Скажи себе «да»
Дария Сёмина — о том, как жизнь превратилась в «НебоКновенную» музыку
Во Владимирской областной филармонии 15 мая — премьера: концерт-соло «НебоКновенно» владимирской исполнительницы Дарии Сёминой. Она представит свой авторский сольный альбом, а кроме того исполнит песни на стихи Вертинского, Маяковского, Вознесенского, композиции из мюзиклов. Зрителям обещаны новые песни, неожиданные образы, оригинальные костюмы и сценография, а ещё множество сюрпризов, которые пока держатся в строжайшей тайне… Незадолго до концерта-соло Дария рассказывает читателям Старт33 о том, как радости и печали жизни превратились в музыку.
— Альбом, который ты презентуешь — почему он появился?
— Это, можно сказать, результат восьмилетнего молчания. Прошлый мой сольный концерт состоялся ещё в 2007 году. Мне было 19, я была очень вдохновлена — только что приехала из Италии, цвела, мне хотелось петь, хотелось жить. А после этого был такой затяжной период: я заканчивала вуз, затем — магистратура, аспирантура — я занималась теорией, педагогикой и забыла о собственном творчестве. Остались какие-то недоделанные песни, какие-то легли на полку на несколько лет, какие-то крутились в голове, но всё это было в неком «спящем режиме». Прошло время, что-то во мне изменилось, мир изменился, люди вокруг меня поменялись…
Очень многое я пережила в плане отношений с людьми: за прошедшие годы весь прошлый круг друзей просто сошёл на нет. Это меня не сломало, но что-то поменяло и, наверное, дало толчок творить — дописать, доделать. И так случилось, что определённое количество песен готово к тому, чтобы показаться миру. Чувствую, что настало время, что больше не могу молчать. Мы не должны забывать о своём внутреннем огонёчке, нельзя себя закрывать, нельзя ни в коем случае говорить себе «нет». Если мы не скажем себе «да», то кто скажет? Каждый имеет на это право. Я сталкиваюсь с подобной проблемой у студентов, когда к тебе приходит человек, и ты видишь во всём «нет». Даже в качестве педагога я хочу им показать своим творчеством: вот, смотрите — это ваше «да», вы должны себе это говорить.
— И как же рождалось «НебоКновенно»?
— Решение о записи альбома было принято год назад, прошлой весной. В нужное время вокруг появились нужные люди: кто-то из них вселил в меня уверенность, кто-то подсказал, что пора действовать, родители как никогда поддержали меня… Судьба свела меня с талантливым музыкантом и аранжировщиком Олегом Губановым, мой наставник и учитель Вячеслав Мокану дал название моему альбому — так началась моя новая история с красивым именем «НебоКновенно». Это еще одно доказательство того, что Вселенная помогает тому, кто зажигает внутри свой огонь. Запись этого альбома стала для меня сокровенным, внутренним процессом, поэтому в нем участвовали только те музыканты, которые хорошо знают меня. Многие партии в песнях сыграны необычайно талантливым полимузыкантом Евгением Харитоновым, очень красивые соло на саксофоне от Михаила Сухарева, любезно согласился мне помочь Илья Емельянов. А драматичную и глубокую песню «Листок» сыграл самый любимый мой гитарист — Александр Горбатов. В заглавной песне «Необыкновенно» вы услышите ангельские голоса: это поют маленькие звездочки из группы «Детвора» под руководством Ольги Гущиной.
— А есть ли среди песен какая-то особая для тебя?
— Сложно выделить какую-то одну, потому что каждая из этих одиннадцати песен — какой-то этап моей жизни, и все, о чем я пою – это моя душа, моя боль, моя радость… Взять хотя бы песню «Друг», которая скоро выйдет в ротацию. Это история моего разочарования в людях, которых я любила и отдавала все, что у меня есть. На первый взгляд она кажется легкой, даже легкомысленной, нейтральной и светлой, но за этим напускным равнодушием скрывается глубокое переживание, целый вихрь чувств! Эта песня — для внимательного слушателя, а я таких очень люблю.
«Сёмина тащит дочку за уши»
— А с чего вообще всё началось, когда ты почувствовала, что сцена тебя манит?
