Скажи себе «да»

Дария Сёмина — о том, как жизнь превратилась в «НебоКновенную» музыку

Фото: Александр Сухов

Во Владимирской областной филармонии 15 мая — премьера: концерт-соло «НебоКновенно» владимирской исполнительницы Дарии Сёминой. Она представит свой авторский сольный альбом, а кроме того исполнит песни на стихи Вертинского, Маяковского, Вознесенского, композиции из мюзиклов. Зрителям обещаны новые песни, неожиданные образы, оригинальные костюмы и сценография, а ещё множество сюрпризов, которые пока держатся в строжайшей тайне… Незадолго до концерта-соло Дария рассказывает читателям Старт33 о том, как радости и печали жизни превратились в музыку.

Альбом, который ты презентуешь — почему он появился?

Это, можно сказать, результат восьмилетнего молчания. Прошлый мой сольный концерт состоялся ещё в 2007 году. Мне было 19, я была очень вдохновлена — только что приехала из Италии, цвела, мне хотелось петь, хотелось жить. А после этого был такой затяжной период: я заканчивала вуз, затем — магистратура, аспирантура — я занималась теорией, педагогикой и забыла о собственном творчестве. Остались какие-то недоделанные песни, какие-то легли на полку на несколько лет, какие-то крутились в голове, но всё это было в неком «спящем режиме». Прошло время, что-то во мне изменилось, мир изменился, люди вокруг меня поменялись…

Очень многое я пережила в плане отношений с людьми: за прошедшие годы весь прошлый круг друзей просто сошёл на нет. Это меня не сломало, но что-то поменяло и, наверное, дало толчок творить — дописать, доделать. И так случилось, что определённое количество песен готово к тому, чтобы показаться миру. Чувствую, что настало время, что больше не могу молчать. Мы не должны забывать о своём внутреннем огонёчке, нельзя себя закрывать, нельзя ни в коем случае говорить себе «нет». Если мы не скажем себе «да», то кто скажет? Каждый имеет на это право. Я сталкиваюсь с подобной проблемой у студентов, когда к тебе приходит человек, и ты видишь во всём «нет». Даже в качестве педагога я хочу им показать своим творчеством: вот, смотрите — это ваше «да», вы должны себе это говорить.

И как же рождалось «НебоКновенно»?

Решение о записи альбома было принято год назад, прошлой весной. В нужное время вокруг появились нужные люди: кто-то из них вселил в меня уверенность, кто-то подсказал, что пора действовать, родители как никогда поддержали меня… Судьба свела меня с талантливым музыкантом и аранжировщиком Олегом Губановым, мой наставник и учитель Вячеслав Мокану дал название моему альбому — так началась моя новая история с красивым именем «НебоКновенно». Это еще одно доказательство того, что Вселенная помогает тому, кто зажигает внутри свой огонь. Запись этого альбома стала для меня сокровенным, внутренним процессом, поэтому в нем участвовали только те музыканты, которые хорошо знают меня. Многие партии в песнях сыграны необычайно талантливым полимузыкантом Евгением Харитоновым, очень красивые соло на саксофоне от Михаила Сухарева, любезно согласился мне помочь Илья Емельянов. А драматичную и глубокую песню «Листок» сыграл самый любимый мой гитарист — Александр Горбатов. В заглавной песне «Необыкновенно» вы услышите ангельские голоса: это поют маленькие звездочки из группы «Детвора» под руководством Ольги Гущиной.

А есть ли среди песен какая-то особая для тебя?

Сложно выделить какую-то одну, потому что каждая из этих одиннадцати песен — какой-то этап моей жизни, и все, о чем я пою – это моя душа, моя боль, моя радость… Взять хотя бы песню «Друг», которая скоро выйдет в ротацию. Это история моего разочарования в людях, которых я любила и отдавала все, что у меня есть. На первый взгляд она кажется легкой, даже легкомысленной, нейтральной и светлой, но за этим напускным равнодушием скрывается глубокое переживание, целый вихрь чувств! Эта песня — для внимательного слушателя, а я таких очень люблю.

«Сёмина тащит дочку за уши»

А с чего вообще всё началось, когда ты почувствовала, что сцена тебя манит?

