Немного сюрреализма — и вы самая модная девушка в городе
Всемирно известный историк моды Александр Васильев об авторских вещах, тюрбанах и моде вне политики
Во Владимир 4 апреля приедет историк моды Александр Васильев. И это, безусловно, значительное культурное событие в истории города. К маэстро можно относиться по-разному, но не прислушиваться к его советам – нелепо. В общем, все точно по Шоу, в смысле – по Бернарду. Помните знаменитое: «Следовать моде смешно, а не следовать – глупо»?
— Александр Александрович, вы много ездите по миру, в том числе и по России, существует ли разница в восприятии и воспроизведении моды женщинами, проживающими в столицах, городах-миллионниках и небольших областных центрах вроде нашего Владимира? В чем она выражается?
У Александра Васильева есть коллекция мужских перстней. Однако постоянно он носит всего лишь два. Оба перстня — из серебра и украшены сердоликами (декабрьский камень).
Перстень на правой руке маэстро персидской работы с надписью на языке фарси: «Помни о своем времени». Перстень был приобретен в одном из антикварных магазинов Стамбула около 15 лет назад.
Второй перстень отделан чернью и датируется концом XIX века. Он был приобретен в Тбилиси на блошином рынке. Происхождение перстня — дагестанское село Кубачи.
— Сегодня в век глобализации и одинаковых сетевых магазинов с ограниченным ассортиментом эта разница практически стерлась. Я не могу сказать, что в областных центрах женщины предпочитают вульгарные блестки и леопардовый принт, и этим отличаются от жительниц столицы, потому что и в столице сотни тысяч женщин с удовольствием носят леопардовые и блестящие вещи.
В настоящее время стремительно развивается практика покупок в интернет-магазинах. Таким образом, любая женщина имеет возможность приобрести те вещи, которые ей недоступны в магазинах ее родного города. Едва ли во Владимире найдется торговый центр, в котором бы были представлены вещи знаменитого московского дизайнера Кирилла Гасилина, чьи платья москвички разбирают как горячие пироги. Однако в Интернет-магазине любая жительница даже самого крошечного населенного пункта может заказать себе платье авторства этого модельера.
А вообще, меня всегда убивает эта черта провинциалов искать какую-то разницу между собой и жителями Москвы, причем не в свою пользу. Зачем? Каждый город и его жители прекрасны и индивидуальны по-своему. И надо всячески развивать индивидуальный стиль. Только это делает и город в целом, и отдельно каждого человека привлекательным, красивым.
— В конце XIX века, как утверждает экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Старый Владимир», владимирские портнихи умудрялись получать медали Парижских выставок. Сегодня об их успехах, да и о них самих ничего не слышно. Старые, советской эпохи, ателье закрылись, новые занимаются всем подряд – от починки одежды до скорняжества. Почему не развивается в России инфраструктура моды? Что этому мешает?
— Начнем с того, что в России никогда не было элементарного внимания к развитию индустрии моды. Понятно, что есть более важные дела, но во всех развитых в этом плане странах внимание и поддержка государства традиционно есть. Всеобщее непонимание задач по развитию текстильной и швейной отрасли привели к развалу индустриальной базы, так как все бросились производить в Китае.
Ежедневно тонны китайской «одежды» заполняют Россию, не считая прочего «серого» импорта. Все это происходит при молчаливом невмешательстве государства. О каком же развитии инфраструктуры моды в России может в таком случае идти речь?
— Владимирский театр драмы два года тому назад поставил спектакль по пьесе Сомерсета Моэма «Любовный круг». Спектакль не имел особого успеха, в том числе и потому, что костюмы в нем были из подбора, не отвечали эпохе и общественному положению персонажей. После нашумевшего в свое время фильма «Театр» зритель был вправе рассчитывать на хороший уровень сценографии и в этом спектакле, а она вызвала только сожаление и насмешки. Что бы вы могли заметить по этому поводу как сценограф?
— В один из своих приездов в Санкт-Петербург я был на «Пиковой даме» в Мариинском театре. Это очень помпезная постановка с замечательными вокалистами, но эстетика спектакля никуда не годится. По Пушкину действие происходит в начале XIX века. Но на сцене Мариинки царила полная неразбериха.
