Новые профессионалы
Обновление или омоложение?
На встрече с молодежью в филиале Финансового университета при Правительстве РФ месяц назад губернатор объявила о планах по итогам выборов произвести замены в руководстве 2/3 городов и районов Владимирской области. Не в первый уже раз глава региона обращается к теме «обновления» и «омоложения» кадров на местах, мотивация понятна – повышение эффективности органов муниципального управления, иных явных причин нет. Как говорится, «ничего личного»
Не секрет, что возрастная траектория первых лиц в территориях далеко не всегда отражает тенденции к улучшению уровня жизни, либо качества менеджмента там. Рассмотрим на примерах пяти крупнейших населенных пунктов нашего субъекта РФ (Владимир, Ковров, Муром, Александров, Гусь-Хрустальный) за последнее десятилетие:
до 2005-07гг. |
с 2005-07гг. |
с 2010-11гг. |
на 2013-15гг. |
А.П.Рыбаков (1947) |
А.П.Рыбаков (1947) |
С.В.Сахаров (1968) А.С.Шохин (1961) |
С.В.Сахаров (1968) А.С.Шохин (1961) |
В.Т.Арсентьев (1948) |
И.В.Табацкова (1961) |
В.Р.Кауров (1969) |
А.В.Зотов (1952) |
В.А.Качеван (1950) |
В.А.Качеван (1950) |
Е.Е.Рычков (1976) |
Е.Е.Рычков (1976) |
А.И.Равин (1939) |
Г.К.Симин (1973) |
А.И.Равин (1939) |
В.А.Толстов (1956) |
Б.М.Юматов (1946) |
В.В.Шалаев (1952) |
Ю.В.Гришкин (1954) |
Н.Н.Балахин (1962) |
Из данной таблицы следует очень важный вывод – «омоложение» и «обновление» иногда не синонимы, первое автоматически не приводит ко второму. Мы видим, в том числе, обратные примеры.
Обращает на себя внимание и тот факт, что процесс смены поколений у глав муниципалитетов в регионе и так происходит, постепенно, но довольно естественно. Хотя существуют его безусловные «ускорители», к ним обязательно нужно отнести результаты реализации у нас реформы местного самоуправления. Напомню, что кроме трех городов-исключений, во всех остальных мун.образованиях вводится «двуглавая модель» МСУ, т.е. произойдет раздвоение градоначальников. Вот он, очевидный резервуар для испытания перспективных управленцев!
В этом контексте будут востребованы преимущества именно «сити-менеджерской» муниципальной модели:
а) снижения риска прихода к власти «случайного» человека = известные гарантии компетентности нанимаемого по конкурсу главы администрации;
б) выделение чисто «хозяйственных» функций без излишней политизации, отсутствие концентрации полномочий в одних руках = новая система «сдержек» и «противовесов»;
в) расширение и углубление контроля со стороны депутатского корпуса = повышение местной «прозрачности»;
г) рост влияния регионального уровня при формировании = простота процедур отстранения от должности за ненадлежащее исполнение обязанностей
Но есть и вполне ясные риски, среди которых и недавно обозначенная публично проблема безвозмездности работы для ряда муниципалов. С.Ю.Орлова оценила ее как своеобразный «тест на пригодность», либо свой бизнес и личные интересы, либо полноценная служба на благо обществу. В связи с этим, все более актуальным становится вопрос об организации регионального аналога «президентской кадровой сотни», что обеспечило бы необходимую управленческую циркуляцию.