Статус исторического поселения: решение проблем или их прибавление?
Три города Владимирской области имеют статус исторического поселения. Это Владимир, Суздаль и Гороховец. Статус говорит, что историческая застройка этих городов имеет чрезвычайную культурную важность.
Однако, несмотря на закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерациия» (12 глава 73ФЗ) и прочие охранительные законы (всего 21 документ) отдельные лица находят лазейки, чтобы, не нарушая законодательство, нарушить исторический облик.
Сегодня в Белом Доме прошел «круглый стол», посвященный законодательным аспектам сохранения исторических поселений. Среди участников был член Совета Федерации Сергей Рыбаков, спикер областного парламента Владимир Киселев, гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, начальник госинспекции охраны памятников культурного наследия области Евгений Гранкин и ряд других чиновников.
«Историческое поселение» — еще не значит льготы...
Перед самим «круглым столом» Сергей Рыбаков рассказал журналистам, что дает области наличие «исторических поселений». По его словам, для региона «историческое поселение» значит не льготы и преференции прежде всего, а скорее обязанности. Историческое поселение — территория, где сохранилась историческая застройка. Территория должна иметь соответствующий план и должна быть утверждена в кадастре. Соответственно, с территорией населенного пункта «историческое поселение» может не совпадать.
...но все равно хорошо
В целом же, «исторические поселения» (напомним, в сегодняшнем виде в российском законодательстве они появились в 2010 году) — это хорошо и как говорится, большой шаг вперед. Министерство культуры смещает акценты в охране памятников от конкретного памятника к территории. И это позитивная тенденция, считает Сергей Рыбаков, это комплексный подход к делу. Три поселения в регионе — это также очень хорошо. Во всей России их всего 41.
Проблемы либерализации
Уже на «круглом столе» Сергей Рыбаков отметил, что многие проблемы с исторической застройкой пришли вместе с либерализацией строительного законодательства. Сегодня жилое здание не выше трех этажей (или нежилое не выше двух этажей) может быть не согласовано с управлением архитектуры. Вопрос о внешнем виде таких зданий также не ставится. Отсюда выходят такие примеры, как хороший деревянный дом с наличниками в Гороховце хозяин обкладывает силикатным кирпичом. «Зачем?? Где эстетика??», — спрашивает с трибуны собравшихся Сергей Рыбаков и продолжает, — «в советское время церкви взрывали, а сегодня застраиваем».
Сергей Рыбаков отметил, что муниципальные власти не всегда справляются с задачей охраны памятников культурного наследия, перевод их на федеральный уровень будет здесь решением проблемы.
Закончил свое выступление Сергей Рыбаков словами Валентины Матвиенко (сказанные ею во время визита в наш регион): «нужно развернуть людей к тому, что это наше богатство. Вы же отлично понимаете, что у нас нет ни нефти, ни газа — есть только наша история. Если мы это не сохраним — потомки нам не простят!». Примечательно, что в начале своего выступления Сергей Рыбаков призвал коллег обсуждать этот волнительный вопрос без эмоций.
Вместо экономической заинтересованности — уголовное преследование
Эстафету выступлений перенял начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия Евгений Гранкин. Он рассказал, что экономические стимулы для охраны памятников сегодня отсутствуют, есть только уголовное и административное преследование за нарушение. При этом, в налоговом кодексе есть соответствующие нормы, в соответствии с которыми добросовестный арендатор здания, являющегося объектом культурного наследия, может платить аренду на льготных условиях.
В чьих руках полномочия
Контрастом к предыдущим выступлениям была речь с места главы Муромского района Евгения Рыжкова. Он начал с фразы о том, что рад тому, что Муром не включен в список исторических поселений. Ведь для «ист.поселения» нужно за свои (районные) деньги сделать 4 пакета документов. Кроме того, для любого согласования по застройке нужно будет обращаться в Москву, так как все согласования будут проходить на федеральном уровне.
По мнению Евгения Рыжкова, на муниципальном уровне можно сделать точно такой же регламент управления исторической застройкой: установить все те же санкции и права, только без выхода на федеральный уровень.
«Никаких правовых стимулов для введения на территории режима исторического поселения нет», — подытожил муромский глава.
Здесь интересная деталь: каждый из выступающих убеждал собравшихся в необходимости наделения его ведомства большими полномочиями: Сергей Рыбаков говорил о том, что только на федеральном уровне можно сохранить уникальные памятники, Евгений Гранкин о том, что у его ведомства недостаточно рычагов воздействия, Евгений Рыжков — о том, что муниципальные власти сами справятся лучше — им ближе.
«Многодетная семья улучшает свои условия»
Интересен был и доклад гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светланы Мельниковой. По ее словам, чего не хватает объектам культуры — это воли властей. «Можно обложиться огромным количеством бумаг (законов), но если не будет личной культуры и ответственности за историческое наследие — ничего не будет. Она привела в пример здание-монстр, которое видно туристам через Золотые Ворота и таксистское депо в центре Владимира (в исторической застройке), которое имеет также крайне уродливый вид и по факту нарушает ряд градостроительных норм. Однако, госинспекция по охране объектов культурного наследия проиграла суд с владельцем этого дома. По документам, в доме проживает многодетная семья. Когда же здание достраивалось и расширялось, в документах стояла приписка: «многодетная семья улучшает свои условия».
Еще раз, более подробно и в расширенном составе законодательные проблемы исторических поселений обсудят этим летом, 18-19 июня в рамках парламентского форума «Историко-культурное наследия», который пройдет в городах нашей области. Ранее мы уже сообщали, что 18-19 июня область посетят сразу нескольких видных политиков: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, министр культуры Владимир Мединский, министр строительства Михаил Мень, Никита Михалков, а также ряд руководителей регионов.