«Русская тема звучит во мне все сильнее»
Камерный балет «Гестус» ВлГУ под руководством Андрея Марченкова в числе почетных гостей с успехом выступил на Международном фестивале «Русский танец от традиций до современности»
Камерный балет «Гестус» ВлГУ в числе почетных гостей с успехом выступил на Международном фестивале «Русский танец от традиций до современности». Это мероприятие было приурочено к празднованию 85–летия профессора, академика, заслуженного артиста России Анатолия Борзова. Высшей наградой для его ученика, руководителя балета, заведующего кафедрой хореографического и театрального искусства ВлГУ Андрея Марченкова стала похвала из уст мэтра, всю свою жизнь посвятившего сохранению и развитию русского танца.
— Андрей Леонидович, какой номер вы представили на фестивале?
— Это был «Русский вальс», музыкальной основой которого стала одноименная песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова.
Когда Анатолий Алексеевич Борзов 31 декабря позвонил нам с Анной Ивановной Марченковой и, поздравив с Новым годом, пригласил в Московский международный дом музыки на Международный фестиваль «Русский танец от традиций до современности», мы немного встревожились. Творческий почерк «Гестуса» — это авторская хореография вне каких-либо направлений. Но отказать мэтру было невозможно. Поэтому мы предложили подходящий по теме фестиваля номер, который был подготовлен к 10-летию «Гестуса». При этом я честно предупредил учителя, что в номере я пою, и направил во избежание недоразумений демонстрационный ролик.
Мы терпеливо прождали ответной реакции все новогодние праздники и в итоге позвонили сами. «Замечательно! – произнес в трубку Анатолий Алексеевич, только что вернувшийся в Москву из каникулярной поездки и едва приступивший к просмотру присланных материалов. — Когда-то вы показали, как в провинции танцуют мазурку, а теперь покажете, как надо танцевать русский вальс!» Так участь наша была решена.
— Полученное вами и вашим коллективом приглашение показаться в Москве, конечно, очень лестно. Тем не менее вас не терзали сомнения по поводу выступления на мероприятии подобного уровня?
— Для коллектива провинциального города выступать в одном концерте с прославленными мастерами большая честь. Мы всегда переживаем, не слишком ли бледно будем выглядеть на их фоне, но Анатолий Алексеевич отметает все сомнения. Важно и нужно, говорит он, показывать всем, что можно добиваться отличного результата, даже не имея условий для реализации профессиональных творческих замыслов. Это его принципиальная позиция.
Нашему коллективу повезло принять участие в столь грандиозном проекте второй раз в жизни. Ровно пять лет назад в дни празднования 80-летия Анатолия Алексеевича Борзова мы впервые стали дипломантами Международного фестиваля, организованного в его честь.
На тот момент я был выпускником Академии танца при Институте (сейчас Новом гуманитарном университете) Натальи Нестеровой. Нас пригласили в Дом Правительства РФ с номером «Мазурка», от которой Анатолий Алексеевич пришел в восторг и отметил, что такой мазурки в Москве не было лет 50.
— Этническая тема неожиданно для всех появилась в вашем творчестве три года тому назад, когда был поставлен спектакль «Пять песен о женщине». Почему вы обратились к фольклорным мотивам?
— Мой учитель посвятил свою жизнь русскому и национальному танцу. Он был одним из первых выпускников школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца Игоря Моисеева и бок о бок со своим педагогом прошел большой творческий путь. На протяжении 20 лет Анатолий Алексеевич Борзов заведовал кафедрой народного танца в Российском университете театрального искусства — ГИТИС и был родоначальником заочного хореографического обучения, программу которого разработал специально для профессиональных артистов, имеющих большую танцевальную практику.
Сейчас он возглавляет факультет хореографии Академии танца в Новом гуманитарном университете Натальи Нестеровой и пишет книги по теории русского танца, который, по его мнению, мы все просто обязаны сохранять. «Умрет культура — умрет нация», — не устает повторять он. Это тема всей его жизни. Поэтому совсем не случайно ее появление и в моем творчестве. Национальная культура и, в первую очередь, русская тема звучат во мне все сильнее.
