Карл Маркс против Фридриха Энгельса
Любительский футбол послевоенных лет во Владимирской области
Владимирский футбол послевоенных лет связан не только с выступлением коллектива из областного центра в чемпионатах страны. Не стоит забывать и о многочисленных любительских командах, дававших жителям районов возможность увидеть игру в живую. Радиотрансляции матчей сборной и столичных клубов, по понятным причинам, не могли восполнить этот пробел, да и радио тогда было далеко не у каждого. Да и в самом Владимире, желание поболеть за ребят со своего завода или улицы, привлекало на матчи любительского первенства не одну сотню зрителей.
В первенстве Владимирской области принимали участие 46 команд, разделенных на 4 зоны. Соревнование проходило по кубковой системе. Иначе как иронией судьбы нельзя назвать результаты жеребьевки в 3-ей зоне, включавшей Ковровский, Вязниковский, Гороховецкий и Муромский районы. Волей случая в 1/16 финала «Карл Маркс» играл против «Фридриха Энгельса», а «Карлу Либкнехту» противостояла «Роза Люксембург». Также за выход в 1/8 боролись «Марксист» с «Комсомольцем» и «Парижская Коммуна» против «Свободного пролетария». Тут, однако, следует оговориться, что имена давались командам в соответствии с названиями фабрик, при которых они существовали. В 1-ой зоне, к примеру, обращает на себя внимание команда «Красная работница», укомплектованная отнюдь не работницами, а рабочими одноименной фабрики. Владимир на первенстве представлял коллектив Механического техникума, игравший в красных фуфайках и синих трусах.
Наряду с мужскими, как тогда говорили, командами, в первенстве выступали детские команды с теми же названиями.
Поскольку команды формировались при фабриках или учебных заведениях, все расходы по сохранению заработной платы, за проезд и суточные в пути, несли командирующие предприятия. Все игры проводились на стадионах с платным входом. Посещаемость матчей при этом была высокой. В 1949 году максимальное количество зрителей было зафиксировано в Гусе-Хрустальном – 2700 человек на матче взрослых команд, а минимальное – 100 человек, там же, на детской игре. В среднем на футбол приходило около 1000 человек. Средства, поступающие от продажи билетов, распределялись следующим образом: 10% в местный бюджет, 30% от оставшейся суммы отчислялось стадиону, из остальной суммы - 60% победителям и 40% проигравшим. Деньги, заработанные командами, перечислялись на счет их стадионов или спортивных обществ. Так что нынешним чиновникам, любящим поговорить о развитии массового спорта, есть чему поучиться.
Большинство команд имели благоустроенные стадионы, однако в некоторых местах играть приходилось на вспаханных полях, а разметка порой делалась при помощи опилок. Понятно, что такой разметки хватало не надолго. К тому времени уже появились два боковых судьи с флажками, а вот предупреждения делались устно, поскольку привычная для нас система карточек появилась значительно позже. Также
Перед началом матча составы команд сверялись с заявкой. Игроки должны были предъявить паспорт и удостоверение к значку ГТО, без которого нельзя было участвовать в любых спортивных мероприятиях. На матче обязательно присутствовал медицинский работник. Судьи в обязательном порядке сдавали экзамены на соответствующую категорию. Тем не менее, именно судейские скандалы были главной проблемой областного первенства. Связано это было, конечно же, с низким уровнем подготовки, но в первую очередь с тем, что все игры обслуживали местные арбитры. Практически после каждого матча гости заявляли протесты в адрес судейства и требовали переигровки на нейтральном поле. Как правило, такие требования отклонялись, поскольку не было понятно, кто будет нести расходы по командировке нейтрального судьи.
Бывшие фронтовики, игравшие за мужские команды, не особенно страшились травм. В сочетании с недостатком техники это порою приводило к плачевным результатам. Выбитые зубы и черепно-мозговые травмы не были редкостью. Однако, в отличии от довоенных лет, драк на поле не случалось. В то же время, игроки команды Шелкокомбината жаловались на угрозы со стороны футболистов команды «5-й Октябрь» из Струнино. Также в жалобе заявлялось, что судья в этом матче подобно тренеру инструктировал своих, т.е. струнинцев, игравших дома, не пресекал грубость, повлекшую травму игрока гостей и нецензурные выражения в их адрес со стороны местных игроков.
Самым же показательным во всех отношениях следует признать матч, состоявшийся 21 мая 1950 года в Гусе-Хрустальном. Команда из Камешково заявила протест по целому ряду фактов. Судья, по их мнению, потворствовал явной грубости хозяев. У 5-го номера камешковцев была рассечена бровь, 11-му номеру гусевской вратарь нанес удар головой в лицо, в результате чего была рассечена губа, и зашатались передние зубы. 10-й номер получил удар по колену и был вынужден покинуть поле. Причем ни одна из травм не была зафиксирована в протоколе матча, а медсестрой, дежурившей на игре, была выдана справка лишь об оказании помощи местному вратарю. Получив при взятии мяча удар ногой по голове, он на некоторое время потерял сознание и был вынужден покинуть поле. Также гости жаловались на 2 гола, забитых из положения вне игры и завершение матча на 3 минуты ранее срока. Дальнейшие события не менее драматичны. После игры, при попытке внести в протокол протест, местные футболисты во главе с тренером вытолкнули игрока гостей из судейской комнаты и попытались избить. Остановило их лишь вмешательство остальных камешковцев.
Жаловались на судью З-ва и другие команды, игравшие в Гусе, и даже местные болельщики, однако ему всегда удавалось выйти сухим из воды. По поводу же матча с Камешково у него была целая колода козырей. Во-первых, согласно протоколу, гости не обращались за оказанием медицинской помощи. Во-вторых, он заручился поддержкой судьи республиканской категории, оказавшегося на матче. Третьим тузом стал отзыв шахматистов, приехавших в Гусь на областной чемпионат и заодно посетивших игру. В нем говорилось о грубости камешковцев и объективности арбитра. Также в отзыве шахматистов почему-то выражалась надежда, что гусевской тренер сможет сделать свою команду одной из передовых в области. Имея, по-видимому, некоторые связи, печально известный на всю область судья З-ов, продолжил отравлять удовольствие от футбола игрокам и гусевским болельщикам.
Таково лицо нашего любительского футбола послевоенных лет. Многое с тех пор изменилось – что-то в лучшую, а что-то и в худшую сторону, однако тем, кто сейчас собирается развивать массовый спорт, не мешает сделать некоторые выводы из опыта прошлого.