Диалог с Волго-Вятской компанией налажен, но о долгах еще не договорились
В рамках вчерашней пресс-конференции первый заместитель губернатора Алексей Конышев рассказал, что с ОАО «Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией» налажено нормальное деловое сотрудничество. В то же время, разногласия между областной администрацией и железнодорожниками по сумме долгов имеются.
В середине августа «Волго-Вятская ППК» вновь заявила о задолженности области. В этот раз по оценкам компании она составила 182 млн. рублей. Задолженность возникает из-за того, что стоимость проезда для граждан составляет одну сумму (сейчас это 2,37 рублей за километр), а себестоимость перевозок поездами компании — чуть выше (у Волго-вятской она составляет сейчас 2,88 руб/км). Разницу в стоимости возмещает область. Конфликт возникает из-за расчета этой суммы, у областных властей и железнодорожной компании разные методики. Согласно методике области, ожидаемый объем убытков Волго-Вятской компании в этом году составит 47 млн. рублей.
По словам Алексея Конышева, область вполне логично не должна оплачивать все издержки компании. Даже если 100% учредителем пригородной компании является РЖД, пригородная компания все равно является коммерческой, а значит должна существовать в условиях рынка и оптимизировать свою деятельность. Другими словами, налоги жителей области не должны идти на то, чтобы оплачивать нежелание компании быть эффективной.
Процесс экономических споров областной администрации с компанией за последние годы стал настолько привычным, что в одном из последних интервью на эту тему директор транспортного департамента Владимир Каленов назвал его «нормальным», а практику перманентного арбитражного суда с компанией «цивилизованной практикой». О не менее цивилизованной практике расчета компенсации в рамках единой методики пока ни одна из сторон не заикается. С другой стороны, в прошлом году Волго-вятская пригородная компания пошла на очевидно менее «цивилизованную практику» решения конфликтов, когда организовала на владимирском вокзале акцию «добро пожаловаться!», в рамках которой собирала жалобы пассажиров на отказ администрации оплатить убытки компании.
Интересно, что пришедшая в этом году ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», которая теперь обслуживает московское направление, определила экономически обоснованный тариф в 2,37 рубля за километр, то есть ровно в копеечку с тарифом для населения. Таким образом, эта компания работает без убытков. С 1 июля вместо одной пары «Ласточек» по нему ходят уже три. Билеты на «Сапсан» по-прежнему нужно покупать заранее. Однако, тут дело не только в эффективном руководстве компании, но и в «материальной базе». Понятно, что московское направление — выгодное.
Третья пассажирская компания, которая работает на территории региона, ОАО «Северная пригородная пассажирская компания». Ей досталось направление на Александров и на Иваново. Там еще можно встретить поезда на дизеле, а себестоимость перевозок ей оценивается аж в 5,05 рублей. Объем убытков по «Северной ППК» область оценивает в 38,3 млн. рублей. На вопрос журналистов о том, не предъявляет ли претензии к области эта компания, Алексей Конышев отшутился, что мол там «северные люди», пока что они думают. Объем убытков по «Северной пригородной пассажирской компании» область оценивает в 38,3 млн. рублей.