Общество 

Учителя сельской школы рассказали о своем катастрофическом положении

Фото: vgv.avo.ru

Коллектив учителей Толпуховской средней школы Собинского района направил открытое письмо в адрес губернатора Светланы Орловой и директора депарамента образования Ольги Беляевой, в котором они рассказали, что доведены до отчаяния.

Особенно унизительным, по словам учителей, ощущать всю тяжесть своего положения и слушать из телевизора информацию о том, как хорошо обстоят дела в школах области и что средняя зарплата учителя больше 20 тысяч рублей. Зарплата учителя первой категории за 20 часов нагрузки — 13,1 тысяч рублей, у молодого специалиста — 9,1 тысяч рублей.

Проблему учителя школы связывают с постановлением Губернатора Владимирской области от 30 октября 2013 года №1215. Согласно постановлению, школа была переведена на подушевое финансирование, что существенно сократило фонд заработной платы учителей. С апреля этого года перестали платить и надбавки, которые хоть как-то компенсировали мизерность зарплаты. Учителя терпели и это, пока не наступило 1 сентября и День учителя — праздники, когда учителей поздравляют ученики, родители и чиновники. Последние произносят громкие слова о непереоценимой важности их профессии. Этот «театр» и стал последней каплей терпения учителей.

Сегодня в школе обучаются 124 ученика, что меньше, чем в соседних школах. В Толпуховскую школу приезжают дети из пяти соседних деревень. Мы связались с учителем истории этой школы Ириной Синягиной и попросили ее рассказать о том, как обстоят дела и что вынудило педагогический состав прибегнуть к открытому письму.

«Наше письмо ни в коем случае не против властей, департамента. Мы прекрасно понимаем, что они опираются на законодательную базу, — говорит Ирина Синягина, — но мы хотим, чтобы поняли и нас. Если мы будем молчать, этот недостаток закона станет нормой, и все будут принимать его как само собой разумеющееся. Мы просим Светлану Юрьевну, всех людей, от которых это реально зависит, чтобы они встали на нашу сторону, признали несовершенство закона и попробовали принять какие-то меры, чтобы исправить это. Сейчас в школе работает много учителей в возрасте. Они уйдут и школы не будет».

По словам Ирины Синягиной с апреля зарплата учителя в школе в среднем снизилась на 3 тысячи рублей. «Для чиновника это один раз покушать, а для сельского учителя — катастрофа». Проблема с подушевым финансированием — не единственная. За свои деньги приходится ремонтировать школьное оборудование, включая «дары модернизации» — проекторы. Нужно находить деньги, чтобы красить полы и стены, готовить к учебному году доски. Если есть классное руководство — помогают родители, если нет — все делается на свои деньги. В этом году, рассказывает Ирина Синягина, школе очень хорошо помог спонсор, но и это не касалось ремонта классов. Отдельная история — школьные автобусы. Сейчас детей из 5 окрестных деревень в школу возит один автобус, был второй, но его забрали. Дети встают рано, а в школу приезжают уже поздно. Проблема в школе далеко не одна и проблемы необходимо признать — уверена Ирина Синягина.

Ирина Синягина рассказала, что описанные в письме проблемы касаются не только их школы. Когда перед написанием письма учителя общались с коллегами, выяснилось, что письма в адрес губернатора и в департамент образования писались уже не раз. Однако, итогом становилось то, что приходила прокурорская проверка, которая проверяла все документы по зарплате и выносила решение, что «все сделано по закону». Именно это заставило учителей вынести проблему на широкое обсуждение и направить письмо в СМИ. Письмо составляли десять учителей — практически весь педсостав школы. Администрацию учебного заведения привлекать не стали, чтобы «не подставлять». Правда, Ирина Синягина не уверена, что получилось «не подставить», по ее мнению, к администрации «сверху» будут претензии по поводу того, «почему не разъяснили учителям положение вещей». Сегодня днем письмо опубликовала у себя на сайте «Зебра-ТВ», вечером Ирина Синягина рассказала о проблеме в эфире радиостанции «КП-Владимир».

Ниже мы приводим полный текст открытого письма:

Губернатору Владимирской области
Орловой Светлане Юрьевне,

Копия: Главе департамента образования администрации Владимирской области
Беляевой Ольге Александровне
Копия: СМИ Владимирской области

от педагогов МБОУ «Толпуховская СОШ»
Собинского района Владимирской области.

Уважаемая Светлана Юрьевна,

Уважаемая Ольга Александровна.

Просим расценить это письмо как крик души доведенных до отчаяния представителей сельской интеллигенции.

Прекрасно осознавая, в какое непростое для нашей страны время мы живем, мы все же вынуждены обратиться к вам, чтобы обрисовать картину своего катастрофического положения, в надежде на поддержку и помощь.

На фоне радужных рапортов о состоянии образования и положении его работников, на фоне теплых поздравлений с Днем учителя, истинная ситуация не вызывает в нас ничего кроме чувства страха, беспомощности и унижения.

Учителя сельской школы сегодня поставлены на грань выживания в прямом смысле слова нищенской зарплатой.

Думаем, ни для кого не секрет, что в педагогику идут не за большими деньгами. Наш оклад рассчитывается исходя из позорно низкой базовой ставки, не дотягивающей даже до современного МРОТ. Мизерность этой суммы компенсируют многочисленные доплаты (за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и т. д.) и премиальные. С учетом льгот по коммунальным услугам этого нам хватало, чтобы существовать в условиях скромного деревенского быта.

Но с апреля 2014 года мы были лишены даже этой финансовой подпорки.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 30 октября 2013 года №1215 нашу школу перевели на подушевое финансирование, что существенно сократило фонд оплаты труда и поставило администрацию перед необходимостью аннулировать все прежние приказы о доплатах.