— В каждой научной работе есть «Введение». Вот, у меня в жизни было своеобразное творческое «введение» — обучение в студии эстрадного вокала, где преподавала мама [певица Лариса Сёмина]. Ей было комфортно, что дочка рядом, в зоне видимости, занимается делом. Но был один переломный момент — как это бывает в подростковом периоде, когда мы начинаем острее себя осознавать в этом мире... В нашем городе появился первый детский конкурс эстрадных вокалистов, и мама выставила на него плеяду своих лучших учеников. Помню, вдруг мне стало так обидно, что я до сих пор ничего из себя не представляю… Решилась — и попросилась тоже участвовать в конкурсе наравне со всеми! Мама, конечно, не ожидала такого поворота событий, но не стала меня отговаривать. Более того, она очень серьёзно к этому отнеслась, потому что прекрасно понимала, что если на конкурс идёт дочка Сёминой — значит, нужно готовиться. И она шикарно меня подготовила. В номере танцевали учащиеся хореографической школы, специально для конкурса была написана песня, играли живые музыканты — звёзды владимирского джаза: Станислав Фёдоров, Юрий Воронов, которого, сожалению, уже нет с нами, Дмитрий Бугаков. Такие мастера мне играли, маленькой козявке! Да еще и юный саксофонист, мой ровесник — Саша Бочков — со мной на сцене! И когда я стала единственной из учеников, кто прошёл в финал — это уже был для мамы момент истины. А я почувствовала удовольствие от выступления на сцене, поняла, что мне это очень нравится, что я себя больше ни в чём не вижу. И «понеслась», как у меня студенты говорят.
— В артистической среде нередко родители отговаривают детей от того, чтобы они шли по их стопам, на сцену. С тобой такое было?
— Нет, меня не отговаривали, родители заняли нейтральную позицию. Когда я была маленькой – есть такой период 4-5 лет, когда непонятно, кем дети будут, — они меня определяли во все творческие кружки, какие только возможно. Я рисовала, лепила, вышивала, танцевала, гимнастикой занималась… Всего по чуть-чуть. И за мной наблюдали, где мне комфортнее — откуда уйду, где останусь. Был момент такой: помню, пришла в кружок изобразительного искусства. Рисовали радугу, а я её изобразила на вертикальном листе, и надо мной все начали смеяться, и, прежде всего, начал смеяться сам руководитель. Было так обидно, что я перестала туда ходить. Так во мне художника убили… (смеётся) В конце концов, осталась в музыкальной школе и развивалась по двум направлениям — как музыкант и как вокалистка.
— Есть некий стереотип, что детям известных людей всё легко даётся — им всё на блюдечке принесут. Приходилось преодолевать такое к себе отношение?
— Я с большим трудом его преодолевала. И даже до сих пор встречаю отголоски этого стереотипа. Но это мне, на самом деле, больше помогало, потому что когда тебе постоянно предъявляют: «Ну конечно, у тебя такая мама… С такой мамой можно горы свернуть», хочется работать больше, чтобы доказать, что есть ещё я и что я могу сделать что-то самостоятельно. Самые больные для меня слова, что «Сёмина тащит дочку за уши» – звучали, наверное, вплоть до первых моих своих сольных концертов. Пока я не показала себя как солистка на большой владимирской сцене, было много разговоров, потому что кто-то знал отчасти, кто-то вообще не видел никогда, но многим было очень удобно говорить неприятные вещи. Потому что это в принципе свойственно человеку — искать недостатки, но не чтобы их исправить, это была критика ради критики. Но она меня стимулировала идти дальше, вперёд, только бы выпутаться из этого. И это очень хорошо, что я не была одарённым ребёнком, с кучей дипломов, кубков, избалованная вниманием и восторженным окружением. Меня мало хвалили, и это, наверное, закалило. Теперь мне легче и студентам какие-то вещи преподносить.
Популярность в кредит
— В тот период, когда ты ещё начинала как артистка, на российском ТВ начали «ковать» звёзд напоказ. Не было ли желания покорить Москву, покорить телеэкран?
