Владимирские фермеры — о недостаточной государственной поддержке
Фермерам не хватает «долгих кредитов», логистических центров, кооперации и содействия местных властей в решении их земельных проблем
Представители фермерского движения заявляют о недостаточной государственной поддержке фермерских хозяйств, несмотря на то, что они демонстрируют хорошую окупаемость вложенных средств. Фермерам не хватает «долгих кредитов», логистических центров, кооперации и содействия местных властей в решении их земельных проблем.
Проблемы села в минувшую пятницу, 14 ноября в РАНХиГС по инициативе «Народного фронта» обсудили представители фермерского движения, сельхозпроизводители региона, а также руководство областного департамента сельского хозяйства.
Модератором «круглого стола» выступила руководитель группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Диана Смекалова. Во вступительном слове она достаточно жестко обозначила проблему недостаточности государственной поддержки села. Причем, по мнению Дианы Смекаловой, недостаточность поддержки исходит именно с федерального уровня, тогда как региональные власти, напротив, делают все от себя зависящее.
Общее состояние сельского хозяйства она обозначила как убыточное. Ее коллега по ОНФ, председатель ассоциации «Возрождение Села» Елена Дягтерева рассказала, что российская поддержка до шести раз меньше аналогичной поддержки села в странах Европы. Против субсидий в 6-9 тысяч на Га во время посевной — 954 евро на те же цели в Финляндии. Соответственно, конечный продукт российского производителя оказывается неконкурентоспособен.
Более конкретно риски, с которыми столкнулось село обозначил замдиректора областного департамента сельского хозяйства Константин Демидов. В 2010-м году была принята национальная доктрина продовольственной безопасности, рассчитанная до 2020 года. В ней были перечислены риски для развития сельского хозяйства. Константин Демидов считает, что с тех пор риски не только не поменялись, но и в новой экономической ситуации приобрели большее значение.
Среди рисков снижение покупательской способности населения: из-за дороговизны, многие потребители не покупают в достаточном объеме молочные продукты, сокращают потребление красного мяса, заменяя его белым мясом курицы в лучшем случае. По словам Константина Демидова, «мясо и молоко переходят в разряд продуктов премиум класса». Сокращается разнообразие потребляемых овощей, количество потребляемого населением хлеба напротив существенно превышает рекомендованные объемы.
Негативно на сельское хозяйство также влияет закредитованность села. На многих сельсхозпредприятиях сейчас висят большие кредиты, что, в свою очередь, заставляет банки выделять кредиты селу гораздо менее охотно. Только за последний год количество выданных селу кредитов сократилось в 3,5 раза, практически приблизившись к нулю. Сельхозпроизводители говорят о невозможности получить кредиты, которые сейчас больше всего необходимы, в то время как банки не хотят рисковать. Все это создает дополнительные трудности в виде падения и без того низкого престижа работы на селе, падения общего уровня жизни на селе, проблему оттока квалифицированных, да и вообще любых кадров.
Несколько в другом ключе проблемы села обозначили представители фермерского движения. Виктор Ломакин и Константин Мазуренко отметили нехватку логистических центров либо кооперации, которая бы выражалась в создании овощебаз и хранилищ для овощей, рассказали о необходимости получения дешевых и «долгих» кредитов, недостаточности поддержки фермерского движения в общем объеме поддержки сельского хозяйства (сейчас эта поддержка составляет около 5% при том, что владимирские фермеры производят до 40% отдельных видов продукции). Однако, одной из самых насущных проблем фермеры обозначили получение земель. Муниципальные власти крайне неохотно идут на выделение земель, в итоге получить их для фермера составляет большую трудность. Тем не менее, в это же время проходит массовая скупка у населения паев в разорившихся колхозах. Граждане, скупающие землю, воспринимают ее как свой финансовый актив, земля не обрабатывается и зарастает. Прецедентов изъятия сельхозземель, не используемых по назначению, в России пока немного.
Константин Мазуренко рассказал о том, что несколько лет назад арендовал 1,6 Га земли в Суздальском районе. В прошлом году по ошибке эта земля была переведена из сельхозназначения, в разряд промышленных земель. Ставка налога на нее увеличилась с 6 тысяч до 600 тысяч в год. Ни органы кадастрового учета, ни местная администрация не проявляет желания решить эту проблему. В скором времени Константин Мазуренко должен будет оплатить крупный счет.
Проблема с выделением земли другому фермеру — Виктору Ломакину не решается уже несколько лет. Фермер напрямую связывает ее с заинтересованностью ответственных лиц в том, чтобы она не решалась.
После дискуссии участники «круглого стола» выработали рекомендации в адрес Администрации Владимирской области, а также обращения в центральный штаб ОНФ. Среди рекомендаций региональным властям увеличить ответственность муниципальных властей за неиспользование земель сельхозназначения, увеличение финансовой поддержки по ряду направлений, в первую очередь — на поддержку семейных фермерских хозяйств.