Специализация «Русская православная культура»

Светлана Мартьянова рассказывает о том, что изучают в рамках курса православной культуры и кому он будет интересен

Без сомнения, религия занимает все большее место в обществе. Многие считают, что православие может стать новой национальной идеей для России, тем цементирующим элементом, который сплотит общество. Иные видят в религии угрозу демократическому развитию. Независимо от позиции, если человек думает о судьбе России, он не может обойти тему православной культуры, ее современного состояния и ее истории.

Неудивительно, что во многих городах появляются курсы изучения православной культуры. В настоящее время проводится набор слушателей на очередной курс на базе ВлГУ. Занятия начнутся уже 19 ноября. С автором и руководителем такого курса, кандидатом филологических наук, доцентом, заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы педагогического института ВлГУ Светланой Алексеевной Мартьяновой мы встретились, чтобы поговорить о том, что изучают в рамках курса, кому он будет интересен и, кто эти курсы посещает.

Идея создать такую специализацию возникла еще в 2001 году, — рассказывает Светлана Алексеевна, — и тогда же появился первый учебный план. Тогда же владыка Евлогий благословил организацию этих курсов. Однако мы очень долгое время не могли собрать необходимое количество слушателей, потому что условием университета является рентабельная группа. Впервые такая группа у нас появилась в 2009 году и, хотя мы недобрали до требуемого количества человек, Виктор Трофимович Малыгин, который тогда возглавлял наш университет, все-таки разрешил нам открыть специализацию.

Первоначально мы изучали этот курс не как сейчас — в течение 72 часов, а это было 144 часа на изучение всей программы, у нас были полноценные экзамены. И нужно сказать, что первые выпускники сейчас помогают нам с поисками новых слушателей. Помогают развешивать объявления, размещать информацию. На следующий год нам удалось собрать группу побольше, у нас было 11 человек, потом был перерыв, связанный с объединением университетов и с тем, что у меня появилась новая должность заведующей кафедрой. В этом году к нам пришло 15 человек, это даже больше, чем мы планировали изначально.

Специализация в дипломе отражалась как-то?

Нет. Слушатели, если они имеют высшее образование, получают удостоверение государственного образца о том, что они прошли эти курсы. Первые группы получали удостоверения, в которые были выставлены экзаменационные оценки. Сейчас экзаменов нет — краткосрочные курсы их не предполагают. Можно было бы увеличить количество часов, но курсы платные, в этом году их стоимость составляла семь тысяч рублей за семестр. Мы побоялись, что увеличение суммы может отпугнуть слушателей.

Мы сообщали о наших курсах на сайтах университета, епархии, распространяли информацию в храмах — здесь нам помогали наши слушатели. Также в областной библиотеке — везде, где мы могли бы набрать себе потенциальных слушателей. Люди говорили друг другу. В этом году пришла одна слушательница, а потом привела двух подруг.

Кто посещает курсы?

Люди самого разного возраста, в основном с высшим образованием, в этом году было только два человека со средним образованием. Это и мужчины, и женщины, и молодые, и среднего возраста — все, кто ощущает недостаток в знаниях в этой области, как воцерковленные люди, так и агностики.

Какие должны быть начальные знания, чтобы человек мог понимать все, что говорится на курсах?

У нас никакого вступительного испытания нет, мы не ставим какую-то начальную планку, мы принимаем всех желающих, человек сам за себя отвечает. Если человек что-то не понимает, то преподаватель обязательно порекомендует какую-то литературу. Если это взрослый человек, то он может самостоятельно находить информацию и восполнять какие-то пробелы в знаниях.

Илья Косыгин (слушатель курсов): В то же время, нужно сказать, что уровень курсов был высоким. Особенно по таким специальным дисциплинам, как догматическое богословие и история церкви.

Мы стараемся, чтобы у нас преподавали люди, имеющие хотя бы научную степень. У нас только отец Николай Горбачук — бакалавр богословия, а все остальные люди имеют ученые степени.

Какова направленность самих курсов? Они имеют религиозную направленность или культурологическую?

Они имеют просветительский, культурологический характер. Религиозный... вы имеете в виду, религиозную агитацию?

Дьякон Андрей Кураев, говоря о новом учебнике по основам православной культуры, был против того, чтобы этот предмет вели священники в школах. По его мнению, вести этот предмет должны специально подготовленные светские люди, которые не будут агитировать, а будут знакомить с предметом.

