Общество 

Владимирский адвокат будет защищать свою честь в Европейском суде

Владимирский адвокат Андрей Лыков намерен защитить своё имя в Верховном суде России и Европейском суде по правам человека. Летом 2018 года адвокат был признан виновным в покушении на подкуп потерпевшей в сумме 10 000 рублей, при этом он был освобождён от наказания в связи с истечением срока давности и считается несудимым.

Этой осенью Андрей Лыков стал известен благодаря суду со Следственным управлением следственного комитета России по Владимирской области по делу о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда в сумме 1 миллиона рублей. Поводом для иска стала размещённая на сайте Следкома информация о том, что Лыков был лишён статуса адвоката по представлению следователя, хотя это не соответствовало действительности.

— Статуса адвоката меня никто не лишал. Я написал заявление по собственному желанию, в котором указал причину: я больше не хотел находиться в одном сообществе с адвокатом-провокатором. Это заявление приобщено к материалам дела. Также в суде Лыков приобщил доказательства: выписку из решения совета адвокатской палаты Владимирской области и запись в трудовой книжке о прекращении статуса адвоката по его собственному желанию.

Решив, что опубликованная и подхваченная СМИ информация наносит вред профессиональной репутации, Лыков обратился в суд и потребовал от Следственного управления Следственного комитета России по Владимирской области 1 миллион рублей в качестве компенсации. Разбирательство длилось полтора месяца и завершилось 30 октября.

Когда в суде стали разбираться, откуда появилась ложная информация, выяснилось, что фактически это был непроверенный слух. Следственному комитету нечем было доказать свою правоту. Перед прениями судья предложила заключить мировое соглашение на условиях адвоката. И Следственный комитет пошёл на мировую. Правда, миллион рублей и 300 рублей государственной пошлины истец им простил. Андрей Лыков отмечает, что результаты этого судебного разбирательства стали прецедентом: в России ещё не было ни одного случая мирового соглашения между Следкомом и адвокатом.

В июле этого года Андрей Лыков был признан виновным в покушении на подкуп потерпевшей в размере 10 000 рублей. Главным свидетелем обвинения, по чьему заявлению было возбуждено уголовное дело в отношении Лыкова, стал тот самый «адвокат-провокатор». Андрей Лыков рассказал редакции «Старт33» свою версию произошедшего.

«Считаю, что стал жертвой хорошо спланированной провокации с участием другого адвоката, в прошлом сотрудника собственной безопасности полиции, т.к. следователи хотели вывести меня из другого уголовного дела, в котором я успешно защищал доверителя, обвиняемого по двум особо тяжким статьям, который был освобождён судом из-под стражи под домашний арест, а впоследствии подписку о невыезде. Поэтому появился адвокат- коллега, который сказал, что хорошо знает потерпевшую, знает, что она оговорила моего доверителя, морально страдает и готова дать правдивые показания, что оговорила. При этом «товарищ по оружию» предложил, чтобы подбодрить, дать ей тысяч 5, 10 рублей. Поэтому на следующей встрече я снял деньги в банкомате и передал 10 тыс. рублей адвокату – провокатору. Как потом выяснилось в суде, потерпевшая ничего не знала ни о каких деньгах.

— Мы с другим адвокатом связаны кодексом профессиональной этики, поэтому я разговаривал с ним открыто, не опасаясь провокаций, и то, что он участвует в ОРМ в отношении меня не мог представить даже в страшном сне. Мы, адвокаты, не можем участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях в отношении другого адвоката. Поощрение потерпевшего за дачу правдивых показаний не является уголовно наказуемым деянием. У меня не было состава преступления.

Андрей Лыков, ссылаясь на материалы дела, исследованные в суде, пояснил, что обвинение построено на домыслах, догадках, предположениях и, по его мнению, фальсификации материалов уголовного дела. Как пример из протокола судебного заседания:

— Я ему [коллеге-адвокату] задаю вопрос: «Вы говорите, что я вас шантажировал и угрожал. Чем вы это можете подтвердить?» На всех записях нет ни слова о каких-то угрозах, при он меня пытается на что-то спровоцировать. Никаких угроз, шантажа с моей стороны – ничего нет. И вот он мне говорит (запись в протоколе судебного заседания): «Открыто вы мне не угрожали. Но при разговоре лукаво улыбались, ухмылялись и подмигивали». Это в материалах дела. Я говорю: «Ваша честь, как я могу угрожать, подмигивая и ухмыляясь?!» Это не может быть доказательством. Это предположения и догадки, которые являются недопустимым доказательством в уголовном праве.

Свидетелем в суде выступал бывший заместитель прокурора города, который в своё время отменил постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Лыкова и обосновал это на четырёх листах. Однако суд счёл его доводы «субъективным мнением». В суде он также сказал, что это провокация с участием другого адвоката, бывшего сотрудника правоохранительных органов.

Далее Лыков пояснил, что информация, размещённая на сайте Следкома о каких –то 1,5 млн. рублей, которые он хотел получить со своего доверителя, также не соответствует действительности, т.к. уголовное дело возбуждено по статье о покушении на подкуп потерпевшей в сумме 10 000 рублей, а не – мошенничество. «Это следователь додумал, что я дал «коллеге» свои десять тысяч рублей, чтобы в последующем компенсировать затраты из 1,5 млн., полученных с обвиняемого».

Апелляцию, поданную во Владимирский областной суд, Андрей Лыков проиграл. Причины он видит в том, что судейское сообщество очень крепко связано друг с другом и, кроме того, каждый из них боится, что, вынеся оправдательный приговор, он получит обвинение в коррупции. Адвокат отмечает, что за последний год во Владимире по уголовным делам не было вынесено ни одного оправдательного приговора. В целом по России подсудимых признают виновными в 99,96% случаев.

Сейчас Андрей Лыков готовит кассационные жалобы в Президиум Владимирского областного суда, Верховный суд России и в Европейский суд по правам человека.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.