Молодая гвардия против фашистов и Майдана

В спектакле о Великой Отечественной войне провели параллель с современными событиями на Украине

Фото: vladimir.kp.ru

Владимирский театр драмы в конце минувшей недели представил премьеру — спектакль «Молодая гвардия» в постановке режиссёра Владимира Кузнецова.

Сразу стоит сказать: в репертуаре театра появился действительно скандальный спектакль. Известно, что работа над ним расколола театральную труппу по политическим мотивам. Но о политике позже. Спектакль в целом — достойная работа к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Хороша и режиссёрская работа — средства, найденные Кузнецовым, точны и выразительны — трагедия выписана тонкими штрихами, спектакль не отпускает внимание зрителей ни на минуту, и эти два часа отнюдь не становятся лёгкой прогулкой. Страшно. Хороши и актёрские работы, несмотря на то, что особо выделяющихся героев нет, все они — общая масса. Пожалуй, это в данном случае и верно, потому что Победа — подвиг всего народа, каждый в котором по-своему герой. Немцы же — воплощение абсолютного зла, без капли сочувствия или второго дна. И никакого альтернативного прочтения истории. В то же время, спектакль, по идее режиссёра лишённый советской идеологии, стал воплощением другой крайности — антиукраинской пропаганды.

В немецких захватчиков превращаются майдановцы, которые карикатурно пытаются говорить на якобы украинском, выкрикивают «Слава Украине, героям слава!», срывают с актёра Георгиевскую ленточку и избивают его ногами — по сути, попирают историю и подвиг предков. Конечно, тут же фигурируют пресловутые автомобильные шины. Конечно, развевается украинский флаг.

События спектакля разворачиваются в Луганской области, и, вроде бы, параллели напрашиваются сами собой, особенно если увлечься просмотром телесюжетов на центральных каналах. Но почему-то крайним в многолетних политических играх оказался украинский народ. Вероятно, режиссёр не хотел опорочить всю нацию, но «альтернативных» украинцев — которые говорят на «ридной мове» и хотят, чтобы их государство было независимым, но при этом мирных, адекватных и не купленных «загнивающим Западом» (антиевропейские настроения, кстати, тоже проходят лейтмотивом в постановке) — просто-напросто нет. И выходит, что все украинцы — агрессоры. Выходит, что если у тебя в руках национальный украинский флаг – ты фашист. Если ты говоришь по-украински — ты бандеровец. Если ты вышел на Майдан протестовать против власти, нищеты и беззакония — ты автоматически продался Европе, без вариантов.

Неясно, является ли такая упрощённость «украинского» вопроса личным мнением режиссёра или попыткой угодить официальной позиции. Но один небольшой эпизод вызывает множество вопросов. Не станет ли он поводом для ещё большего разобщения наций? Не разделит ли он владимирских театралов на два лагеря? Не станет ли спектакль, который, по сути, говорит, что единственный выход — война, дополнительным косвенным стимулом к кровопролитию? В год 70-летия Победы самое время вспомнить, как страшна война и постараться сделать всё для того, чтобы не вздохнуть однажды словами из спектакля: «А как хорошо мы жили...».

Ирина Курочкина