В каждой научной работе есть «Введение». Вот, у меня в жизни было своеобразное творческое «введение» — обучение в студии эстрадного вокала, где преподавала мама [певица Лариса Сёмина]. Ей было комфортно, что дочка рядом, в зоне видимости, занимается делом. Но был один переломный момент — как это бывает в подростковом периоде, когда мы начинаем острее себя осознавать в этом мире... В нашем городе появился первый детский конкурс эстрадных вокалистов, и мама выставила на него плеяду своих лучших учеников. Помню, вдруг мне стало так обидно, что я до сих пор ничего из себя не представляю… Решилась — и попросилась тоже участвовать в конкурсе наравне со всеми! Мама, конечно, не ожидала такого поворота событий, но не стала меня отговаривать. Более того, она очень серьёзно к этому отнеслась, потому что прекрасно понимала, что если на конкурс идёт дочка Сёминой — значит, нужно готовиться. И она шикарно меня подготовила. В номере танцевали учащиеся хореографической школы, специально для конкурса была написана песня, играли живые музыканты — звёзды владимирского джаза: Станислав Фёдоров, Юрий Воронов, которого, сожалению, уже нет с нами, Дмитрий Бугаков. Такие мастера мне играли, маленькой козявке! Да еще и юный саксофонист, мой ровесник — Саша Бочков — со мной на сцене! И когда я стала единственной из учеников, кто прошёл в финал — это уже был для мамы момент истины. А я почувствовала удовольствие от выступления на сцене, поняла, что мне это очень нравится, что я себя больше ни в чём не вижу. И «понеслась», как у меня студенты говорят.

В артистической среде нередко родители отговаривают детей от того, чтобы они шли по их стопам, на сцену. С тобой такое было?

Нет, меня не отговаривали, родители заняли нейтральную позицию. Когда я была маленькой – есть такой период 4-5 лет, когда непонятно, кем дети будут, — они меня определяли во все творческие кружки, какие только возможно. Я рисовала, лепила, вышивала, танцевала, гимнастикой занималась… Всего по чуть-чуть. И за мной наблюдали, где мне комфортнее — откуда уйду, где останусь. Был момент такой: помню, пришла в кружок изобразительного искусства. Рисовали радугу, а я её изобразила на вертикальном листе, и надо мной все начали смеяться, и, прежде всего, начал смеяться сам руководитель. Было так обидно, что я перестала туда ходить. Так во мне художника убили… (смеётся) В конце концов, осталась в музыкальной школе и развивалась по двум направлениям — как музыкант и как вокалистка.

Есть некий стереотип, что детям известных людей всё легко даётся — им всё на блюдечке принесут. Приходилось преодолевать такое к себе отношение?

Я с большим трудом его преодолевала. И даже до сих пор встречаю отголоски этого стереотипа. Но это мне, на самом деле, больше помогало, потому что когда тебе постоянно предъявляют: «Ну конечно, у тебя такая мама… С такой мамой можно горы свернуть», хочется работать больше, чтобы доказать, что есть ещё я и что я могу сделать что-то самостоятельно. Самые больные для меня слова, что «Сёмина тащит дочку за уши» – звучали, наверное, вплоть до первых моих своих сольных концертов. Пока я не показала себя как солистка на большой владимирской сцене, было много разговоров, потому что кто-то знал отчасти, кто-то вообще не видел никогда, но многим было очень удобно говорить неприятные вещи. Потому что это в принципе свойственно человеку — искать недостатки, но не чтобы их исправить, это была критика ради критики. Но она меня стимулировала идти дальше, вперёд, только бы выпутаться из этого. И это очень хорошо, что я не была одарённым ребёнком, с кучей дипломов, кубков, избалованная вниманием и восторженным окружением. Меня мало хвалили, и это, наверное, закалило. Теперь мне легче и студентам какие-то вещи преподносить.

Популярность в кредит

В тот период, когда ты ещё начинала как артистка, на российском ТВ начали «ковать» звёзд напоказ. Не было ли желания покорить Москву, покорить телеэкран?