— Очевидно, что роль вашего учителя в вашей творческой биографии со временем становится все более значимой. Насколько важна в искусстве преемственность поколений и традиций?
— Это важнее, чем ты поначалу можешь предположить. Просто тебе нужно время, чтобы осознать это. Педагоги Анны Ивановны Марченковой тоже были носителями русских танцевальных традиций. Достаточно вспомнить Игоря Валентиновича Смирнова, заведующего кафедрой хореографии Московского института культуры, преподававшего в Румынии, Японии, работавшего главным балетмейстером ведущих оперных сцен нашей страны.
Это те самые корни, которые питают наше творчество, благодаря которым мы состоялись как художники и педагоги. Мы преклоняемся перед компетентностью, мастерством, кругозором наших учителей. В свое время именно авторитет Анатолия Алексеевича Борзова и его высокая оценка, данная нашему коллективу на первом фестивале танца «Браво» на кубок губернатора области в 2005 году, позволили утвердить высокий уровень и качество хореографической подготовки студентов Владимирского государственного университета.
Именно Анатолий Алексеевич указал мне путь, заставил меня поверить в собственные силы и теперь продолжает подбадривать приглашениями на международные фестивали. Поверьте, танцевать на одной сцене с Московским государственным академическим театром танца «Гжель» — большая ответственность. Все это подтверждает, что мы на правильном пути.
— Осознаете ли вы как наследник русской хореографической традиции, что вы должны ее передать своим ученикам? Удается ли вам эта миссия в полной мере?
— Спектакль «Пять песен о женщине» на музыку Горана Бреговича, пропитанную славянскими мотивами, сложился только тогда, когда я понял, что пришло время воспользоваться теми знаниями, которые преподал мне мой учитель. Он любил повторять, что даже самая современная хореография без национального колорита не интересна.
До этого момента в репертуаре «Гестуса» не было ни одного номера, поставленного на тему национальной хореографии. Я всячески отстранялся от фольклора, этники, никогда не считал себя народником, но что-то произошло: изменилось время, изменился я сам.
Что касается поддержания традиции, то на 10-летии камерного балета «Гестус», которое мы отпраздновали минувшим летом, мне удалось убедиться, что связь поколений не утрачена. К нашему удивлению, инициативу подготовки юбилейного торжества проявили наши выпускники, в основном мальчишки. Несмотря на напряженную творческую жизнь, они ради «Гестуса» бросили все дела, еженедельно, а потом и несколько раз в неделю, съезжались из своих городов на репетиции. Праздничный концерт был построен в основном на мужских номерах. Мы реализовали даже то, о чем мечтали несколько лет – профессиональный номер «Адыгея» на десять пар, и выглядели очень убедительно. Это было своеобразным приношением наших учеников нам, учителям.
Более того, все наши выпускники продолжают поддерживать форму и охотно откликаются на приглашение принять участие в каких-либо проектах. Если ощущается некий творческий застой, они периодически интересуются, что нового у нас намечается, потому что они все еще надеются, что камерный балет «Гестус» поменяет свой статус и во Владимирском регионе появится профессиональная молодежная труппа, работающая в разнообразных хореографических направлениях. К сожалению, сегодня многие из них вынуждены зарабатывать деньги в других сферах деятельности.
— Андрей Леонидович, а каким будет в текущем учебном году выпускной спектакль?
— Особенность нынешнего выпускного курса в том, что это последний выпуск по направлению «Художественное образование» с профилем «Хореографическое искусство». Это то, с чего начиналось высшее образование в области хореографии у нас во Владимире. Три года назад набор на эту педагогическую специальность прекратился.
Мы, подтверждая педагогическую направленность образования, устроим экзамен, состоящий из двух частей. Сначала студенты подведут итоги своей практики, которая проводилась на базе коллективов школ искусств и в самодеятельных коллективах города. Затем они продемонстрируют свое исполнительское мастерство на сцене Владимирского академического драматического театра. Мы покажем два мини-спектакля: первый из них вам уже знаком — «Пять песен о женщине», тему второго я пока не буду раскрывать. Пусть это будет интригой.