заработной платы, но каждый хочет своего — кто велосипед, кто гараж, кто отремонтировать кухню, кто абонемент на фитнес и так далее. Если всем и всё сразу захотеть, бурно начать отстаивать свою правоту, то семья распадётся. Так и в городе. Надо понимать, что всё сразу не построим.
— А были ли такие гражданские инициативы, которые вам понравились, к которым вы прислушались?
— Реконструкция парка 850-летия, например. Мамочки гуляли с колясками и постоянно нас тюкали — когда мы обратим внимание. Начали с малого, с благоустройства, аттракционов. Да, надо вложить 80 миллионов рублей, и те же деньги — детский сад построить. Но этот парк остаётся центральным в городе, и он нужен горожанам, значит, будем поэтапно продолжать его благоустройство и развитие.
Глава и Интернет
— В мае во Владимир приезжал один из известных блогеров Илья Варламов и по итогам поездки написал о своих впечатлениях. Вы обращаете внимание на то, что пишут те, кто приезжают во Владимир?
— Конечно. Кто бы ни приезжал, кто бы как ни писал о городе — это, безусловно, обратная связь, даже если написано предвзято. Мы ко всему привыкли: и к положительным откликам за то, что сделали, на что нашли средства — бюджетные или внебюджетные, как, эффективно израсходовали, так и негативным — за то, до чего пока руки не дошли. Точнее, не руки, а денежные средства. Понятно, что основная проблема в органах МСУ — это огромное количество полномочий и отсутствие полнокровного денежного довольствия на исполнение всех этих обязательств. Но многое, соглашусь с блогерами, можно делать не за бюджетные деньги, а привлекая самих жителей, убеждая их, что не надо разрушать то, что только что построено. Это касается и детских площадок, и благоустроенных дворов, в которые мы 3 года подряд достаточное количество денег вкладывали. Это касается и газонов, на которых так любят парковаться наши автолюбители...
— Среди описанных Ильёй Варламовым недочётов города фигурирует отсутствие лавочек и разбитый асфальт. Что вы можете ответить блогеру?
— То, что касается лавочек — это не первая подсказка, о которой говорят и блогеры, и жители. Соглашусь, это — наша муниципальная забота. Особенно в парках и муниципальных скверах — они должны быть. Но там, где появляется лавочка — там появляется соблазн в летнее время вечером посидеть и распить бутылочку — от пива до крепких алкогольных напитков. Но, в любом случае, лавочка должна быть. А чтобы таких «любителей» не было — это уже забота органов безопасности.
Лавочки в городе мы будем устанавливать в этом и следующем году. Хотя если во все скверы во все парки установить скамейки, то городу это влетит в копеечку. Поэтому постоянно обращаюсь к жителям с просьбой: бережно относитесь к имуществу, которое у нас является общим, нашим с вами.
По поводу асфальта, опять же, соглашусь. Он изнашивается достаточно быстро. В течение трёх лет мы, в первую очередь, занимались магистралями и внутридворовыми территориями, отремонтировали дороги в 700 дворах из 2000. В этом году федеральных денег на ремонт внутридворовых территорий нам не поступает, и мы каким-то образом обходимся своими силами.
Мы благодарны блогеру, он тщательно изучил город и открыто высказался. Знаем мы эти места, каверзные для нас, которые действительно с советского времени не ремонтировались. Но так сложилось, что бюджет дефицитный, есть приоритеты в других местах, а бывают и просто авральные ситуации. Это реальность для такого муниципалитета как наш, который живёт строго по средствам.
— Вы ведь не являетесь активным пользователем Интернета. Вас, например, нет в соцсетях, чтобы вы были общедоступны...
— Я - активный пользователь Интернета, просматриваю, в первую очередь, новости, но не испытываю потребности в том, чтобы просиживать «В Контакте», например. Жители, которые хотят пообщаться со мной по делу, звонят мне в приёмную или на сотовый телефон. Правило простое: если в приёмную звонят и оставляют свой номер телефона, я обязательно до вечера перезвоню. В любом случае!
— В Интернете многие хвалят мэра Петрозаводска, которая еженедельно выкладывает в Интернет свои видеоотчёты о проделанной работе. Почему у нас такие формы не практикуются?
— Я считаю, отчитываться о своей работе еженедельно — это немножко пафосно и не до конца содержательно. Я практиковал и практикую другие «отчёты» — выхожу в прямой эфир, это обычно бывает раз в неделю, и отвечаю на вопросы, которые люди задают. Это простое публичное общение.
— Вы же не всегда будете главой города. Чем тогда будете заниматься?
— Не знаю. Пока не планирую...
Комментарии
Вопрос к автору фотографий: это мода такая фотографировать участников беседы спиной? Или корреспондент лицом не вышел? Для чего спина в кадре?
Велик без мэра - не годится, докажите, что это его велосипед! =)