РПЦ переключилась на квесты
«Православие, самодержавие, народность» – мероприятие с таким названием пройдет во Владимире с 15 июля по 22 сентября. Действо проходит по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, с участием Екатеринбургской и Костромской епархий, при широкой поддержке средств массовой информации и посвящено празднованию 400-летия Царственного Дома Романовых. Об этом сообщает горадминистрация. В рамках празднования: выставка «От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома» и квест игра на автомобилях «по николаевским местам», по итогам которой победители, как сообщается, получат ценные призы. По замыслу авторов, мероприятие призвано возродить и приумножить патриотические ценности России.
Возникает несколько вопросов к устроителям. Первый – получается, что патриотизм должен быть возрожден (при поддержке РПЦ) в приближенном виде к тому, что описано в теории официальной народности и при широком освещении в СМИ?
Для справки: «Православие. Самодержавие. Народность» - это теория, возникшая в 30-е годы XIX века во времена реакции монархии на восстание декабристов (1825г.) и являющаяся идеологическим обоснованием политики Николая I. Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». Теория оказывала негативное влияние на развитие российской науки и права, а также использовалась для обоснования антисемитизма черносотенцами.
Второй вопрос: название «От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома» очень напоминает вводную главу в книге Эдварда Радзинского «Николай II». Только там, в книге Радзинского, описывается, что ни события в Ипатьевском монастыре – где был в ссылке отец первого русского царя, ни события в Ипатьевском доме – где расстреляли Николая с семьей, не могут назваться светлыми страницами Русской истории или истории дома Романовых. Какое–то корявенькое название получается...
Третий вопрос: о православных игрищах. Опять хочется спросить, мол товарищи, вы что, серьезно это? Вы думаете завлечь молодежь в храм квестом «Пройди по николашкиным местам» или компьютерной игрой «не пусти Pussy Riot в храм»? Или еще лозунгами «быть православным – это выгодно»? На это хочется сказать, что РПЦ в лице ее доблестных руководителей и PR-службы оскорбляет мои религиозные чувства.
В православие записываются сейчас не самые доблестные люди часто, те, кому это выгодно. Причем "выгодно" может быть не сознательно, а просто там приятно, удобно, вкусно, говорят, что ты хороший и на правильном пути, что у тебя есть смысл жизни и государство считает тебя полезным и надеется в твоем лице на поддержку. Если ты православный, то тебе говорят, что именно ты - тот, кто возрождает сегодня нашу великую Богом хранимую страну, на которую, к сожалению, сейчас со всех сторон наступают враги.
Самое странное, что это все происходит на фоне высказываний патриарха о том, что нужно формировать православную интеллигенцию.
«Мы как народ, как Церковь сегодня очень нуждаемся в формировании корпуса православной интеллигенции», - Святейший Патриарх Кирилл.
Отдельный вопрос о том, может ли быть вообще эта «православная интеллигенция». По мне, это что-то типа «цыганская архитектура» или «ацтекское коневодство», или даже «буддийское общество любителей вяленой говядины», но не суть. А суть в том, что современная русская православная деноменация всеми силами старается привлечь на свою сторону самые необразованные и политически инертные слои общества. Что не может не отталкивать от нее думающих и неравнодушных к судьбе родины людей – видимо тех, кого патриарх имел ввиду пол словом «интеллигент».
А кто такой интеллигент - хорошо сказал Ю.М. Лотман. Это человек, который оторван от собственных интересов, который смотрит шире. Когда человек смотрит шире - он не стремится найти уютное место для себя, он ищет уютное место для всех. Не думаю, что такой человек будет поддерживать идеологию современного православия, которая четко делит людей на своих и чужих, при чем в "чужие" часто попадают бывшие свои.
На этот счет написано уже немало статей. Одна из них - статья кандидата биологических наук, профессора Института биологических наук и кафедры экологии и эволюционной биологии Мичиганского университета США Алексея Кондрашова, опубликованная, кстати, на православном портале. Он отвечает на статью игумена Петра.
«Игумен Петр (Мещеринов) подробно написал об одном широко известном обстоятельстве: многие из людей, «которых в православной среде презрительно именуют либеральными … на дух не переносят Русскую Православную Церковь». Игумен Петр полагает, что «эти люди (не лишённые, разумеется, тех или иных человеческих слабостей, немощей и заблуждений) обладают очень верной нравственной интуицией».
По его наблюдениям «все они, даже те, кто позиционирует себя в качестве агностиков, с огромным уважением относятся к образу Христа», но считают, что «наша Церковь имеет ко Христу весьма малое отношение». Игумен Петр не видит простого выхода из этой огорчающей его ситуации, хотя и надеется, что «подлинная церковная пастырская педагогика» может помочь.
Меня «зацепил» этот текст. Во-первых, он написан будто бы обо мне — закоренелом умеренном либерале, который 1) «с огромным уважением относится к образу Христа», 2) «на дух не переносит РПЦ» и 3) несмотря на свои «человеческие слабости», обладает «нравственной интуицией» (не мне судить, насколько верной). Во-вторых, я уверен, что игумен Петр заблуждается: «пастырская педагогика» поднимет популярность нынешней РПЦ среди либералов не больше, чем реклама — популярность нынешних КамАЗов среди дальнобойщиков. Надо улучшать продукт, а не впаривать клиенту то, что есть.»
Вместо «улучшения продукта» мне предлагают сыграть в игру «не пусти пусси райот в храм» и пройтись под лозунгом «Православие. Самодержавие. Народность.».