Все эти истории заканчиваются большими деньгами. Ими кончилась и моя история. Для меня всё перевернулось, когда я попала в один крупный проект. Там всё говорилось открытым текстом, две фразы ещё долго звенели в моей голове. Первая: «А почему вы так поздно приехали? У нас за полгода уже всё сложилось. Все места уже заняты». А вторая фраза: «У вас столько-то тысяч евро есть прямо сейчас?» Я не единственная. Из нашего города многие, на самом деле, тайком, не говоря педагогам, ездили на кастинги. Есть те, которые пробивались – например, несколько человек на «Факторе А» доходили до Пугачёвой, Лолиты, Николаева... Но практически каждому отказывали по разным причинам. Вот сейчас на другое телевизионное шоу самая популярная причина отказа: «Парень извини, ты хорош, но у нас тут очередь с предыдущего сезона. Надо пропустить ребят, понимаешь?» Конечно, могут одного из сотни с улицы пропустить, чтобы он потом всем рассказывал: «Да, я ничего не делал! Я просто попал! Меня просто за мой голос взяли» Но, наверное, их и пропускают, чтобы были такие легенды. А в основном, всё решается, как и у нас в городе — связи. И деньги.

А сколько денег нужно, чтобы раскрутиться?

Смотря какой уровень. Если на большой, то в Москве существует коалиция нескольких продюсеров. Туда пробиваются с такими деньгами, на которые можно спокойно купить квартиру в Москве, дом за границей, хорошую машину… На эти деньги можно самому неплохо раскрутиться, если есть голова на плечах, опыт за плечами и хорошая команда за спиной! Либо можно выстрелить один раз и потом долго отрабатывать. Это же поглощает. Инвестиции — сложный процесс…

Примерно как ипотека?

Да, именно! То есть, либо ты – сын или дочь Рокфеллера, либо придётся отрабатывать. У талантливых музыкантов появилась отдушина — интернет-продвижение. Это действительно находка. Многим удаётся собрать свою аудиторию и быть какое-то время в андеграунде, но опять же, когда они достигают какой-то определенной популярности, им приходится выходить дальше, на большую сцену – и тогда уже начинается большая игра. Там уже зависит от ловкости рук.

Эстрада — это целая инфраструктура, в этом заняты исполнители, музыканты, авторы, звукозаписывающие студии. Владимирская эстрада — что это такое? И чем она отличается от большой эстрады?

От большой эстрады отличается очень многим. В первую очередь, конечно, деньгами. А ещё масштабами. В целом, если говорить про эстраду, у нас не так много творчества. Многие наши артисты используют уже готовые клише, образы, может быть, думая, что владимирскому зрителю именно это надо. Хотя я не согласна: здесь публика соскучилась по свежим, неожиданным решениям, по какой-то новой музыке. Это просто нужно попробовать. Мало авторского творчества как такового. Очень мало моих коллег, которые продвигают свою музыку, в разных направлениях можно насчитать всего по 1-2 исполнителя. Больше творческого подхода, больше чего-то своего — вот это хочется увидеть во многих из них. Разумеется, я никому себя не противопоставляю, я — такой же творческий житель города Владимира. Тоже работаю во многих стилях и адаптируюсь к атмосфере, в которую попадаю. Но ни в коем случае нельзя путать работу и имиджевые мероприятия. Вот на последних часто вижу не тех людей, за которых они себя выдают.

Ты состоишь в труппе Молодёжного музыкально-просветительского театра. Не так давно была озвучена идея строить во Владимире оперный театр. Как ты отнеслась к такой идее?

Меня, конечно, можно назвать ещё человеком молодым, который не имеет права рассуждать о таких глобальных вещах, но, тем не менее, я получила профильное образование «Менеджмент в сфере культуры и искусства», и хоть немного, но в этом разбираюсь. Мне кажется, гораздо более актуально сделать в принципе музыкальный театр. Оперный театр нашему городу не по зубам: у нас элементарно не наберется такого количества кадров для театральной труппы! Музыканты, танцоры, вокалисты – и все должны иметь профессиональное образование в академическом искусстве! Все должны дневать и ночевать в стенах оперного театра, чтобы сделать серьезную постановку. Найдутся ли в нашем городе режиссеры, которые будут компетентны в оперном жанре? Или мы будем приглашать из Москвы, Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода режиссеров, сценаристов, сценографов, костюмеров, гримеров и всю театральную труппу? Тогда проще сделать филиал Мариинского театра во Владимире, но не заявлять о нем как о некой культурной «изюминке» региона. Более того, нужно понимать, что Владимир не настолько велик, чтобы постоянно обеспечивать оперный театр заполненными залами. Я убеждена, что такие серьёзные учреждения культуры как оперный театр нужно создавать в крупных городах, чтобы зритель менялся, и в городах, куда с периферии приезжают специально посмотреть оперу — чтобы на этом была построена даже какая-то туристическая ветка. Музыкальный театр в целом — другое дело. У нас тоже, давно уже, лежит на полке бизнес-план театра эстрады. И даже команда готова, есть все необходимые творческие ресурсы. Но чиновникам это не интересно…

Эстрада — лёгкий жанр?

