Культура 

Владимирцы отметили 75-летие Венички Ерофеева

Вчера автору знаменитой поэмы «Москва-Петушки» Венедикту Ерофееву исполнилось бы 75 лет.

Кроме своих произведений, действия в которых происходят на владимирщине, он имеет отношение к нашему краю как студент владимирского пединститута. Студентом он был успешным, сессию сдал неплохо, правда, после первого же семестра его исключили «за моральное, нравственное и идейное разложение студентов».

Потом писатель работал во Владимире грузчиком и рабочим стройтреста, в начале 1990 года недолго был активистом «Партии любителей пива», 11 мая того же года он умер. В память о писателе на здании филфака у Золотых Ворот установлена мемориальная табличка с текстом: «В этом здании учился русский писатель Венедикт Ерофеев». Здесь и собрались вчера его почитатели. Чтобы вспомнить Веничку - так называл себя сам Венедикт Ерофеев в своей поэме «Москва-Петушки», и положить цветы к мемориальной доске.

Полина Вахотина написала в ЖЖ о вчерашней встрече:

«Ну, вот, потом пришёл правильный филолог и товарищ Кир Соколов, поинтересовался, как будем отмечать, обнаружил, что никто ничего не принёс, куда-то (с) отошёл, через пару минут вернулся с полбутылкой водки (Веничка бы оценил!), и мы пошли поискать _подворотню_ - Кир, я, Вера, Гера Жарков, Юра Борисов и какой-то юноша. Подворотню нашли рядом, колоритную, выпили по стопке ритуально и разошлись»

Сейчас написано уже немало исследований на «Москва-Петушки», точный тираж поэмы подсчитать трудно, а в Московском Доме Книги на Арбате книга Ерофеева в «коже» продается за 4 тысячи. Виктор Пелевин в одном из эссе проводил параллели между Веничкой, воспринимавшим советскую действительность через алкогольную призму и героем Кастанеды, который принимал галлюциногенный кактус. Политолог Роман Евстифеев вспомнил об одном исследовании, где «Москва-Петушки» сравнивается с «Божественной комедией»: то же путешествие, Москва как чистилище, Петушки как ад, Красная Площадь как рай.

Интересная серия воспоминаний о писателе выходила в «Журнальном зале», правда, к 60-летию. Воспоминания помогают понять, насколько необычным был Веничка. Ольга Седакова вспоминала тогда:

Однажды Веничка остался ночевать, в кухне, на раскладушке. Среди ночи мы проснулись от невероятной стужи. Оказывается: балконная дверь на кухне настежь открыта (а мороз под 30°), задувает ветер, вьется снег, а Веня лежит не шевелясь.

— Почему ты не закрыл дверь?
— Я думал, у вас так принято. Проветривать ночью.

Я не могу вспомнить другого человека среди тех, кого знаю, который мог бы в этих условиях так подумать и сделать (точнее, не сделать: не закрыть дверь без спроса и не разбудить хозяев, чтобы спросить). Это Венино свойство, нечто противоположное борьбе за место под солнцем, противоположное плебейскому.

Известно, что московские поклонники Ерофеева также организуют несколько акций к юбилею писателя, включая экскурсию по Красной площади и поездку на электричке по маршруту «Москва-Петушки».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.