Котлетки — отдельно, таблетки — отдельно
Владимирские больницы переходят на аутсорсинг в организации питания
Больничная еда — притча во языцех. В незапамятные времена пациенты вынесли вердикт: «Несъедобно!» Миф живуч. Тем более что в некоторых стационарах работники кухни его старательно поддерживают — готовят невкусно, порционные нормы не соблюдают, списывая все огрехи на убогое финансирование. Тупик? Вовсе нет. Оказывается, есть выход. Решение проблемы — в разделении труда: пироги должен печь пирожник, сапоги тачать сапожник, а медики — лечить, не отвлекаясь на не специфические для них функции. Реализовать народную мудрость на практике позволяет система аутсорсинга — передачи организации питания сторонним фирмам-профессионалам.
С 1 января 2016 года на аутсорсинг в организации питания перешли Киржачская и Александровские районные больницы, с 1 апреля — стационары Коврова. Еще раньше — Областная клиническая больница. Как заявил директор департамента здравоохранения Александр Кирюхин, готовятся передать «непрофильный актив» еще ряд лечебных учреждений региона-33.
Директор департамента здравоохранения Владимирской области Александр Кирюхин
— Аутсорсинг для здравоохранения — система не новая. Во Владимирской области уже давно больницами переданы на аутсорсинг некоторые виды услуг, напрямую не связанных с лечением. Например, стирка белья, «коммуналка», — рассказывает Кирюхин. — Первый опыт аутсорсинга в организации питании был лет 10 назад, и он был неудачный, потому что возникли проблемы по линии страховой медицины. Сейчас изменились нормативные акты и подход к организации лечебного питания. Мы отошли от привычных диетических столов. Теперь диетпитание делится по уровню жиров, белков, углеводов. Аутсорсинг позволил обеспечить качественным питанием пациентов и при этом освободившиеся бюджетные средства направить непосредственно на оказание медпомощи.
Много денег не бывает, и имеющиеся средства надо рационально использовать, говорит главный доктор региона-33. Экономические реалии только подтверждают его правоту — чаще всего шаг в сторону аутсорсинга элементарно спасает районные и городские больницы от банкротства.
Например, в Александровском районе в 2015 году произошла реорганизация местной системы здравоохранения. Под эгидой ЦРБ объединились пять крупных лечебных учреждений, три из них имеют койки круглосуточного пребывания пациентов — в Александрове, Струнине, Карабанове. Пищеблок в присоединенной Струнинской больнице был в аварийном состоянии. Износ оборудования в Струнине и Карабанове — 75-100%. Общие затраты на приведение трех пищеблоков, включая и александровский, в соответствие с санитарными правилами составляли более 16 млн рублей.
— Не могу сказать, что решение было простым — опасения были. Мы понимали и понимаем ответственность перед своими пациентами, знаем, какое значение для лечения больного, поступившего в стационар, имеет диета, — рассказывает главный врач Александровской районной больницы Владимир Анучин. — Важно было, чтобы на пищеблок пришли люди ответственные, имеющие опыт и возможности организовать трех-четырехразовое лечебное питание, соответствующее всем требованиям.
Главный врач Александровской районной больницы Владимир Анучин партнерами-аутсорсерами доволен
Вместе с департаментом александровцы готовили конкурсную документацию — скрупулезно, не один месяц, стараясь учесть все возможные подводные камни. Подробно изложили в техническом задании требования. Вышли на торги. По их результатам заключили контракт с опытной фирмой — ООО «Здоровое питание», которая уже не первый год работает по этому профилю в Кировской области. Кировцы открыли во Владимире филиал и, кстати, здесь платят налоги, предоставляют нашим жителям рабочие места, закупают продукты у местных производителей. Кроме того, за свой счет отремонтировали пищеблок в Александрове и доставляют в специальных термоконтейнерах горячую еду в Струнино и Карабаново. По этой же схеме организовано и питание пациентов киржачской больницы.
— Мы смогли сократить 21 штатную единицу немедицинского персонала и в среднем снизить расходы на организацию питания. Освободившиеся средства направим на стимулирующие выплаты медработникам, закупку лекарств, оборудования. Например, после ремонта в хирургическом корпусе будет полностью обновлен оперблок. Важно, что в контракте, заключенном на два года, указаны фиксированные цены, и это обезопасит нас от инфляционных процессов, —подчеркивает Владимир Анучин.
В качестве важного бонуса к сотрудничеству с аутсорсером лечебные учреждения получают возможность заработать на некогда убыточных пищеблоках. Так, в том же Александрове «Здоровое питание» платит за аренду помещения и оборудования.
Пищеблок в Александровской районной больнице: ремонт — сделали, продукты — качественные, готовят — вкусно
При этом система контроля за тем, что подают к столу пациентов, остается за больницей. В обязанности лечебного учреждения входит ежедневный контроль как процесса приготовления пищи, так и готовых блюд. Проверяют все: исполняется ли меню, утвержденное на неделю, тот ли набор продуктов закладывают в котел, соответствует ли блюдо нормам калорийности, сбалансированности и способам приготовления.
— У нас в лечебном учреждении есть совет по питанию. Периодически члены совета выходят в отделения и проводят опросы. В целом мы имеем положительные отзывы пациентов и по качеству пищи, и по разнообразию. Несколько раз проверяли работу аутсорсера комиссионно с участием представителей Росздравнадзора, Роспотребнадзора — они тоже положительно оценивают организацию питания. Лично мне импонирует подход к работе ООО «Здоровое питание». Их большая обеспокоенность за результат своего труда, моментальное реагирование на пожелания. Наши партнеры действительно умеют организовать работу — опыт чувствуется. Больше скажу: за работу аутсорсера пациенты АРБ голосуют ложками — отходов практически нет, и не потому, что порции маленькие (порции полностью соответствуют норме, как и строгое следование принципам лечебного питания), а потому, что вкусно.
Нет претензий к аутсорсеру и у Ковровской центральной горбольницы. А еще недавно врачу-диетологу этого лечебного учреждения Татьяне Миславской пришлось через СМИ извиняться перед пациентами за скудный рацион. В больнице были перебои со всем, даже с хлебом, одно время и чая больные не видели, а перед этим исчез компот из сухофруктов — подвел поставщик. Компот на обед заменили чаем, но и чайный НЗ закончился быстро. Пришлось проводить прямую котировку на чай...
— Передача организации питания на аутсорсинг избавила больницу от необходимости тратить время и ресурсы, в том числе и финансовые, на закупку продуктов через торги. В условиях часто меняющихся цен и вероятности довериться ненадежному поставщику — это большой плюс. Сейчас мы сосредоточены исключительно на контроле за качеством лечебного питания, которое по-прежнему остается неотъемлемой частью комплексной терапии больного, — говорит Татьяна Николаевна. — Пациенты почувствовали разницу и оценили результат.
— Наши первые шаги в аутсорсинге по организации питания в стационарах (взрослых) показывают, что направление выбрано верное, — подытоживает глава облздрава Александр Кирюхин. — А в выигрыше же, прежде всего, пациенты: они получили эффективную медпомощь и вкусную еду — залог быстрой реабилитации и хорошего настроения.