Власти обеспокоены состоянием учреждений допобразования
Учреждения дополнительного образования не соответствуют требованиям и стандартам. Об этом говорили в минувшую пятницу (20 сентября) на заседании комиссии по делам несовершеннолетних Владимирской области.
Если смотреть на статистику занятости детей в различных секциях, кружках и художественных школах, то наша область имеет здесь очень хорошие показатели. В области 62 соответствующего учреждения, а с учетом секций - 135.
В планах «дорожной карты» РФ по образованию значится достижение уровня вовлеченности детей в дополнительные занятия к 2018 году 75%. Область этот показатель уже перевыполнила. У нас вовлечено 86%. Правда, отмечает и.о. директора департамента образования области Ольга Беляева, некоторые дети могут ходить в четыре секции и их будут записывать четыре раза.
При том, что 8 из 10 школьников посещают эти учреждения, в них есть ряд серьезных проблем. Во-первых, учреждения дополнительного образования разноподчинены. Это порождает проблемы с контролем педагогического состава и применения стандартов по материально-техническому оснащению.
Вторая проблема - недофинансирование. Денежное обеспечение дополнительного образования лежит на плечах муниципалитетов. При том, что сегодня соблюдение всех нормативов в средней школе тщательно проверяется не одним ведомством, все финансирование идет на школы. Дополнительное образование финансируется по остаточному принципу. Это при том, что именно дополнительное образование закладывает в учащихся знания и заинтересованность в будущей профессии, именно в таких учреждениях учатся одаренные дети, которые представляют область на различных соревнованиях и показывают хорошие результаты.
Недостаточность финансирования сказывается как на материально-технической базе (в секциях старая мебель, плохое освещение, отсутствие ремонта), так и на низких зарплатах педработников. Опять же, странно, что именно те учителя, которые на собственном энтузиазме воспитывают одаренных детей, получают меньше всех. Средняя зарплата в школе сегодня составляет по данным департамента образования 18 000 рублей. В начальной школе меньше - 13 200. А средняя зарплата педагогов дополнительного образования всего 11 тысяч. Причем во многих случаях она не превышает восьми тысяч. При таком порядке вещей, отмечает Ольга Беляева, педагогов почти нет, а те, что есть - в общей массе не совсем те, что должны быть.
Кстати, живой пример - история с 22-й школой. Из-за каких-то проблем (пока рано говорить о халатности) школа была не подготовлена к учебному году. Среди пунктов, которые не приняли в Роспотребнадзоре - ремонт крыши. В прошлом году крыша была признана нуждающейся в капремонте, однако руководство школы ограничилось тем, что установило подпорки. В итоге школьников решено было до окончания ремонта крыши перевести в ДДюТ.
Однако, как выяснилось на последнем заседании горсовета, вряд ли ДДюТ (учреждение дополнительного образования) соответствует стандартам, применяемым для школ: В здании Дворца освещенность ряда кабинетов не соответствует нормам, отсутствует местное освещение классных досок, нет отдельного блока для начальных классов, площадь ряда классных комнат меньше положенного, полы требуют ремонта, в здании отсутствует медкабинет, есть проблемы и с пищеблоком.
Руководитель Роспотребнадзора Татьяна Данилова настроена решительно, и при наличии таких замечаний санэпидемзаключения ДДюТ не получит. Поэтому, есть вероятность, что 22 школа туда не переедет, по крайней мере до устранения нарушений.
Вице-губернатор Михаил Колков отмечает, что учреждения дополнительного образования требуют больших финансовых вложений, которые пока область не потянет. В качестве одной из мер стимулирования таких учреждений он предложил организовать областной конкурс на лучшее учреждение дополнительного образования. Как результат - внимание властей сможет повысить престиж этих учреждений. По его словам, низкий престиж - это вообще проблема дополнительного образования в России. В США руководители секций или кружков часто становятся почетными гражданами, у нас же некоторые педагоги творят чудеса и остаются неизвестными. В этом смысле нужно развивать и пиар таких учреждений, четко разграничивать их и часто бессодержательных и дорогих частных кружков.