И медовуха превращается... в квас
Как в Суздале ловили медовушников-нелегалов
Жарким воскресным утром общественные контролёры проектов «Знак качества» и «Агенты» собрались в Суздале, чтобы как бы незаметно (молодёжь облачилась в футболки с крупной надписью « Федеральный проект "Агенты"») проверить точки продажи медовухи. И дело не только в Фестивале медовухи, который планируется провести в сентябре.
— В федеральное экспертное бюро нашего проекта обратился житель города Москвы, который сообщил, что отравился медовухой, приобретённой в городе Суздале. Мы с коллегами решили проверить, как вообще обстоят дела с торговлей данным напитком на территории города и, собственно, выехали, — говорит куратор федерального проекта «Знак качества» по Владимирской области Дмитрий Семёнов, — В процессе наших мероприятий выяснилось, что в Суздале есть легальные производители медовухи, так и кустарное производство. Получается ситуация, что турист, приехав в Суздаль, имеет все шансы отравиться данным напитком, не дай бог попасть в больницу. Это бьёт по имиджу туристического города, это во-первых, во-вторых, даже если он приедет сюда во второй раз, медовуху он здесь покупать не будет. А в принципе, медовуха — это же бренд. И мы как общественники не можем остаться в стороне.
Активисты насчитали в Суздале 19 точек продажи медовухи. Первая контрольная закупка проводилась неделю назад. Тогда, с опасностью для жизни и здоровья (контролёрам везде пришлось попробовать образцы), была произведена контрольная закупка на 9 точках. После все бутылки «домашней медовухи» были отданы на экспертизу. Единственное, на что решили общественники проверить напиток, — на крепость. Состав содержимого бутылок не изучали, потому что канонического рецепта медовухи нет. Но и результаты анализа крепости оказались прелюбопытны: жидкость в бутылках содержала 7%, 9% и даже 13% алкоголя. В последнем варианте продажа напитка классифицируется уже как подпольный оборот алкогольной продукции.
Второй день борьбы с медовушниками-нелегалами также начался с контрольной закупки в одной из уже изученных точек. После вся толпа контролёров отправилась ловить подпольщиков.
— Кто хозяин? — поинтересовались контролёры, подходя к лотку, где 5 минут назад была куплена бутылка медовухи без опознавательных знаков.
— Я, — отозвался мужчина в стоящей рядом палатке.
— У вас есть документы на медовуху?
— А, нет, нет, это не моё. Сейчас продавец придёт.
Пока контролёры ждали продавца, решили пройтись по соседним лоткам с медовухой. И, пока проверяли документы у одной из продавщиц, ещё одна дама, торговавшая напитками рядом, убежала, перемахнув через забор и оставив без присмотра весь товар и рацию на прилавке.
Вскоре пришла и продавец Юлия, которую так ждали общественные контролёры. По её словам, то, что активисты только что купили как «медовуху», — не что иное как «медовый квас». То, что в его составе 4% спирта, Юлию не смутило: «Ну, он же стоит на солнышке, бродит. Это естественный процесс». На руках у продавца документов на «медовый квас» не оказалось, но разрешения на торговлю были, и контролёры пришли к выводу, что это добросовестный торговец.
— Это делается на пасеках, на хороших пасеках, потому что столько лет работаем — ни одной жалобы не было, — говорит Юлия. — У частников, которые торгуют на лавочках, практически у всех типа пасеки, но там же стоит и алкоголь по 40 градусов, и хреновухи и всё остальное. Мы хотя бы платим налоги, но вы спросите там — у кого-то что-то есть? У нас есть медицинские книжки, у нас все документы есть. Мы стоим в фартуках, как положено, в центре города. А на лавках что творится, что творится через речку у частников... Какие-то бабушки сидят, и люди выливают здесь всё это.
Юлия пожаловалась на «гастролёров», якобы представляющих некую общину и продающих медовуху с «мёдом чёрной лесной пчелы». Вот такие продавцы, считает она, подрывают имидж Суздаля.
В поисках подпольщиков контролёры отправились вниз по улице. У местного ЗАГСа они наткнулись на торгующую неопознанной медовухой бабушку. Её недоверие к продукции возмутило, и она даже высказала угрозу, что будет жаловаться Светлане Орловой.
— Я работаю очень долго, 15 лет, — говорит Татьяна Евгеньевна. — Мы это производство подняли, когда процесс туризма немножко снизился — ну, перевалочный момент в экономике, — мы на маленьком столике всё равно торговали. Без единого выходного 15 лет! А для Суздаля, если я как предприниматель, за историю, за сохранение исторической ценности я сделала очень много.
Когда контролёры попросили документы, Татьяна Сокова ответила, что хранит их в ЗАГСе, а он сегодня закрыт.
По пути к следующей точке торговли к группе активистов прибился местный мальчишка и рассказывал контролёрам всевозможные истории про проверенную только что бабушку.
— Вы чего с ним разговариваете? — возмутился руководитель федерального проекта «Агенты» во Владимирской области Андрей Злобин, шедший впереди, — Он же ходит и продавцов про нас предупреждает!
Мальчишка моментально побежал в противоположную сторону.
На своём пути общественные контролёры встречали полупустые прилавки с бутылками медовухи исключительно фабричного производства. Продавцов поблизости не было. Ещё на одной точке, издалека увидев приближающихся контролёров, продавцы-частники стали спешно убирать бутылки в багажник своей «Волги». К моменту прихода активистов на прилавке были лишь леденцы и пряники. На все вопросы торговавшая дама отвечала, что не торгует медовухой.
— Мы на прошлой неделе сняли на видео, как купили у вас медовуху, — возразил Андрей Злобин продавщице.
— У меня не медовуха была, у меня был квас, — ответила женщина.
— У нас есть видеозапись. Мы разговаривали про медовуху.
— Ну, она медовуха, но она медовый квас
— То есть, как медовуху вы нам продали квас?
— Медовый квас. Медовуха — она же безалкогольная и алкогольная, она ж всякая бывает.
— Ну, мы проверили, знаете, сколько в вашем медовом квасе градусов? 7,7 градусов.
Женщина ничего не ответила и лишь пожала плечами.
Больше точек в этот день не проверяли и пришли к выводу, что стратегически надо было устраивать проверку иначе — врассыпную, чтобы продавцы не успели сбежать. Антимедовушные рейды по Суздаю продолжатся и в будущем. В следующий раз по точкам вместе с активистами пройдутся представители городской администрации и полиции.