Готовьте мелочь заранее
или кондуктор как пережиток
Когда во Владимире начали говорить о том, что из всех автобусов 28 маршрута уберут кондукторов, очень хотелось надеяться, что это всего лишь городская сплетня. Так старательно убирали с дорог маршрутки «передайте-за-проезд» - и на тебе!
Но слухи оказались правдивыми, и уже через несколько дней по «большому кольцу» колесили автобусы с предупреждающими наклейками – чтобы коллеги близко не подъезжали на остановках и чтобы пассажиры заходили через переднюю дверь. Вскоре та же участь постигла 11-й, 54-й и 13-й автобусы. И вот, «пал» под натиском перемен шестой маршрут.
Всё дело в привычке?
Поездки по городу всё больше напоминают тестирование на стрессоустойчивость. Не так давно обыденностью для Владимира стали автомобильные пробки, и чтобы к ним приноровиться, потребовалось немало времени. Теперь – новое неудобство. Время в пути в автобусах без кондуктора возросло – это факт. Средние двери открываются с запозданием, что вызывает негодование тех, кто торопится выйти. Можно наблюдать такую картину: из двух автобусов с похожим маршрутом молодёжь и люди среднего возраста стараются выбирать тот, где есть кондуктор. Деньги те же, а нервотрёпки меньше.
Как рассказал заместитель директора ООО «Бигавтотранс» Андрей Иголкин, решение было принято из-за нехватки персонала. Кондукторов убрали с маршрутов с низким пассажиропотоком – то есть, где набирается в среднем полтора человека с остановки. С такой формулировкой вряд ли согласятся пассажиры одиннадцатого автобуса. Но ездят на нём, в основном, пенсионеры с социальными проездными. А раз денег не платят, значит, их можно не считать.
По словам Андрея Иголкина, в адрес компании, конечно, поступают недовольства пассажиров, но это от непривычки. Столпотворения в дверях – по той же причине.
— Если каждый будет со сторублёвой или тысячерублёвой купюрой, конечно, автобус будет стоять долго, водитель будет считать. А если заходить с разменными мелкими деньгами и сразу отдавать 15 рублей и проходить в салон, это всё будет занимать считанные секунды.
Кстати, не все пассажиры возмущены. Некоторые считают, что это «дисциплинирует» и «проще научиться заранее готовить 15 рублей, чем накопить на автомобиль», да и «в салоне стало просторнее». Может быть, действительно всё дело в привычке?
Кругом виноваты
Впрочем, у конфликта есть и третья сторона, пострадавшая, пожалуй, больше всего – водители тех самых автобусов. На них свалились новые обязанности и упрёки от недовольных пассажиров.
— Можно подумать, мы это придумали! – возмущён один из водителей, имени которого мы, по понятным причинам, называть не будем. – Начальники говорят, что не хватает кондукторов. Но ездили же раньше как-то, все автобусы выходили на линию!
Теперь водители вынуждены учиться быстро отсчитывать сдачу с крупных купюр. В этом смысле кондуктору проще: по правилам, нужно обилетить пассажиров до следующей остановки. Водителю же никто скидок не делает: кому охота долго стоять в очереди на улице? И с приходом морозов ситуация, вероятно, обострится. Для водителей одиннадцатого маршрута, того самого, где пенсионеров в расчет не брали, дополнительная головная боль – как успеть проверить подлинность проездного билета и удостоверения личности у толпы входящих.
Путаница с дверьми – тоже проблема. «Уж если бы и делали вход через переднюю, так на всех автобусах сразу, чтобы народ привык. А то одни ездят так, другие иначе, и люди не могут сориентироваться», - говорят водители. Открыл среднюю дверь – в неё кто-то обязательно зайдёт, и потом остаётся надеяться лишь на сознательность пассажира – что тот передаст оплату за проезд.
Не все пассажиры знают, но за «зайцев» штрафуют, в первую очередь, кондуктора. Контроль и наказания на «модернизированных» маршрутах достались водителям в наследство. Поначалу, говорят, проверками не беспокоили, а что дальше будет – никому не известно. За ошибки в подсчёте денег – опять же, штраф. Плюсом к этому - ответственность за жизни и здоровье пассажиров. То есть, водители в любом случае виноваты, виноваты во всём. Зарплата, которая, по словам руководства, возросла на кондукторскую, ещё не получена. Настроения в шофёрских рядах, в основном, скептические.