И хотя доплаты частично пообещали вернуть с наступлением нового календарного года (фактически не раньше февраля 2015), уже сейчас всем нам очевидно, что дожить до этого светлого дня нам будет крайне непросто. Да и в дальнейшем надеяться на существенное облегчение школе, где обучаются всего 124 ребенка, 9 классов без параллелей, в рамках современных нормативов не приходится.

Сегодня средняя зарплата среди наших педагогов - 14 тысяч. Сумма зависит от квалификации и нагрузки, которая в условиях сельской школы крайне ограничена.

Всего несколько цифр из наших платежек:

- учитель высшей квалификационной категории при нагрузке в 21 час – 14,5 тысяч рублей;
- учитель первой квалификационной категории при нагрузке в 20 часов, включая предметы разного профиля – 13,1 тысяч рублей;
- молодой специалист (многодетная мать!) при нагрузке в 18 часов – 9,1 тысяч рублей, включая временную доплату в размере 1 тысячи рублей.

И никаких стимулирующих при самой качественной и самоотверженной работе и при самых весомых достижениях! Добавьте к этому объективную невозможность для учителя найти дополнительный заработок в деревне.

В итоге, вместо того чтобы думать о профессиональных обязанностях, люди с высшим образованием ежедневно решают унизительную задачу: как прожить месяц на 8-12 тысяч рублей, как обеспечить достойную жизнь своим детям, школьникам и студентам, как покупать медикаменты и оплачивать лечение, как поддерживать свой профессиональный рост, поскольку методическая литература и командировки сегодня – тяжкое бремя для кошелька.

Но особенно невыносимо чувство унижения и стыда, которое испытывают работники образования, отдавшие школе 20 и более лет жизни, не растратившие любви к своей профессии. Что же говорить о моральном состоянии молодых учителей? В самом тяжелом положении оказались педагоги-мужчины, вынужденные увольняться, поскольку сейчас совмещать статус сельского учителя и кормильца в семье невозможно при самом горячем желании. Осознание того, что государство оценивает твой труд такой грошовой мерой, заканчивается серьезной переоценкой действительности.

На днях мы узнали о возможном повышении размера базовой ставки с 2015 года. Думаю, вас не удивит тот факт, что никто из нас не испытал по этому поводу какой-то особенной радости. Отдаленность его перспективы не сможет спасти сельского учителя от голодного существования в течение ближайших четырех месяцев. И все мы представляем, что сделает с этим повышением прогрессирующая не по дням, а по часам инфляция.

Должны признать откровенно, более ужасающего положения никто из нас не знал за всю свою профессиональную карьеру. Почти все мы помним задержки по зарплате 90-ых годов, но такое резкое и ощутимое её сокращение на фоне галопирующих цен и тарифов – настоящая катастрофа! Все эти годы мы не накапливали финансовый жирок, но ощущали некоторую заботу власти в виде периодического повышения зарплаты. Никогда еще мы не сталкивались с такой постыдной её деградацией!

Мы знаем, что в подобной ситуации оказались десятки и сотни сельских образовательных учреждений области и страны в целом. Городские школы обеспечены приемлемым финансированием за счет численности учащихся, сельские малокомплектные школы поддержаны особыми доплатами, но школы, подобные нашей, поставлены на грань мучительной голодной смерти.

А между тем наша школа является культурным центром сельского поселения и центральной усадьбы одного из крупнейших в районе сельскохозяйственных предприятий, здесь обучаются дети из пяти населенных пунктов сельской округи. Сегодня, когда с высоких трибун произносится столько красивых слов о необходимости поднимать российское село, о престиже образования, о замечательных инициативах Президента, в частности потребовавшего, чтобы зарплата педагогов соответствовала средней по региону, наше прозябание помимо отчаяния вызывает еще и глубокое возмущение. Возмутительно чувствовать себя «учителем второго сорта» только потому, что количество учеников в твоей школе не укладывается в установленный кем-то норматив.

Учителя – особая категория ответственных бессребреников. Для нас всегда на первом месте интересы детей. Даже сейчас мы продолжаем исправно выполнять функционал, который нам не оплачивают, потому что это – основа нашей работы.

Но складывается ощущение, что чиновники (не забывающие следить за регулярным и основательным повышением своей зарплаты) сознательно пользуются этим нашим особенным качеством. Сегодня они, надеясь на наше безмолвие и терпение, фактически доводят нас до нищеты, ловко используя всевозможные лазейки современного Закона об образовании. Закона, принятие которого несколько лет назад вызвало бурную и неоднозначную реакцию педагогического сообщества. Закона, который уже лишил наших учеников, деревенских детишек из малообеспеченных семей, возможности заниматься в группе продленного дня, вынуждает учителей за свой счет оплачивать необходимую канцелярскую продукцию и картриджи, ремонтировать классные кабинеты и оргтехнику, выполнять функции техперсонала, численность которого сокращена до критического уровня, и замещать вакансии не по профилю.

Мы уверены, что в ответ на это обращение получим в лучшем случае очередную беседу на тему кризисного финансового положения области и страны. Но надежда умирает последней. Сельские школы - сердце и будущее российской деревни, взывают о помощи! Если вы не в состоянии её нам оказать, то, пожалуйста, отражайте в отчетах объективную реальность, а не её среднестатистическую видимость.

Со своей стороны сообщаем, что готовы использовать все доступные нам в рамках закона способы борьбы за свое достоинство, материальное благополучие и любимую работу: обращение в федеральные органы власти и СМИ, пикеты, забастовки.

С уважением, коллектив МБОУ «Толпуховская СОШ» Собинского района Владимирской области.

10 октября 2014 года.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.