Цены на большинство лекарств никто не контролирует
Из более 16 тысяч лекарств, которые продаются на территории России, только на 567 наименований жизненно необходимых лекарств цены контролируются государством
В сентябре многие владимирцы отметили резкий скачок на ряд лекарственных препаратов. К примеру, серьезно поднялись в цене «энтеросгель» (с 270 до 500 руб.) и «нафтизин» (с 5 до 40 руб.). При этом контролирующие ведомства отмечают, что цены на лекарства не увеличились. Дело в том, что из более 16 тысяч лекарств, которые продаются на территории России, только на 567 наименований жизненно необходимых лекарств цены контролируются государством.
О контроле в сфере оборота лекарств на территории области сегодня в рамках «круглого стола» в городской администрации говорили представители муниципальной власти, департамента здравоохранения и Росздравнадзора.
Руководитель областного Росздравнадзора Александр Лезов рассказал, что по итогам проверок владимирских аптек, проведенных в последние 2,5 года, превышения максимально установленных цен на жизненно важные лекарства ни разу не было обнаружено. Что же касается ценовых надбавок на лекарства из перечня жизненно необходимых, то они сегодня даже ниже, чем в среднем по ЦФО. Цены на остальные лекарства контролируются свободным рынком, иначе говоря, не контролируются вовсе.
В ряде случаев жизненно важные лекарства являются дженериками, проще говоря, аналогами более дорогих и раскрученных лекарств. В Интернете можно без труда найти многочисленные таблицы, где слева известные бренды и цена на них, а справа — дженерики со значительно меньшей ценой. Продавать такие лекарства аптекам не выгодно. Продавцы не скрывают, часто дженерики не выкладываются даже на витрины, по принципу «кому нужно, тот и так спросит». Более того, звучат высказывания, что сегодня аптеки продают «дженерики» себе в убыток. По словам руководителя владимирской аптечной палаты Василия Сачевкина, убыток от продажи аптекой лекарств из списка жизненно необходимых может доходить до 25% от бюджета конкретной аптеки.
Такая ситуация сложилась в результате того, что последние 4 года государство не меняло максимально установленную цену на жизненно необходимые лекарства. В итоге получается, что государство контролирует цены на те лекарства, о существовании которых знают не многие. Конечно, есть и приятные исключения. Среди них активированный уголь — жизненно важное лекарство. Три ведомства (прокуратура, департамент здравоохранения и Росздравнадзор) зорко следят за его доступностью населению.
Правозащитники не раз обращали внимание на несовершенство списка жизненно необходимых лекарств. На заре составления этого списка в него попал целый ряд лекарств, эффективность которых находится под большим вопросом. Эти лекарства вскоре из списка убрали. Однако, даже сегодня есть вопросы относительно отсутствия в списке целого ряда препаратов, которые в прямом смысле действительно необходимы. Фонд «Подари жизнь» и «Лига пациентов» прямо говорят о том, что в основу формирования списка заложен принцип экономической целесообразности, а не интересы пациентов.
При такой ситуации с лекарствами руководство областного здравоохранения отмечает крайне низкий уровень медицинской культуры населения. Сегодня доверие к врачу и системе здравоохранения такое, что гражданин с большей вероятностью при первых симптомах заболевания за консультацией обратится не к доктору, а к всемирной паутине. Нередко назначение препаратов происходит прямо около аптечной кассы.
Интересно, что по количеству аптечных пунктов на душу населения Владимир обгоняет даже Москву и Московскую область. Если сравнивать со странами Европы, то сегодня во Владимире аптек в 4-5 раза больше, отмечает Александр Лезов. При этом, ни городские власти, ни Росздравнадзор не могут назвать точное количество аптек во Владимире. Некоторое их число зарегистрировано в Москве и платят налоги они также в столичную казну. В справочнике организаций Старта33 значится 178 владимирских аптек. По словам Василия Сачевкина, в условиях жесткой конкуренции аптеки снижают цены за счет издержек на оплату труда: нередко, что люди во владимирских аптеках получают «черную зарплату», нередко, что вместо фармацевтов работают неквалифицированные кадры.