Вы видите, у нас, например, изучаются такие предметы как Библейская история Ветхого и Нового Заветов, Основы христианского вероучения. И здесь возникает вопрос: есть ли сегодня светские специалисты, способные преподавать эти предметы? Во Владимирской духовной семинарии такие специалисты есть, и у них уже есть опыт преподавания соответствующих дисциплин. Мы в данном случае отстранились от противопоставления: священник — мирянин. Главное — это опыт и знания в соответствующей области. Если у преподавателя есть знания и ученая степень — мы его приглашаем. Тем более что мы не в школе работаем, мы работаем в университете.

Предполагается, что человек может сам расставить акценты. Наша специализация — это, в первую очередь, культурологическое просвещение, которое должно восполнить пробелы в знаниях, которые нужны для адекватного восприятия определенных вещей. Например, восприятие литературы. Человек, который читает Достоевского, часто сталкивается там с непонятными евангельскими образами и ему нужно их объяснять. Часто даже на экзамене студенты не вполне представляют себе, о чем говорится в древнерусских памятниках и что имели в виду авторы 19 века, потому что они далеки от того восприятия действительности, глубоко религиозного, которое движет авторами и их героями.

Даже если вы атеист или агностик, вам необходимы представления о русской православной культуре, чтобы читать русскую литературу. Для студентов и преподавателей филологического, исторического и еще ряда факультетов это становится профессиональной обязанностью, если они работают с соответствующими текстами.

Очень много непрофессиональных высказываний, например, можно встретить сейчас по поводу романа «Мастер и Маргарита». Здесь сливаются вопросы богословия и литературоведения: нужно учитывать позицию рассказчика, Мастера, Ивана Бездомного и т.д. Если рассказчик евангельских глав — Воланд, а он, как известно, отец лжи, то будет большой ошибкой смешивать его позицию с позицией автора.

Задача нашего курса — познакомить с основами традиций русской православной культуры. Мы проходим Историю Ветхого и Нового Заветов, Основы христианского вероучения, Историю Церкви. Говорим о том, как христианская традиция воплотилась в культурных явлениях. Начиная с Древней Руси и заканчивая современностью. На каждый предмет отводится по 10 часов — по пять занятий. Мы изучаем Русскую религиозную философию, Церковнославянский язык, Христианскую литературу и Христианское искусство. Самый трудный для всех предмет — это Церковнославянский язык.

С филологическими дисциплинами, конечно, возникают трудности, это связано с упадком филологического образования в нашей стране. Сегодня в университетах не изучают древних языков. Раньше академическое университетское образование обязательно включало в себя изучение двух древних языков — латыни и древнегреческого. На Западе это сохранилось, а у нас, к сожалению, нет. Если бы студент знал древние языки, ему было бы гораздо проще разобраться в церковнославянском — языке, созданном по образу древнегреческого и специально для богослужений.

Илья Косыгин (слушатель курсов): Очень запомнились лекции по истории Церкви и христианскому искусству.

Мы приглашаем вести лекции по христианскому искусству двух женщин из Москвы. Одна из них Джованна Парравичини — она является атташе по культуре при посольстве государства Ватикан, а также работает в центре «Духовная библиотека» в Москве. Она рассказывала о раннехристианском искусстве. Затем эту эстафету подхватила Ирина Константиновна Языкова, автор книг о современной иконе. Если у нас оставалось время, то Джованна рассказывала о живописи Возрождения. Очень интересно послушать, что думает об этой живописи человек, который появился на свет на ее родине. Это очень интересный вопрос, поскольку русские религиозные философы Сергей Булгаков, Павел Флоренский очень противоречиво высказывались о живописи Возрождения. Джованна рассказывала о том, что художники Возрождения открыли для себя реальность смерти в религиозной живописи, и они не понимали, что им с этой реальностью делать.

Кому-то наши курсы помогут сформировать свою мировоззренческую позицию, для кого-то они профессионально нужны, а для кого-то, что немаловажно, курсы — это возможность человеческого общения на волнующие темы.

Курсы можно было бы назвать «христианская культура», потому что они шире, чем просто православная культура. Настоящее название продиктовано требованиями министерства — там есть такая программа.