Если массовых увольнений водителей и не случится, то болеть они будут часто: раньше в холодное время года переднюю дверь старались не открывать, чтобы не продуло, теперь же этого не избежать. А результат тот же - нехватка персонала.
Позади планеты всей
По оценкам экспертов, профессия кондуктора относится к списку исчезающих. Пережитком прошлого её считает и Андрей Иголкин и ссылается на то, что в большинстве крупных российских городов таких работников уже нет. В спорах о том, нужен кондуктор или нет, часто фигурирует Москва – якобы, теперь у нас как в столице. Но можно ли сравнивать? Во-первых, самый используемый москвичами вид общественного транспорта – метро. Во-вторых (и это в данном случае принципиально), проход в салон там осуществляется по магнитным картам. Сейчас они едины для всех видов общественного транспорта и бывают двух видов: по количеству поездок и по времени в пути. Купить такую карту – не проблема: они есть и в метро, и в киосках на многих остановках, и, в крайнем случае, у водителя.
Примерно так же и в странах Европы. Но там попасть в автобус можно, например, и по мобильному проездному, который приобретается через соответствующее приложение на телефоне. А в США для прохода в салон используют пластиковые банковские карты.
— Если на карте неожиданно кончились деньги, пополнить её можно прямо в трамвае или автобусе, - рассказывает Павел Захаров, полгода проживший в Бостоне. - Если у кого есть желание заплатить наличкой, то у вагоновожатого при входе стоит касса, которая принимает купюры и монетки. В автобусах стоят аналогичные. Если у тебя крупная купюра, а тебе надо заплатить только за себя одного, водитель всегда махнет рукой и скажет: «Проходи так». Но все стараются выгрести из карманов всю мелочь.
На этом фоне владимирские «новшества» выглядят скорее откатом назад. По словам Андрея Иголкина, установка турникетов и продажа магнитных карт – следующий шаг модернизации. Правда, конкретные сроки назвать никто не берётся.
— Пока об этом говорить преждевременно, так как в нынешней ситуации продажа карт не оправдает затрат. Если бы мы перевели на работу без кондуктора весь оставшийся подвижной состав, то можно уже было бы о чём-то говорить. Но этого пока в планах нет. Сначала нужно решать вопросы дополнительного привлечения водителей и приобретения автобусов, потому что необходимо увеличить количество подвижного состава для сохранения того интервала маршрута, какой был.
Следующее потрясение ожидает пассажиров и персонал в январе: по информации, которая ходит внутри компании, во все автобусы «Бигавтотранса» (а это большинство городских маршрутов) вход будет осуществляться только через передние двери. Как говорится, готовимся заранее.
Комментарии
Кондукторы это действительно пережиток прошлого! Так что движение в правильную сторону. Основная проблема сейчас это оплата наличными. Именно из-за этого возникают заторы при входе в автобус (Ну пока там водитель сдаст с 1000 рублей сдачу...). Надо идти дальше и вводить электронный карты. Входишь в автобус - приложил к терминалу и всё.
Ввод электронных карт потребует серьезных финансовых вливаний, а идти на это автобусники конечно не хотят.
Мда.. У нас все как обычно: хотели как лучше, а получилось.. На мой взгляд просто добавили пассажирам и водителям лишние проблемы и неудобства. И как, к примеру быть молодым мамочкам с колясками (к числу которых я отношусь)? Мало того, что нужно будет втащить коляску в узкую переднюю дверь, так еще и умудриться протиснуться с ней к средней площадке через весь автобус. Особенно весело в час пик, когда автобусы переполнены. Ужас((
Ребят, нормальная европейская практика. На автобусах ездит еще молодой народ, вроде не в маразме. Думаю, схватят, что мелочь нужно готовить заранее и как-то ситуация подправится. Вообще, во многих странах билеты на общественный транспорт продают в магазинчиках у остановок - это нормально.