Да. Но как раз здесь больше публики и наберётся. Я понимаю, как эстрадная вокалистка, я буду говорить про свой театр эстрады. Если мыслить более объективно, актуальнее создать какой-то общий музыкальный театр, где будет и опера, и оперетта, и музыкальная драма, мюзиклы, ревю, речевые жанры. Всё вместе. Только тогда это может окупиться, только тогда это может быть интересно большинству – не только владимирцам, но и области, и всему Центральному региону. Но для этого музыкантам Владимира нужно объединиться. А это, я считаю, либо утопия, либо нужно приложить колоссальные усилия, чтобы все мастодонты нашей владимирской богемы просто пожали друг другу руки и сказали: «Давай работать вместе». Мне кажется, это из области фантастики.

Душа напоказ

Артист — это ведь не только наличие слуха и голоса, это нечто большее. Что же такое артист и можно ли это в себе воспитать, найти, что должно человека отличать?

Это ювелирная работа педагога – найти в человеке артиста, либо понять в какой-то момент, что артиста в человеке нет. Я даже не знаю, с чем это можно сравнить. Ну вот, есть какое-то чутьё у людей, которые ищут золото, алмазы, они понимают, что вот здесь оно должно быть, и они очищают и находят. У нас очень часто бывали ситуации, когда пришёл человек и, вроде бы, никто на него внимания не обращает, и голоса-то особо нет, и смотрит он в пол. И в этот момент педагогу, который определяется к этому студенту, нужно найти кнопочку, чтобы тот раскрылся. Это очень тонкая психология, направленная на каждого человека в отдельности.

Моя мама где-то нашла очень хорошую фразу: «Мы, выходя на сцену, занимаемся душевным стриптизом». Мы оголяем своё внутреннее. А кому хочется оголять то, что у него там внутри сидит? В общественном транспорте в час-пик, когда кто-то стоит слишком близко, входит в нашу «интимную зону» — мы начинаем нервничать, и это только физический контакт. А душевный контакт — он гораздо глубже, он более болезненный, тонкий. И у очень многих закрывается этот замочек, когда в каком-то чувствительном возрасте человек начинает петь, либо танцевать, либо что-то рассказывать, а его осуждают. Грубо говоря, плюют в раскрытую душу. В такие моменты можно убить в человеке Артиста. А если подобная история происходит в более позднем возрасте, то сила характера, сила воли могут сотворить чудеса, и вопреки всему рождается Артист! Конечно, не все биографии творческих людей начинаются с противостояния, но конфликт всегда дает искру, особенно, если почва благодатная. Но даже не внешние факторы и жизненные обстоятельства играют определяющую роль в формировании Артиста. Нужно по-своему чувствовать, по-своему видеть, слышать, думать. А можно ли это в себе воспитать – можно. Я в себе это воспитала.

А как ты себя искала?

Как и все, методом проб и ошибок. При любой возможности выходила на сцену, работала в совершенно разных стилях и направлениях, слушала много музыки, общалась с талантливыми и интересными людьми, попадала под их влияние. Когда почувствовала в себе потребность писать, начала писать рассказы, стихи, песни… Первые из них недостойны чьего-либо внимания, последние собраны в «НебоКновенно». Любой труд приводит к какому-то результату, главное — уметь ошибаться и проигрывать. Сейчас я уже помогаю другим молодым вокалистам искать себя, и я чувствую, как расту вместе с ними, делаю свои выводы, многое начинаю понимать, многому учусь, в том числе и у них! В моей жизни было и есть много креативных, мудрых, духовно богатых людей, и каждый из них для меня — учитель, к каждому я прислушиваюсь, впитываю то, что они говорят, принимаю энергию, которую они мне дарят. Так я становлюсь богаче с каждым днем. Судьба дает нам всё, надо просто быть внимательнее.

Ирина Курочкина