Культура 

В День театра показали трагедию, но ироническую

Во Владимирском театре драмы вчера, 27 марта, отметили профессиональный праздник. Вечер начали с приятного — с вручения премии имении Евгения Евстигнеева — за заслуги на актёрском поприще. Из рук вице-губернатора Михаила Колкова награду получила актриса Людмила Акинина.

Исполнив свою миссию, Михаил Юрьевич удалился на концерт Дениса Мацуева, а зрители остались смотреть премьеру — спектакль «Антигона» по пьесе Жана Ануя в постановке заморского режиссёра российского происхождения Льва Шехтмана.

Обычно в День театра мы показываем капустник, шутим на сцене, — предварил показ директор театра Борис Гунин. — Но жизнь — не только шутка. Поэтому сегодня — очень серьёзно.

«Антигона» в первоисточнике — древнегреческая трагедия Софокла. Французский драматург Жан Ануй предал истории новый, психологический лад. В центре сюжета — противостояние царя, который делает свою работу, и его двадцатилетней племянницы Антигоны, которая ослушалась изданного закона, и теперь её должны казнить. В своё время во Владимире зрители уже могли увидеть ануевскую «Антигону» — в театре-студии «Новая сцена». В театре драмы о постановке пьесы говорили ещё в начале сезона, но сейчас, в связи с украинскими событиями, тема власти и оппозиции стала особенно актуальна.

Декорации авторства Станислава Шавловского похожи на клетку. Костюмы — из разных эпох. Антигона одета в джинсы и бесформенную кофту, а в особо патетические моменты ещё и в кожаную косуху и шапку с ирокезом — и панк, и воин древнегреческой армии. Сестра Антигоны Исмена — то в образе древнегреческой красавицы, то плакальщицы. Креон — царь Фив — ходит во фраке, а ещё у него есть личный охранник (в пьесе был мальчик, но как без осовременивания, Креон тоже не царь, а, скорее, мэр).

Жанр спектакля был заявлен как ироническая трагедия. В трагедиях (таково правило) пренепременно должна быть борьба высоких идей, и без смертей не обходится (даже собака — и та во владимирской версии обречена). Оба пункта выполнены. А где же тут ирония? Видимо, под лёгким юмором нужно понимать истерику Исмены. Она по-детски топает ногами и бьётся от головой о спинку стула, выкрикивая: «Я более уравновешенная!» Наверное, ирония —это и образ глупого стражника. Каким он был, таким к финалу и остался.

А вот такие важные части пьесы, которые у автора произносит хор, перенесены на видео. Текст зачитывают то Николай Горохов (он же Креон), то Анна Лузгина (Антигона), то Анатолий Шалухин (Гемон). И именно зачитывают, отчего многое проходит мимо ушей и сердец зрителей. Жаль.

Премьеру зрители оценили по-разному: кто-то ушёл в антракте, кто-то в конце встречал актёров овацией. А следующая премьера театра — спектакль «Село Степанчиково и его обитатели» — пройдёт 27 мая и завершит театральный сезон.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.