Александр Васильев — автор множества книг по истории моды и истории интерьера. Среди них «Красота в изгнании», «Русская мода», «Этюды о моде и стиле», «Александр Васильев рассказывает…», «Маленькая балерина», «Русский Голливуд» и другие.
Всего их около трех десятков.
Эти книги содержат уникальные исторические, изобразительные и фотографические материалы. Они написаны легким и увлекательным стилем, который присущ маэстро.
В первой сцене — в Летнем саду — все одеты по моде послевоенной Франции 1790-х годов, в сцене бала — в платья эпохи рококо, надетые почему-то на круглые кринолины прямо из «Травиаты». Но при этом дамам вручили еще и кружевные веера конца XIX века.
В спальне графини висела копия портрета Марии-Антуанетты из дворца Малый Трианон, который датируется 1785 годом. Но ведь графиня-то жила в Версале при маркизе Помпадур, то есть на четверть века раньше, чем написан портрет, который нам пытаются выдать за портрет графини в молодости.
Знаете, как все это называется? Кишмиш из булавок! Не могу оценивать постановку Владимирского театра, поскольку не видел ее, но замечу, что устойчивый успех спектаклей, действие в которых развивается не в наши дни, зависит не только от блестящей игры актеров, но и от тонкости трактовки всех деталей постановки. Сегодня, к сожалению, даже прославленные московские театры не особенно заботятся о соответствии костюмов, декораций и аксессуаров к той или иной исторической эпохе, считая, что русский зритель все это скушает и останется доволен. Всему виной недостаток средств и экономия.
— Комментируя в своих выступлениях широкое использование в новых коллекциях дизайнерами моды белого цвета, вы предсказали приближение военных конфликтов. И как в воду смотрели — пожалуйста, Украина. Какие сигналы и тенденции вы улавливаете в новых, представленных на подиумах мира модных коллекциях?
— Мода с ее верным чутьем давно подстраивалась под ислам. Турецкие одежды были популярной экзотикой еще в XVIII веке. В тюрбаны и шальвары от Поля Пуаре и Бакста европейские модницы облачились с удовольствием еще в сезоне 1913 года, и это был самый настоящий бум.
Совсем недавно, в 1999 году, в коллекциях Ива Сен-Лорана было шесть паранджей! И нечего ахать: создатели европейской моды спят и видят, как бы получить в клиентки арабскую принцессу и сделать ей потрясающую паранджу - это же денежки!
В Париже, в отеле «George V», я видел группу дам в черных «коконах», из-под которых виднелись шикарные туфли от самых дорогих домов, а их очки - черные, разумеется - были сплошь от Gucci, Channel, Аrmani, - есть модницы и в этом закрытом мире.
К тому же на Востоке полно радикальных мусульманок - жертв моды. В Стамбуле, в самом популярном кафе города, я видел модниц в потрясающих тюрбанах и ансамблях а-ля национальные костюмы, и все это выглядело страшно эффектно. Ислам идет на сближение. И мы наденем тюрбаны, как миленькие, и юбки удлиним, и лицо закроем. Потому что нечем крыть, все уже проиграли.
— Что обязательно должно появиться в гардеробе женщины этой весной?
— Весной-летом будет модно носить вещи с фотопечатью. Цветочные мотивы, как и положено, займут в этом сезоне свое место на полках шкафов. Впустите в свой гардероб сюрреализм Эльзы Скиапарелли, — и вы самая модная девушка в городе.
— Приходилось ли вам читать лекции на Украине? Сталкивались ли вы там с проявлениями национализма?
— На Украине я регулярно читаю свои лекции. Читал и в самый разгар гражданской войны во время всех этих баррикад и беспорядков на Майдане, однако никаких проявлений национализма по отношению к себе не испытал. Знаю, что у многих российских поп-исполнителей отменились украинские гастроли. У меня — нет, собираюсь отправиться в мае со своими мастер-классами в эту прекрасную страну.