— Все эти истории заканчиваются большими деньгами. Ими кончилась и моя история. Для меня всё перевернулось, когда я попала в один крупный проект. Там всё говорилось открытым текстом, две фразы ещё долго звенели в моей голове. Первая: «А почему вы так поздно приехали? У нас за полгода уже всё сложилось. Все места уже заняты». А вторая фраза: «У вас столько-то тысяч евро есть прямо сейчас?» Я не единственная. Из нашего города многие, на самом деле, тайком, не говоря педагогам, ездили на кастинги. Есть те, которые пробивались – например, несколько человек на «Факторе А» доходили до Пугачёвой, Лолиты, Николаева... Но практически каждому отказывали по разным причинам. Вот сейчас на другое телевизионное шоу самая популярная причина отказа: «Парень извини, ты хорош, но у нас тут очередь с предыдущего сезона. Надо пропустить ребят, понимаешь?» Конечно, могут одного из сотни с улицы пропустить, чтобы он потом всем рассказывал: «Да, я ничего не делал! Я просто попал! Меня просто за мой голос взяли» Но, наверное, их и пропускают, чтобы были такие легенды. А в основном, всё решается, как и у нас в городе — связи. И деньги.
— А сколько денег нужно, чтобы раскрутиться?
— Смотря какой уровень. Если на большой, то в Москве существует коалиция нескольких продюсеров. Туда пробиваются с такими деньгами, на которые можно спокойно купить квартиру в Москве, дом за границей, хорошую машину… На эти деньги можно самому неплохо раскрутиться, если есть голова на плечах, опыт за плечами и хорошая команда за спиной! Либо можно выстрелить один раз и потом долго отрабатывать. Это же поглощает. Инвестиции — сложный процесс…
— Примерно как ипотека?
— Да, именно! То есть, либо ты – сын или дочь Рокфеллера, либо придётся отрабатывать. У талантливых музыкантов появилась отдушина — интернет-продвижение. Это действительно находка. Многим удаётся собрать свою аудиторию и быть какое-то время в андеграунде, но опять же, когда они достигают какой-то определенной популярности, им приходится выходить дальше, на большую сцену – и тогда уже начинается большая игра. Там уже зависит от ловкости рук.
— Эстрада — это целая инфраструктура, в этом заняты исполнители, музыканты, авторы, звукозаписывающие студии. Владимирская эстрада — что это такое? И чем она отличается от большой эстрады?
— От большой эстрады отличается очень многим. В первую очередь, конечно, деньгами. А ещё масштабами. В целом, если говорить про эстраду, у нас не так много творчества. Многие наши артисты используют уже готовые клише, образы, может быть, думая, что владимирскому зрителю именно это надо. Хотя я не согласна: здесь публика соскучилась по свежим, неожиданным решениям, по какой-то новой музыке. Это просто нужно попробовать. Мало авторского творчества как такового. Очень мало моих коллег, которые продвигают свою музыку, в разных направлениях можно насчитать всего по 1-2 исполнителя. Больше творческого подхода, больше чего-то своего — вот это хочется увидеть во многих из них. Разумеется, я никому себя не противопоставляю, я — такой же творческий житель города Владимира. Тоже работаю во многих стилях и адаптируюсь к атмосфере, в которую попадаю. Но ни в коем случае нельзя путать работу и имиджевые мероприятия. Вот на последних часто вижу не тех людей, за которых они себя выдают.
— Ты состоишь в труппе Молодёжного музыкально-просветительского театра. Не так давно была озвучена идея строить во Владимире оперный театр. Как ты отнеслась к такой идее?
— Меня, конечно, можно назвать ещё человеком молодым, который не имеет права рассуждать о таких глобальных вещах, но, тем не менее, я получила профильное образование «Менеджмент в сфере культуры и искусства», и хоть немного, но в этом разбираюсь. Мне кажется, гораздо более актуально сделать в принципе музыкальный театр. Оперный театр нашему городу не по зубам: у нас элементарно не наберется такого количества кадров для театральной труппы! Музыканты, танцоры, вокалисты – и все должны иметь профессиональное образование в академическом искусстве! Все должны дневать и ночевать в стенах оперного театра, чтобы сделать серьезную постановку. Найдутся ли в нашем городе режиссеры, которые будут компетентны в оперном жанре? Или мы будем приглашать из Москвы, Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода режиссеров, сценаристов, сценографов, костюмеров, гримеров и всю театральную труппу? Тогда проще сделать филиал Мариинского театра во Владимире, но не заявлять о нем как о некой культурной «изюминке» региона. Более того, нужно понимать, что Владимир не настолько велик, чтобы постоянно обеспечивать оперный театр заполненными залами. Я убеждена, что такие серьёзные учреждения культуры как оперный театр нужно создавать в крупных городах, чтобы зритель менялся, и в городах, куда с периферии приезжают специально посмотреть оперу — чтобы на этом была построена даже какая-то туристическая ветка. Музыкальный театр в целом — другое дело. У нас тоже, давно уже, лежит на полке бизнес-план театра эстрады. И даже команда готова, есть все необходимые творческие ресурсы. Но чиновникам это не интересно…
— Эстрада — лёгкий жанр?