У нас это никогда не будет работать. Никогда! Мы не Европа. В любом случае подобные нововведения очень осложнят передвижение, автобусы будут стоять на остановках минут по 30.
На 28-м маршруте кондукторов уже вернули, с сегодняшнего дня.
Ага, /news/2013/10/08/konduktor
Кто бы сомневался. Утопичная это затея, как ни крути
Похоже, стремление всё время бежать за европейскими примерами станет у нас традиционной русской игрой. Только игры эти не в пользу собственным родным гражданам. Мы, слава Богу, не Европа. И как "там", у нас никогда не будет. А не будет именно потому, что собственники не думают об удобстве своих пассажиров, а только о набивании своих карманов.
Но уж если брать примеры из Европы, то надо научиться выпускать подвижной состав в идеально чистом состоянии, с протёртыми окнами, с вытертой пылью и грязью, зимой - с окнами, обработанными антифизными составами, научиться объявлять остановки, как это везде положено, то есть, всё делать для увеличения комфортности пребывания и поездки в общественном транспорте. Вот так принято в Европе. А то у нас зимой едешь - окна замёрзшие, остановки не объявляют. А в тёмное время суток, даже через водительское окно, которое не со всех сидений видно, тоже ничего не просматривается. Летом - на окнах толстый слой пыли, даже неприятно в таком неубранном автобусе ехать. А кондукторов убирать из автобусов нельзя. Это пассажирам неудобно. И ни в коем случае нельзя превращать водителей общественногго транспорта в неких цезарей, умеющих одновременно делать несколько дел (как по Задорнову). Это опасно, а значит, недопустимо. Вот заставить водителей не слушать или, по крайней мере, не включать громко музыку в салоне - обязательно надо. Во-первых, музыка отвлекает самого водителя, повышает аварийность. Во-вторых, необходимо соблюдать тишину в общественных местах, так как постороннего шума и так хватает, а повышенный уровень шума ведёт к нервным заболеваниям, кроме того, не учитвается состояние здоровья пассажиров, у которых может и голова болеть, и зубы и всё что угодно и их раздражает громкая музыка или радиопередача. А ведь кто-то и разговаривает с приятелем в транспорте, кто-то по телефону говорит. Поэтому водитель не должен включать громкую музыку, которая, как правило, бывает ещё сомнительного качества (из тюремного фольклора, например). Лучше пусть остановки объявляет, если просто так вести автобус ему скучно. Я - против удаления кондукторов из общественного транспорта. Лучше повысьте им всем заработную плату. Высокая оплата труда - это тоже хороший пример из европейской жизни, который следует перенять.
Ксюша, а кресла с массажем и разнос напитков по салону вы не хотите?
Остановки объявляют, автобусы стали почище, хотя замерзшие стекла это действительно проблема. Но, вот скажите, вы хотя бы один раз пожаловались перевозчику? Письменно или хотя бы по телефону? Или может быть жаловались в администрацию? Если все начнут массово указывать им на это, а еще лучше - голосовать рублем, то поверьте, все быстро наладится. Но жаловаться в комментариях, конечно, легче.
И, кстати, бигавтотранс это частная компания. И в первую очередь они должны думать именно о набивании своих карманов. Как и любая другая частная компания в Европе. А думать о пассажирах их должен заставить или рынок (если пассажиры начнут массово пересаживать на транспорт конкурентов. Впрочем, у нас то их нет) или администрация (вводить какие-нибудь нормы и т.п.).
Правда если введут (а может они и есть, просто не соблюдаются) нормы по чистоте автобусных стекол, громкости музыки в салоне, новизне автопарка, вежливости кондукторов, наличию звуковой аппаратуры и т.п. - боюсь что стоимость проезда заметно вырастет. Но станет, конечно, лучше :)
Но это всё не по теме. Я вот с вами не соглашусь про кондукторов. На мой взгляд их отсутствие это как раз очень удобно. При условии, что есть возможность расплатиться за несколько секунд (карточный терминал, турникет или что-то типа того). И, честно, не понимаю как может быть иначе. Ну неужели какая-нибудь хамоватая тетенька, которая бродит туда-сюда по салону, может быть лучше чем приложить карточку к терминалу оплаты и спокойно пройти в салон?