— Да. Но как раз здесь больше публики и наберётся. Я понимаю, как эстрадная вокалистка, я буду говорить про свой театр эстрады. Если мыслить более объективно, актуальнее создать какой-то общий музыкальный театр, где будет и опера, и оперетта, и музыкальная драма, мюзиклы, ревю, речевые жанры. Всё вместе. Только тогда это может окупиться, только тогда это может быть интересно большинству – не только владимирцам, но и области, и всему Центральному региону. Но для этого музыкантам Владимира нужно объединиться. А это, я считаю, либо утопия, либо нужно приложить колоссальные усилия, чтобы все мастодонты нашей владимирской богемы просто пожали друг другу руки и сказали: «Давай работать вместе». Мне кажется, это из области фантастики.
Душа напоказ
— Артист — это ведь не только наличие слуха и голоса, это нечто большее. Что же такое артист и можно ли это в себе воспитать, найти, что должно человека отличать?
— Это ювелирная работа педагога – найти в человеке артиста, либо понять в какой-то момент, что артиста в человеке нет. Я даже не знаю, с чем это можно сравнить. Ну вот, есть какое-то чутьё у людей, которые ищут золото, алмазы, они понимают, что вот здесь оно должно быть, и они очищают и находят. У нас очень часто бывали ситуации, когда пришёл человек и, вроде бы, никто на него внимания не обращает, и голоса-то особо нет, и смотрит он в пол. И в этот момент педагогу, который определяется к этому студенту, нужно найти кнопочку, чтобы тот раскрылся. Это очень тонкая психология, направленная на каждого человека в отдельности.
Моя мама где-то нашла очень хорошую фразу: «Мы, выходя на сцену, занимаемся душевным стриптизом». Мы оголяем своё внутреннее. А кому хочется оголять то, что у него там внутри сидит? В общественном транспорте в час-пик, когда кто-то стоит слишком близко, входит в нашу «интимную зону» — мы начинаем нервничать, и это только физический контакт. А душевный контакт — он гораздо глубже, он более болезненный, тонкий. И у очень многих закрывается этот замочек, когда в каком-то чувствительном возрасте человек начинает петь, либо танцевать, либо что-то рассказывать, а его осуждают. Грубо говоря, плюют в раскрытую душу. В такие моменты можно убить в человеке Артиста. А если подобная история происходит в более позднем возрасте, то сила характера, сила воли могут сотворить чудеса, и вопреки всему рождается Артист! Конечно, не все биографии творческих людей начинаются с противостояния, но конфликт всегда дает искру, особенно, если почва благодатная. Но даже не внешние факторы и жизненные обстоятельства играют определяющую роль в формировании Артиста. Нужно по-своему чувствовать, по-своему видеть, слышать, думать. А можно ли это в себе воспитать – можно. Я в себе это воспитала.
— А как ты себя искала?
— Как и все, методом проб и ошибок. При любой возможности выходила на сцену, работала в совершенно разных стилях и направлениях, слушала много музыки, общалась с талантливыми и интересными людьми, попадала под их влияние. Когда почувствовала в себе потребность писать, начала писать рассказы, стихи, песни… Первые из них недостойны чьего-либо внимания, последние собраны в «НебоКновенно». Любой труд приводит к какому-то результату, главное — уметь ошибаться и проигрывать. Сейчас я уже помогаю другим молодым вокалистам искать себя, и я чувствую, как расту вместе с ними, делаю свои выводы, многое начинаю понимать, многому учусь, в том числе и у них! В моей жизни было и есть много креативных, мудрых, духовно богатых людей, и каждый из них для меня — учитель, к каждому я прислушиваюсь, впитываю то, что они говорят, принимаю энергию, которую они мне дарят. Так я становлюсь богаче с каждым днем. Судьба дает нам всё, надо просто быть внимательнее.